Статья Методы и ФОПД, повышающие мотивацию учащихся и эффективность урока иностранного языка


Методы и ФОПД, повышающие мотивацию учащихся и эффективность урока иностранного языка.
Волшебное слово для работы с детьми -мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный. 
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
• усвоение учащимися определенных знаний;
• развитие общеучебных умений и навыков;
• включенность учащихся в учебную деятельность;
• развитие у учащихся познавательных процессов;
• развитие рефлексии и оценочной деятельности;
• связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
• индивидуализация и дифференциация заданий;
• степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
• позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
• характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
• уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Причины снижения эффективности и качества урока следующие:
• разный темп работы учащихся;
• разный уровень умственного развития учащихся;
• разный темп умственной работоспособности учащихся;
• пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
• перегруженность содержания учебного материала;
• дисциплина и поведение учащихся на уроке;
• конфликт между педагогом и учащимися;
• плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):
• низкая скорость чтения;
• появление или возрастание ошибок к концу работы;
• недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.
Пути повышения эффективности урока:постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
комплексное планирование уроков;
рациональное использование времени урока;
соблюдение логики уроков;
соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.
Традиционно я начинаю урок с фонетической зарядки или речевой разминки. Но на уроках-повторение иногда применяю игру “Hangman”,в которой учащиеся должны отгадать слово по буквам. В такой занимательной форме повторяются лексические единицы.
При введении нового материала я стараюсь организовать урок таким образом, чтобы новые знания не подавались в готовом виде.
Например, при обучении грамматике я знакомлю учащихся с новым грамматическим явлением путем показа формы, структуры, речевого образца, глядя на которые учащиеся сами пытаются сформулировать правила употребления данного грамматического явления. Я стараюсь развивать в них языковую догадку, умение наблюдать, сопоставлять различные явления, анализировать их и делать выводы. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности.
В начальной школе при введении и закреплении новой лексики я часто использую средства наглядности и различные игровые формы. В этом возрасте песни и рифмовки играют важную роль в изучении ИЯ, так как они позволяют ребенку овладеть лексическими и грамматическими структурами без особых усилий. Я использую на уроках небольшие стихотворения, в которых присутствуют изучаемые грамматические явления. Часто я предлагаю что-то изменить в них, например рассказать стихотворение так, чтобы все предложения были отрицательными. Или рассказать данное стихотворение от имени другого героя(т.е. изменить местоимение) и так далее. Далее я предлагаю учащимся задания творческого характера. Они должны уметь понимать отрабатываемые явления на слух и использовать их для построения собственных высказываний.
Использование песенного материала также стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала. Например, на открытом занятии в 6 классе, посвященном теме Рождества, мы с учащимися работали с текстом песни “Jingle Bells” – учащиеся должны были вставить недостающие слова в текст, а потом мы все вместе исполнили эту песню.
Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой. Младшим школьникам присущи инициативность, стремление к яркому, необычному, потребность в двигательной активности. Поэтому я часто применяю метод пантомимы. Например, я предлагаю ребятам задания на демонстрацию каких-либо движений. Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают движение, не называя его, остальные должны угадать, что делает их одноклассник (при этом можно тренировать употребление как утвердительных, так и отрицательных предложений в различных временах).
Большое внимание в процессе обучения я уделяю работе в парах. В процессе парной работы формируются навыки самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать речевые образцы, тренировать друг друга, обучать, обсуждать.
Большие возможности для общения дают ролевые игры. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики и стиля поведения в заданной ситуации. При построении диалогов я предлагаю лишь основную идею высказывания и примеры распределения ролей. Так, учащиеся могут выбрать ту ситуацию общения, которая им ближе и интереснее.
После обсуждения учащимися какой-либо проблемы в группе я стараюсь добиваться того, чтобы каждый высказал свое мнение, даже если оно совпадает с тем, что уже было упомянуто. Таким образом, у них развивается способность выражать похожие мысли разными средствами языка. На занятиях я чередую имитационные, подстановочные, комбинированные и речевые упражнения при создании ситуаций общения.
По окончании раздела я часто применяю метод проекта. Учащиеся часто осуществляют проектную деятельность в группах, работая над единой учебной темой, активно применяя ИКТ, Интернет-ресурсы. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении ИЯ. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. Например, в 7 классах, при изучении темы «Праздники в Великобритании и США», учащиеся готовили проекты по данной теме, особенно их заинтересовали необычные праздники, например, были представлены интересные проекты “Columbus Day” и “Hot Dog Festival”.
По окончании урока мы с учащимися проводим рефлексию – учащиеся проводят самоанализ, в ходе которого рассказывают, как они осознали содержание изученного. Для этого я часто применяю прием незаконченного предложения, например: «Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что…» или «Я думаю, мне удалось…». Использование рефлексии может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным.
Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать, решает сам учитель. Самое главное – помнить, что изучение иностранного языка должно быть удовольствием.