Урок информатики и ИКТ в 5 классе «Метод координат»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 села Шедок
муниципального образования Мостовский район
Урок информатики и ИКТ в 5 классе
«Метод координат»
Автор:
Соловьянов Александр Сергеевич,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №3 села Шедок
Мостовского района
2014 г.

Тема: Метод координат
Класс: 5
Цели:
предметные – представление о методе координат;
метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;
личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Задачи:
систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
познакомить учащихся с методом координат.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
код;
кодирование;
графический способ кодирования;
числовой способ кодирования;
символьный способ кодирования;
метод координат.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Познавательный блок УУД:
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель)
знаково-символические действия выполняют функции:
отображение учебного материала;
выделение существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
формирования обобщенных знаний;
виды знаково-символических действий;
кодирование/декодирование;
моделирование.
умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Любая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики.

С многообразием форм представления информации мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Задача этого урока — подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Новый материал
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат — в честь французского математика Рене Декарта.

Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
Выполним упражнение №11 (стр. 54). Что у вас получилось? Раскрасьте полученное изображение цветными карандашами.
Самое главное:
Рисунки, схемы, чертежи, графики — графические формы представления информации. Метод координат — это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
Теперь закодируйте изображение и запишите его код в тетрадь:

ФизминуткаДомашнее задание.
§7(3), упр. №11 (стр. 54).
Дополнительное задание: РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика)
Практическая работа
Работа в программе «Рисуем по координатам»
Подведение итогов.
Выставление оценок по итогам практической работы
Рефлексия.
Какая координата на плоскости записывается первой?
Какой способ для запоминания вам понравился больше?
Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
Методическая литература.
Информатика. Программа для основной школы: 5 – 6 классы. 7 – 9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Информатика : методическое пособие для 5–6 классов, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Приложение 1
Инструкция по выполнению практической работы:
Запустите программу «Рисуем по координатам»
Для выполнения задания вам потребуется ваша тетрадь с закодированным ранее изображением.
Введите свой код в соответствующие поля:

Например:

После того, как введете все координаты, нажмите кнопку «Нарисовать»:

На координатной плоскости отобразится изображение.
Если вы все правильно сделали, то у вас должно отобразиться соответствующее изображение. Или найдите и исправьте ошибки.
Приложение 2
Раздаточный материал
Закодируйте изображение и запишите его код в тетрадь:

Закодируйте изображение и запишите его код в тетрадь:

Закодируйте изображение и запишите его код в тетрадь: