РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса Искусство (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО) для 7 класса

Администрация Рассказовского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»
Директор школы
______________ И.А.Бузанов
Приказ № 143 от 01.09. 2016 г.
Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению
(протокол № от 01.09. 2016 г.)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Искусство
(ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
для 7 класса

на 2016-2017 учебный год

срок реализации: 1 год

составитель: учитель МБОУ Платоновской СОШ
Пучина Нелли Валентиновна




2016 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИСКУССТВО (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Программа "Изобразительное искусство" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды:
изобразительные – живопись, графика, скульптура;
конструктивные – архитектура, дизайн;
различные декоративно-прикладные искусства.

Изучение изобразительного искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; - освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; - овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); - формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать и понимать: - основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества. Уметь: - применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; - анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - восприятия и оценки произведений искусства; - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИСКУССТВО (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения, колорит, цвет и цветовой контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, фактура, ритм, формат и композиция. Художественные материалы и возможности их использования. Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, "Мир искусства " и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина). Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Этьенн Морис Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский). Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, Клод Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Шарль Эдуард Ле Корбюзье). Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
7 класс – «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

. Раздел. Тема. Основное содержание по темам.
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Раздел 1.

Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.


Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека
Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной.
Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека.
Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой.
Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.
Рассуждать (с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства.

Раздел 2.

Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства.
Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени.
Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами.
Приобретать опыт сюжетной зарисовки, изображения по памяти и представлению.
Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, сопереживать людям.
Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест.
Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей.
Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника.

Раздел 3.

Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.


Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве.
Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального сознания и образа национальной истории.
Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей.
Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта.
Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства.
Учиться понимать множественность направлений и языков изображения в ис-тве XX в.
Осознавать и объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи.
Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве.

Раздел 4.

Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.

Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.
Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.
Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами.
Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства.
Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.
Объяснять культуростроительную роль музеев.
Овладевать методом создания творческого индивидуального проекта.
Понимать особенности работы в творческой группе.
Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.
Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного курса «ИСКУССТВО»
(Изобразительное искусство)
для 7 класса



7 класс
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

Кол-во часов

1 раздел
«Изображение фигуры человека и образ человека»

9 часов

2 раздел
«Поэзия повседневности»

7 часов

3 раздел
«Великие темы жизни»

10 часов

4 раздел
«Реальность жизни и художественный образ»

9 часов



Всего: 35 часов






Приложение к рабочей программе
курса «Изобразительное искусство»
для 7 класса на 2016– 2017 год

Календарно-тематическое планирование
№ урок
Кол-во
час.

Дата проведения
Кор-ректировка
Тема урока

Содержание урока
Знания, умения, навыки
Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

«Изобразительное искусство в жизни человека»


1 четверть «Изображение фигуры человека и образ человека»
9 часов

1



Изображение фигуры человека в истории искусства
Человек как высшая ценность нашего общества. Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в различные историч. эпохи (лекция)
В мастерской художника.
Художественное мышление.
Пластика, рельефы, динамика, живопись
-Школа изобразительного искусства, стр.76.
-В.И. Ракитин «Искусство видеть» - стр. 44.

2



Пропорции и строение фигуры человека
Пропорции фигуры человека.
Постановка фигуры. «Рисовать – значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего» Н.Н.Ге.
Аппликация
Пропорциональный канон.
Модуль – высота головы человека.
Золотое сечение
А.К. Щеголихина «Рисунок»
стр. 71.
-Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы рисунка» стр. 33

3



Красота фигуры человека в движении
Скульптура малых форм.
Мелкая пластика.
Статуэтки из глины
Особенности подвижной натуры.
-Н.П. Костерин «Учебное рисов.» стр.189

4 – 5



Изображение на плоскости фигуры человека
Значение различных точек зрения на скульптуру при её восприятии.
Особенности работы от общего к частному.
Рисование простым карандашом
Рисование головы
Линия, тоновое пятно, характер штриха.
Избирательность нашего зрения.
Основные линии построения

А.К. Щеголихина «Рисунок»,
стр. 75
-Н.П. Костерин, стр. 201

6



«Великие скульпторы»
Личность художника, целостность его представлений о красоте человека
Скульптура: идеал и чувство реальности.
Декоративное и монументальное искусство
-В.И. Ракитин «Искусство видеть»,
стр. 27, 31.

7



Изображение фигуры человека с использованием таблицы
Схематический рисунок. Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом. Величинные отношения между ними
Применение пропорциональных схем. Деталирование рисунка.
Светотени. Покрытие основных цветовых пятен. Выявление тональных отношений
-ИЗО «Основы композиции»
стр. 49.

8



Набросок фигуры человека с натуры
Глазомер, ассоциативно-образное мышление.
Рисунок соседа по парте
Набросок и техники его выполнения. Пластическая анатомия человека
Плакаты с изобр. фигуры человека


9



Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»
Рисование на свободную тему. Соединение пейзажа с фигурой человека.
Настроение дня
Чувство, состояние, место, персонаж
-Н.М.
Сокольникова ИЗО «Основы живописи»
стр. 15

2 четверть «Поэзия повседневности»
7 часов

1/10



Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства
Урок-лекция
Обобщение.
Целостность изображения. Композиционный центр.
Жанр. Сюжет. Бытовой жанр
-Г. Семеров «Пути к ис-ву»,48
-Г.В. Беда «Основы изобразит.грамотности» стр. 91

2/11



Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Урок конференция
Малые голландцы обобщённое название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта
Ян Вермер и делфтская школа живописи. Бытовой и исторический жанры
-ИЗО 7 класс, поурочное планирование, стр. 70

3/12



Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине
Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П. Федотов
Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости
-Н.П. Костерин. Учебное рисова-ние, стр. 31.
-ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 77

4/13



Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.П. Репин, И.Н. Крамской, В.Г.Перов. Значение деятельности П.М. Третьякова
Последовательность рисования дерева в тёплом колорите
Передача цветом пространства.
Цветовые отношения. Выступление детей о художниках-передвижниках
-Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы живописи»
стр. 45, 63.
-«Крестьянка», Открытки «Третьяковская галерея»

5/14



Просмотр видеофильма -«Третьяковская галерея» или
«Русский музей»
Роль сюжета в решении образа. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника.
Юрий Гагарин, говоря о красоте вселенной, сказал: «Необычно, как на полотнах Рериха!»
Творчество Н.К. Рериха
Горный пейзаж
Роль живописно-пластических средств в реше-нии образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура)
-В.И. Ракитин «Искусство видеть»
стр. 31.
-А.Д. Алёхин «Когда начинается художник»
стр. 109.

6/15



Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»
Эскиз как переходный этап при создании композиции.
Нет предела знаниям
Композиция.
Замысел работы, эскиз
-А.Д. Алёхин «Когда начинает-ся художник» стр. 5

7/16



Творчество Ф.А.Васильева
Глубок смысл природы.
Новые техники рисунка. По-сырому.
Пейзаж «Весеннее утро».
Композиционное размещение на листе.
-Прокладка основного цвета.
-Использование приёма «вливание цвета в цвет».
-Дорисовка по сухому слою краски
-А.Д. Алёхин Когда начинается художник» с.. 70 -Репродукции из «Третьяковки»
-ИЗО «Основы живописи»
стр. 53

«Великие темы жизни»
3 четверть 10 часов


1/17



Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова
Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни.
Урок-лекция
Ценность для человечества личностного видения исторических событий
-СД-диск «Шедевры рус-ской живописи»
-А.Д. Алёхин «Когда начина-ется художник»
стр. 59.

2–4/ 18–20



Сложный мир исторической картины.
Урок-практикум
Выбор волнующей темы для графической серии.
Практическая работа

Композиция.
-Базовые принципы композиции
-Замкнутая и открытая композиция
-Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 7

5/21



Великие темы жизни в творчестве русских художников
Сложный мир исторической картины.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины.
Просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа
-7 кл. стр 131. ИЗО
Н.М.Сокольнико-ва «Основы композиции» с.17 -СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

6–7/ 22–23



Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок»
Иллюстрация сказки
И.Я. Билибин
Иллюстрации к сказкам.
В. Васнецов. Фольклорно-исторические картины.
«Что за прелесть эти сказки!»
Ясно читаемая композиция.
Распределение масс.
Чередование тёмных и светлых пятен.
Сюжетно-композиционный центр
-Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции»
стр 8, 15
-Н.П. Костерин «Учебное рисование». таб.11

8/24



Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь
Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».
Чародей света
Контраст.
Цельность композиции.
Ритм, движение, покой
Н.М.Сокольни-кова ИЗО «Основы композиции»
стр. 23
-А.Д. Алёхин «Когда начинает.худ-к»стр29.

9/25









Историческая тема в живописи
Передача симметрии и асимметрии в композиции.
Передача равновесия.
Уравновешенная композиция

Симметрия – покой,
Величественность, особая торжественность, значимость событий
Н.М.Сокольни-кова «Основы композиции»
стр. 27, 30

10/
26



Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Знакомство с коллекциями картин. Отличия галереи от музея.
Викторина «Знакомые картины и художники»
Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Дрезденская картинная галерея, музей Прадо, Лувр, кунсткамера.
Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»
7 кл стр. 174

«Реальность жизни и художественный образ»
4 четверть 9 часов

1/27



Плакат и его виды
Особый вид графики. Виды оформительской работы. Роль текста в плакате.
Композиционное решение плаката
Учебный иллюстративный плакат.
Плакат - схема
-Брошюра «Оформитель-ские работы».
-Н.П. Костерин стр. 228.

2/28



Плакат. Взаимосвязь со шрифтом
Оформление плаката надписью
Шрифты (гротеск, египетский, ленточная антиква, итальянский, новая антиква, стандартный, трафаретный)
-Борисов
«Как оформить выставку» с.76.
-Н.П. Костерин, стр. 220.

3/29



Плакат
Практическая работа



4/30



Книга
Отличие книжной графики от других видов графики. Обдумывание характера оформления книги в соответствии с выбранной темой.
Просмотр книг. Выбор темы. (Подарок для детского сада)
Книжная графика.
Миниатюра.
Часть издательского дела
Н.М. Сокольни-кова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов»
стр. 19,36

5-6
31/
32



Книга. Обложка
Особая смысловая нагрузка обложки. Суперобложка. Средства выразительности обложки, лаконичность, декоративность
Обложка для своей книги
Переплёт.
Иллюстративная обложка, декоративная обложка, шрифтовая обложка
-Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художе-ствен. терминов» стр. 51.

7/33



Книга. Титул
Рисунок для своей книги
Форзац, авантитул, контртитул.
Titulus – надпись, название
-Н.М. Сокольни-кова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 75

8/34



Книга. Шрифт
Буквица, орнаментика шрифта и его читаемость.
Выполнение буквицы для своей книги
Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Рисунок букв-иероглифов. Буквица и её роль, располо-жение на листе, связь с общим замыслом оформления


9/35



Обобщающий урок

ВСЕГО – 35 часов
Тест по ИЗО



-Программа стр. 109.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515