Статья о применении образовательных квест-игр


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 г. Черемхово»
Старший воспитатель Наталья Ивановна Кучер
Квест – всегда движение вперед!
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, этим обусловлено стремление воспитателей оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания ФГОС ДО. Педагоги МДОУ № 26 г. Черемхово Иркутской области решили  открыть в своей деятельности новое квестовое направление. Квесты стали интересной основой для методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами.
Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» — это поиск, разыскиваемый предмет. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квесты требуют большой подготовки, хорошо продуманной РППС и большое количество реквизитов, который будет наталкивать детей на самостоятельный поиск и решение проблемных ситуаций.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Методическое сопровождение реализации квест-технологии в организации совместной деятельности детей и взрослых было направлено на то, чтобы:
- Сформировать у воспитателей и специалистов ДОО представления о квест- технологии.
- Сформировать информационную культуру педагогов, формировать готовность педагогов к применению в образовательном процессе квестов для активизации познавательной деятельности дошкольников.
- Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением квест-технологии.
- Обучить педагогический коллектив теоретическим и практическим основам квест-технологии; развить творческие умения и навыки, способствующие формированию эффективного образовательного квеста; - Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в квест- игре.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
- в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками., т.к. это является одной из главных задач, которая прописано в РФ «Закон об образовании» и ФГОС ДО [1,2].
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:
- линейные;
- штурмовые;
- кольцевые.
В нашем детском саду квест - игры проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квест – играх принимают участие не только дети, но и родители.
Образовательные квест-игры проходят на территории детского сада, в групповых помещениях:- Малыши любят сказки - педагоги Т.Н. Рубачёва, О.В.Козлова предложили детям квест «В деревне у дедушки». Малыши помогли найти деду, где растёт репка, для этого им пришлось перебрать крупу, отсортировать овощи и фрукты, отгадать загадки.
- Играя в квест «Путешествие в страну Витаминию», дети с педагогами Е.Ю. Шевкуновой, Н.В.Сидоровой, выполняли задания Айболита в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: сохранить равновесие на «дереве», прыгнуть бесстрашно в «озеро», отгадать загадки.
- 18 ноября А.А.Бобровская, Т.В. Иванова организовали квест «О правах играя», посвящённый Всемирному Дню ребенка. В одной сказочной стране злой волшебник украл страницы из книги - законов о правах детей и спрятал в волшебном лесу. Дети решали логические задачи, находили выход в проблемных ситуациях, соревновались в силе, ловкости и нашли страницы книги о правах детей.
Первые наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квест-технологии в детском саду:
- создаётся  атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса;
-воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку,
- выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку. Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
Квест- игра - это возможность дать ребёнку почувствовать себя успешным и раскрыть свои скрытые способности и таланты.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Приближается яркий праздник – Новый год. Необычные приключения ждут ребят в новогодний квест.