План — конспект урока по информатике на тему Метод координат ( 5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская школа №1
План-конспект урока
по теме

в 5 классе
ФИО (полностью) Ломакина Ольга Ивановна
Место работы МБОУ Трубчевская СОШ №1
Должность Учитель информатики и ИКТ
Предмет Информатика
Класс 5
Тема урока Метод координат
Базовый учебник Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. 3-е изд., испр. и доп.– М. : Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 192 с. : ил.
2013 уч. год
Цель урока: научиться кодировать информацию с помощью чисел методом координат.
Образовательные:
научить строить систему координат;
научить отмечать точки по заданным координатам;
научить находить местоположение объекта по заданным координатам
Развивающие:
развивать навыки преобразования информации из одной формы представления в другую;
развивать познавательную активность;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к учению;
воспитание трудолюбия;
формирование навыка работы в малой группе;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
воспитание соотнесения своих устремлений с интересами других людей.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока: в ходе урока учащиеся узнают, что такое координатная плоскость, система координат, оси координат, начало координат, координатные четверти; научатся строить систему координат и отмечать в ней точки с заданными координатами, находить местоположение объекта по заданным координатам. У учащихся будут развиваться познавательная активность, интерес к предмету, умение работать в команде.
Необходимое оборудование и материалы: интерактивная доска, 3 листа размера А2 с заданиями для работы в группах (приложение 2), фрагменты корабликов, 6 листов размера А3 с заданиями для работы в парах (приложение 1), «Дерево ожиданий», вырезанные из цветной бумаги фигурки птичек (приложение 5), цветные жетоны 3 цветов для работы в группах, карточки с заданиями для индивидуальной самостоятельной работы (приложение 3), мультимедийная презентация, слайды для интерактивной доски, клеящие карандаши, магнитики.
Ход урока:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Инициация. (3 мин)
Для эмоционального настроя начать урок можно с метода активного обучения, который называется «Мозговой штурм». На интерактивной доске изображена таблица, похожая на шахматную доску (файл «Инициация.notebook»). В верхней строке написано слово «Метод». На остальном поле расположены изображения компьютера, принтера, клавиатуры, монитора. Этими изображениями закрыты слоги «ко», «ор», «ди», «нат». Учащимся предлагается ответить на вопросы и убрать с «поля» соответствующие изображения.
Вопросы:
Как называется устройство визуального отображения информации?
Как называется универсальное программно-управляемое устройство для обработки информации?
Как называется устройство для печати информации?
Как называется устройство для ввода информации путем нажатия клавиш?
Учащиеся отвечают на вопросы, при правильном ответе учитель разрешает убрать с поля картинку с правильным ответом. Когда задание будет выполнено, в таблице можно будет прочитать тему урока: «Метод координат».
Вхождение или погружение в тему (2 мин)
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста».
— Все в порядке, добрался.Немцы левей меня,Координаты три, десять,Скорей давайте огня!—Орудия зарядили,Майор рассчитал все сам,И с ревом первые залпыУдарили по горам.И снова сигнал по радио:— Немцы правей меня,Координаты пять, десять,Скорее еще огня!
Учитель: Это отрывок из стихотворения Константина Симонова «Сын артиллериста». Как вы думаете, ребята, о чем этот отрывок?
На что указывают координаты (три, десять), (пять, десять)?
Предполагаемые ответы учащихся: в стихотворении говорится о войне, координаты указывают, куда стрелять орудию. Учитель: То есть информацию о месте нахождения цели передали в виде двух чисел. Значит, информацию о местоположении можно представлять в виде чисел - координат.
Цель урока: узнать, что такое координаты, как с их помощью представлять информацию и находит местоположение объекта.
Формирование ожиданий обучающихся (2 мин)
Для определения настроя учащихся на изучение новой темы и в течение всего урока на всех его этапах используется метод активного обучения «Дерево ожиданий» (приложение 4). На листе ватмана нарисовано дерево, на столе учителя лежат вырезанные из цветной бумаги фигурки птичек. Учитель предлагает учащимся взять одну птичку и разместить ее на дереве при помощи магнитика. Если у ученика позитивный настрой, и он уверен, что для него урок пройдет хорошо, то ему предлагается разместить птичку на верхней ветке, в противном случае – на нижней или на траве. В течение урока по завершению его очередного этапа можно будет перемещать птичек вверх или вниз в зависимости от настроения ученика и от того, насколько хорошо понят изучаемый материал.
Фаза 2 «Работа над темой»
Учитель с помощью мультимедийной презентации объясняет новый материал: знакомит учащихся с координатной плоскостью, координатными осями, координатными четвертями. (Презентация) (4 мин)
После объяснения нового материала учащиеся перемещают птичек, если сочтут это нужным.
Проработка содержания темы (7 мин)
Затем учащиеся работают в парах на своих местах. На листах А3 с уже начерченной системой координат цветными фломастерами отмечают точки с заданными координатам, соединяют их и получают несложный рисунок. Одна пара работает на интерактивной доске. По завершению работы все рисунки вывешиваются на доску. В результате работы доску украшают 5 рисунков, выполненных по координатам (приложение 1). Шестой рисунок будет на интерактивной доске.
Разминка (2 мин)
Так как детям предстоит работать за компьютерами, физминутка должна включать в себя упражнения на сохранение зрения (варианты разминок в приложении 4).
Проработка содержания темы (9 мин)
Далее учащиеся работают в малых группах. Для работы используется метод активного обучения «Картинная галерея». Ребята делятся на 3 группы по 3-4 человека в каждой по цветным жетонам на их рабочих местах. Учитель говорит о том, что сегодня ребята будут играть с компьютером в «Морской бой». Но сначала им надо построить свой флот. На 3 листах бумаги формата А2 нарисованы сетки 5*5 квадратов. Горизонтальные клетки обозначены буквами А, Б, В, Г, Д; вертикальные - числами от 1 до 5. Ребята получают фрагменты рисунков с записанными на обороте координатами. Задача: наклеить на лист эти фрагменты в соответствии с координатами.
В результате работы «появится флот», состоящий из одного трехпалубного корабля, двух двухпалубных и трех однопалубных кораблей. (Количество фрагментов примерно одинаково для каждой группы). Листы с кораблями учитель вывешивает на доску.
В этот момент урока можно предложить учащимся проанализировать свою работу, для этого надо переместить птичек по «Дереву ожиданий».
Затем ребята играют в «Морской бой» с компьютером. (10 мин)
Можно использовать любой вариант игры «Морской бой», я беру из Роботландии. Каждую победу в игре учащиеся отмечают цветным фломастером на своих кораблях на листах, вывешенных на доске – «зажигают сигнальные огни». После такой работы можно увидеть группу - победителя (приложение 2).
Самостоятельная работа. (3 мин)
Учащиеся работают индивидуально. На готовых карточках необходимо отметить точки и соединить их в указанном порядке (приложение 3). Работы сдаются учителю, затем учитель на интерактивной доске показывает правильный ответ.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Домашнее задание (1 мин)
Рабочая тетрадь, № 34, 5 вариант на стр. 36.
Подведение итогов (2 мин)
Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке. Если на взгляд ученика все у него получилось, и урок прошел для него хорошо, то он может прикрепить свою птичку на самой верхушке дерева или «отпустить ее в полет». Если, же остались проблемы: тема не донца понята или что-то не понравилось или не получилось, то разместить птичку надо на нижних ветках. По «Дереву ожиданий» учитель может понять насколько хорошо прошел его урок.
Подводя итог урока, учитель оценивает активность работы учащихся в парах и в малых группах. За самостоятельную индивидуальную работу по карточкам можно поставить оценки.

Литература:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса - 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2010. – 192 с. : ил.
Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса - 6-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2008. – 87 с. : ил.
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы : методическое пособие - 2-е изд., доп. - М. : БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2011. – 479 с. : ил.
И.Л. Арефьева, Т.В. Лазарев. Копилочка активных методов обучения. © Международный Институт Развития "ЭкоПро", 2005-2008.

Приложение 1. Самостоятельная работа в парах
Каждая пара учащихся получает листы формата А3 с готовой системой координат и свой вариант задания.
14
13
12
11
100
9
8
7
6
5
4
3
1
4
3
2
5
6
7
8
9
100
11
12
13
14
15
2
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
100
11
12
13
14
15

2 вариант
Отметьте точки 1(3,3), 2(3,10), 3(5,13), 4(11,13), 5(13,10), 6(13,3), 7(7,3), 8(7,10), 9(8,4), 10(8,10), 11(12,9), 12(12,4)
Соедините 1 - 2 -3 -4 - 5 - 8 - 7- 1.
2 - 8 – 3. 5 – 6 – 7.
9 – 10 – 11 – 12 – 7 .
1 вариант
Отметьте точки 1(5,2), 2(3,5), 3(4,5), 4(7,5), 5(10,5), 6(11,5), 7(9,2), 8(7,9), 9(9,11), 10(10,11), 11(9,10), 12(10,9)
Соедините 1 - 2 -6 -7 - 1.
4- 3 – 8 – 5 – 4.
8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 8.


4 вариант
Отметьте точки 1(3,7), 2(2,11), 3(4,13), 4(5,9), 5(8,9), 6(7,11), 7(10,11), 8(11,9), 9(14,9), 10(16,7), 11(11,7), 12(9,3), 13(6,3), 14(8,7)
Соедините 1 - 2 -3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 1.
3 вариант
Отметьте точки 1(2,1), 2(2,3), 3(4,7), 4(11,7), 5(11,6), 6(17,6), 7(17,5), 8(11,5), 9(11,3), 10(13,3), 11(13,1)
Соедините 1 - 2 -3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 - 1

6 вариант
Отметьте точки 1(3,2), 2(4,4), 3(4,11), 4(6,14), 5(8,11), 6(8,4), 7(9,2), 8(5,7), 9(5,10), 10(7,10), 11(7,7)
Соедините 1 - 2 - 3 – 4 - 5 – 6 – 7 – 1.
8 – 9 – 10 – 11 – 8.

5 вариант
Отметьте точки 1(6,1), 2(6,4), 3(3,4), 4(6,8), 5(4,8), 6(7,12), 7(10,8), 8(8,8), 9(4,4), 10(8,4), 11(8,1)
Соедините 1 - 2 -6 - 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.


Приложение 2. Так будут выглядеть аппликации после работы в группах
374904048260172720086995-455930-3175
Перед началом работы необходимо разрезать каждый рисунок по клеточкам на фрагменты. На обороте каждого фрагмента подписать его координаты (например, у фрагментов первого рисунка будут координаты: А1, Б1, Г1, Д1, А2, Б2, Г2, Д2, В3, Г3, В4, Г4).
Учащиеся получают листы формата А2, на которых уже нанесена сетка, фрагменты рисунка с подписанными на обороте координатами и клеящие карандаши (лучше 2-3 шт).
Задание для учащихся: наклеить на сетку фрагменты рисунка в соответствующие клетки.
4 3 2 1 А Б В Г Д

Приложение 3. Задание для индивидуальной самостоятельной работы
«Отметьте точки 1(1,4), 2(3,5), 3(4,7), 4(5,5), 5(7,4), 6(5,3), 7(4,1), 8(3,3).
Соедините их в следующем порядке: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 1.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Приложение 4. Несколько комплексов разминки для глаз.
1. http://www.debotaniki.ru/2011/02/vesyolaya-gimnastika-dlya-glaz/“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
2. http://helen.2e-web.ru/?p=2261Вот такие несложные упражнения помогут вашим глазам при долгой работе за компьютером.
Первое упражнение. Смотрите поочередно, то вправо, то влево. Сначала медленно, потом постепенно ускоряя. Голова должна оставаться неподвижной. Повторите упражнение несколько раз
Второе упражнение. Тоже самое, но глазами следует смотреть то вверх, то вниз. Постепенно ускоряя, повторите несколько раз.
Третье упражнение.Делайте круговые движения глазами. сначала по часовой стрелке, потом против. Движения делайте медленно, не торопясь, плавно
Упражнение четвертое. Резко зажмурьтесь и посидите так несколько секунд. Повторите это упражнение несколько раз.
Пятое упражнение. Смотрите перед собой и начинайте моргать. Сначала медленно, а затем быстрее. Эти движения, помогают увлажнить глазное яблоко и предотвратить сухость и жжение глаз.
Шестое упражнение. Поочередно смотрите на предмет находящийся рядом с вами, а затем вдаль. Повторите несколько раз.
Седьмое упражнение. Вытяните перед собой руку, не отрываясь смотрите на кончик пальца. Затем медленно приближайте руку и коснитесь кончика носа. Все это делайте не отрывая взгляда от пальца. Повторите несколько раз.
3. http://tpg.testv1.ukrline.com.ua/menu5b1.htmlСнять усталость глаз помогут следующие упражнения:
1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.
72257429743Приложение 5. Дерево ожиданий