Рабочая программа по истории России и всеобщей истории для 7 класса


«Рассмотрено»
на заседании
Педагогического совета
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
Протокол № 1
от 28.08 2016 г «Утверждено»
Директор
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. МаршалаЖукова»
___________________
Л.И. Рагулина
Приказ № _____________
от «__» ___________ 2016 г.
Рабочая программа
составлена на основе федерального компоненте государственного образовательного стандарта общего образования
по предмету история (базовый уровень)
класс 7 А,Б,В
Составитель: Соклакова Елена Викторовна, учитель истории и обществознания
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»,
Срок действия программы: 2016 – 2017 учебный год
пос. им. Маршала Жукова
2016 г.
Рабочая программа по истории для 7 а,б,в классов ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова» представляет собой целостный документ и включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание ценностных ориентиров, содержание учебного предмета, результаты освоения учебного предмета, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, приложения к программе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта ФГОС ООО, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС ООО, авторской программы по истории России А.В. Торкунова ,М.Н. Арсеньева, А.А. Данилова ,И.В. Курукина, авторской программы по новой истории Ведюшкина В.А., Бурина С.Н., учебного плана ОБОУ «Лицей-интернат пос.им. Маршала Жукова» на 2014-2015 учебный год в соответствии с п.2, ст.32 Закона РФ «Об образовании».
Общая характеристика учебного предмета
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлено его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке семиклассников к жизни в современном мире в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я?Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают: во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, обобщественном существовании.
Общеесодержание рабочей программы
направлено на обеспечение дальнейшего совершенствования исторических знаний учащихся, изучение отечественной и всеобщей истории XYI-XYIIIвв., становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Направленность курса на интенсивное овладение историческими знаниями, интеллектуальное развитие обучающихся создает условия для метапредметной функции, которую история выполняет в системе школьного образования.
Общая характеристика курса
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.
Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении, как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды. В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не
исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция Российской Федерации задаёт цели, задачи исторического образования и требования к отбору его содержания. В Преамбуле Конституции изложены положения, ставшие основой единой концепции исторического образования в Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». Наряду с Конституцией страны в основу разработки единой концепции исторического образования положены Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодёжи.
Эти задачи закреплены также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ «О языках народов Российской Федерации», изложены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, проекте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015—2025), федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
• нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смысле), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию
наций;
• национальное государство — государство с общей центральной властью, единой хозяйственно-экономической системой, территорией, историко-культурными ценностями жителей страны;
• национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые духовные ценности и общая историческая судьба;
• формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
• патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин
родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
• гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
• многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
• межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
• социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
• развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, интеллектуальной зрелости, сознательности, культурности и пр.;• воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
• национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
• базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
• духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются много-национальный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этих задач является способом обеспечения устойчивого и успешного развития России.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно Федеральному закону «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задач основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Методология концепции курса отечественной истории представляет собой определение базовых принципов её разработки. К их числу следует отнести:
• исторический подход — как основу формирования меж предметных связей, прежде всего, с учебными пред-метами социально-гуманитарного цикла;
• формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;
• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;
• диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и общества;
• общественный, межнациональный и межкультурный консенсус по всем вопросам отбора содержания исторического образования, интерпретации истории России;
• неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов, ценность каждого из них для осмысления современного этапа развития страны;
• реализацию тезиса «Учебники истории не должны быть ареной политической борьбы»;
• толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
• воспитательный потенциал исторического образования, его исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
Названные принципы нацеливают систему российского образования на учёт геополитических и геостратегических реалий, тех внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия на современном этапе своего развития. В этих условиях обращение к истокам и особенностям исторического пути страны является исключительно важным для формирования гражданской идентичности молодых поколений россиян, их ответственности за судьбы страны на основе базовых национальных ценностей:
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость:
• наука и образование — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Таким образом, единая концепция исторического образования выступает не только как общественный договор, но и как важный инструмент обеспечения национальной консолидации, единства и безопасности России в современном мире. Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.Основными задачами концепции выступают:
• рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
• определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
• определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания вне-школьной и внеурочной деятельности.
Таким образом, разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического об-разования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом.
Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования:
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
На основе принятия единой концепции исторического образования будут разработаны учебно-методические комплексы для каждой ступени школьного исторического образования.
Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения:
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социал-ном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, пре- зентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния
на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источникам информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике , взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Метапредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В 7 классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Семиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве, и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курса истории учитывается не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 68 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «История» в 7 классе включает два курса: первое полугодие изучается новая история - 28 часов; второе полугодие - история России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. В авторские программы изменений внесено не было.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане: предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 340 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Результатом изучения истории в 7 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современного;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, группировать (классифицировать) факты по различным признакам;- работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
- описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п., составлять описание исторических объектов, памятников;
- анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка, соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение основных исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;- работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Уметь:
- даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ ( в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры ( участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; толерантность.
Учащиеся должны владеть:
- целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- пониманием исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- опытом оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- собственными суждениями об историческом наследии народов России и мира;
- нормами социального поведения;
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- ориентирами для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мира;
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствие с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основу курса истории в 7 классе составляют следующие содержательные линии:
Историческое время – хронология и периодизация исторических процессов.
Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники, изменение характера экономических отношений, формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше – человек
в истории. Она предлагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий;
в) восприятие мира, ценностей.
Новая история. Конец XY-XYIII в. 28 часов.
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце XY – начале XYII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XY-начале XYIIв. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XY – начале XYIIв.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М.Лютер. Развитие Реформации и крестьянская войны в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XYII – XYIII в.
Английская революция XYII в.: причины, участники, этапы. О.Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XYII– XYIIIв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XYIIIв. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XYIIIв.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XYI – XYIIIв. Развитие наук и: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XYII– XYIIIвв. (барокко, классицизм). Становление театра.
Международные отношения середины XYII – XYIIIв. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XYI – XYIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
История России. 40 часов.
Россия в XVI в. Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в. Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в. Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в раз-витии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Ре-чью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви. Культурное пространство Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».
Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является бальнорейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России А.В. Торкунова, Н.М. Арсеньева . А.А. Данилова, И.В.Курукина. История России. Конец XYI-XYII веков 7 класс. М., Дрофа, 2015), по новой истории Ведюшкина В.А., Бурина С.Н. (Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история. 1500-1800 гг. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2014).ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ», 7 кл.
№№
ппНаименование разделов Всего
часов Из них
Тео-
рет. Прак-
тичес. Контр
работ ЭкскурсииСамостработа
1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация. 17 14 2 - - 1
2.
Эпоха Просвещения. Время преобразований. 8
6
1
-
-
1
3. Традиционные общества Востока. Начало колонизации. 2 2 4. Обобщающий урок «Мир в первый период Нового времени» 1 - 1 - - -
5. Россия на рубеже XY-ХVI веков
4 3 1 - - -
6. Россия в XYI веке. 10 7 2 1 - -
7. Россия в первой четверти XYI века. 11 7 2 1 - 1
8.
Россия в XVII веке первая половина
4 3 - 1 - -
9. Россия в XVII веке вторая половина 10 7 1 1 - 1
10.
Итоговое повторение и обобщение.
1
1
-
-
-
-
Календарно—тематическое планирование по всеобщей истории 7 класс .№ Тема раздел урокКоличество часовЕвропа в конце 15- 16 века. 10 ч. 1
2 Введение Великие географические открытия. 1 ч.
1 ч.
3 Последствия великих географических открытий. 1 ч.
4 Рождение апитализма. 1 ч.
5 Реформация в Германии. Крестьянская война .1 ч.
6 Реформация и контрреформация в Европе. 1 ч.
7 Франция в 16- 17 веках : торжество абсолютизма. 1 ч.
8 Англия в эпоху Тюдоров. 1 ч.
9 Могущество и упадок Испании. Нидерланды в борьбе за свободу. 1 ч.
10 Страны Центральной Европы. 1 ч.
11 Международные отношения в раннее новое время 16-17 в. 1 ч.
Страны Европы и Северной Америки 17-18 веках. 12 Английская революция 17 века. 1 ч.
13 Англия во второй половине 17 века. 1 ч.
14 Великобритания в 18 веке: промышленный переворот. 1 ч.
15 Северная Америка в 17 в. 1 ч.
16 Война за независимость и её итоги. 1 ч.
17 Культура эпохи Возрождения. 1 ч.
18 Литература .Искусство 17 века. 1 ч.
19 Образ мира: наука и философия 16-17 веков. 1 ч.
20 Как жила Европа и во что она верила. 1 ч.
21 Эпоха Просвещения. 1 ч.
22 Новые идейно политические течения и традиции 18 века. 1 ч.
23 Материальный и духовный мир человека 18 века. 1 ч.
Страны Востока в 16-18 веках. 24 Мусульманский мир. 1 ч.
25 Индия. 1 ч.
26 Страны Дальнего Востока. 1 ч.
Международные отношения середины 17 -18 века. 27 Политическая карта Европы в 18 веке. 1 ч.
28 Итоговое повторение. 1 ч.1 ч.
Календарно-тематическое планирование по истории России 16-17 веков
№ Тема: Россия в 16 веке. ( 20 часов )
Разделы темы урокиКоличество часов1 Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. 1 ч.
2 Территория, население и хозяйство России в начале 16 века. 1 ч.
3 Формирование единого государства в Европе и России. 1 ч.
4
Российское государство в первой четверти 16 века. 1 ч.
5 Внешняя политика Российского государства в первой четверти16 в1 ч.
6-7 Начало правления Ивана четвёртого .Избранная рада. 2 ч.
8-9 Государства Поволжья , Сибири , Причерноморья в середине 16 в. 2 ч.
10-11 Внешняя политика России во второй половине 16 века. 2 ч.
12-13 Российское общество 16 века; «служилые» и «тяглые». 2 ч.
14-15 Опричнина. 2 ч.
16 Россия в конце 16 века. 1 ч.
17 Церковь и государство в 16 веке. 1 ч.
18-19 Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке. 1 ч.
20 Повторительно- обобщающий урок по теме 1 1 ч.
21 Тема: Смутное время. Россия при первых Романовых 20 ч. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16-начале 17 века. 1 ч.
22-23 Смута в Российском государстве. 2 ч.
24 Окончание смутного времени. 1 ч.
25 Экономическое развитие России в 17 веке. 1 ч.
26 Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. 1 ч.
27 Изменение в социальной структуре российского общества. 1 ч.
28 Народные движения в 17 веке. 1 ч.
20-30 Россия в системе международных отношений 2 ч.
31 « Под рукой» российского государя : вхождение Украины в состав России. 1 ч.
32 Российская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона и раскол. 1 ч.
33 Русские5 путешественники и первопроходцы 17 века. 1 ч.
34 Культура народов России в 17 веке. 1 ч.
35-36 Народы России в 17 веке Сословный быт и картина мира русского человека в 17 в. Повседневная жизнь народов Украины , Поволжья , Сибири и Северного Кавказа в 17 веке. 2 ч.
37-38 Повторительно – обобщающие уроки по теме 2 2 ч.
39 Итоговое повторение .1 ч.
40 Резерв .1 ч.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДАТЫ
1505—1533 гг. — княжение Василия III
1510 г. — присоединение Псковской земли1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства
1521 г. — присоединение Рязанского княжества
1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование)
Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской
1538—1547 гг. — период боярского правления
1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
1549 г. — первый Земский собор
1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
1552 г. — взятие русскими войсками Казани
1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе
1558—1583 гг. — Ливонская война
1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги
1565—1572 гг. — опричнина
1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком
1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича
1589 г. — учреждение в России патриаршества
1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова
1604—1618 гг. — Смутное время в России
1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I
1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского
1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II
1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск
1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова
1617 г. — Столбовский мир со Швецией
1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой1632—1634 гг. — Смоленская война
1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича
1648 г. — Соляной бунт в Москве
1648 г. — поход Семёна Дежнёва
1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова
1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви
8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины
1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой1656—1658 гг. — война со Швецией
1662 г. — Медный бунт
1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина
1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича
1682 г. — отмена местничества
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина. «Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Лицевой летописный свод. «Новый летописец». «Повесть о Казанском царстве». Судебник 1550 г. «Государев родословец». Писцовые и переписные книги. Посольские книги. Таможенные книги. Челобитные И. С. Пересвето-ва. «Уложение о службе». «Стоглав». «Домострой». Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Указ о «заповедных летах» и указ об «урочных летах». «Сказание» Авраамия Палицына. «Временник» Ивана Тимофеева. Столбовский мирный договор со Шве-цией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Челобитные русских купцов. Соборное уложение 1649 г. Торговый устав. Новоторговый устав. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Речью Посполитой. «Калязинская чело-битная». «Повесть об Азовском осадном сидении». Газета
«Вести-Куранты». Сочинения иностранных авторов о России XVI—XVII вв. (Сигизмунда Герберштейна, Джона Флетчера, Исаака Массы, Адама Олеария).
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ
Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фё-дорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедми-трий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов, А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайло-вич Романов, Михаил Фёдорович Романов, Фёдор Алексе-евич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин, Сильвестр (Медведев), И. Ю. Москвитин, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопоп Сильвестр, Епифаний Славинецкий, С. Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колы-чев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
В.А.Ведюшкин, С.Н.Бурин. Всеобщая история. История Нового времени. 7класс, М., Дрофа, 2014.
Н.М. Арсеньев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев под редакцией А.В. Торкунова История России. Начало XYI-XYIIвв. 7 класс, М., Дрофа,2014.
М.В.Короткова, М.В.Студеникин. Практикум по методике преподавания истории. Методические рекомендации по проведению практических занятий. – М.,2003
Живая история Востока / под ред. О.Е.Непомнина. М., 2014.
Раннее Новое время: книга для чтения по истории / под ред. В.П.Будановой. М.,2014г..Литература для учащихся:
В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин. Всеобщая история. История Нового времени. 7класс, М., Дрофа, 2014.
Н.М. Арсентьева , А.А. Данилова , И.В. Курукина , А.Я. Токарева «История России В 16—17 веках.»
Андреев А.Р. Москва. Быт 15—19 веков.—М. 2007г.
Бушуев С.В. История государства российского—М.2011г.
Скрынников Р.Г. Василий третий .Иван Грозный.-М.2008г.Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. –М.2004г.
Курукин М.В. Романовы. –М. 2013г.
Козляков М.В. Михаил Федорович.—М.2010г.
Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды , поэзия. –М. 2011г.
Бушуев С.В. История государства Российского М.-2002 г.
Козляков В.Н. День народного единства. М. -2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы проектов:
Великие географические открытия: последствия для коренного населения Америки.
Реформация; протестантизм и его направления.
Нидерландская революция.
Человек Нового времени.
Иван Грозный в оценке потомков.
Рождение многонационального государства.
Самозванцы в мировой истории.
Гражданская война в истории человечества.
Церковный раскол –трагедия российской истории.
Список интернет—ресурсов.
1 http://school- collection.edu.ru/
2 http://historydoc.edu.ru/
3 http://wilkipedia.org/4 http://histrf.ru/ru/lectorium/5 http://www.hist.msu.ru/6http:/www.word-history.ru/thisday.phtml/
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ Названиетем и
уроков Кол-во
Содержание (основныепонятия)
КомпетенцииДом. ЗаданиеДатаЛичностныеМетапредметныеПредметныеПл.
Фак.
1. Введение 1 Формирование Умение определять Формирование
осознанного, понятия, создавать основ граждан-
уважительного обобщения ской, этнонацио-
и доброжелательного , национальной,
отношения к исто- самоидентифика-
рии, культуре, - ции личности
религии, традициям обучающихся

ЕВРОПА В КОНЦЕ XY-начале XVII в. (10 часов)
2. Великие геог- 1 Формирование Умение анализиро- Умение извле- п.1
рафические осознанного, вать и обобщать кать из исто- з.2
открытия уважительного факты рических исто-
и доброжелатель- чников инфор-
ного отношения к мацию истории, культуре,
религии, традиц.
3. Последствия 1 Колония , Развитие морального Умение определять Овладение п.2
Великих геог- монополия , сознания и компе- понятия, создавать целостными
рафических мировой тентности в решении обобщения представле-
открытий рынок моральных проблем ниями об
на основе личност- историческом
ного выбораоснове пути народов


4. Рождение 1 Мануфактура, Развитие мораль- Строить логическое Уметь подтвер- п.3
капитализма. фермер, наемные ного сознания и рассуждение, де- ждать выводы з.1
рабочие, финан- компетентности лать выводы примерами сообщ.
систы, капита- в решении мо-
ральных проблем
5. Реформация 1 Реформация, Понимание куль- Умение создавать Знать особен- п.4
и крестьянская протестантизм, турногомногооб- аналогии, созда- бенности рели- з.3
война в Герма- лютеранство, разия мира, ува- вать, применять и гиозныхверо- сообщ.
нии кальвинизм, жение к культуре преобразовывать ваниекатоли-
англиканство других народов, знаки и символы, ческой церкви
толерантность модели и схемы
для решения учеб-
ных и познаватель-
ных задач
6. Реформация и 1 Контррефор- Понимание куль- Строить логическое Способность п.5
контрреформа- мация, иезуиты турного многооб- рассуждение, делать исторического з.2
ция в Европе в разия мира, ува- выводы анализа для
жжение к культуре раскрытия
других народов, сущности и
толерантность значения собы-
тий и явлений
прошлого

7. Франция XYI- 1 Абсолютизм, Осмысление Способность ре- Развивать уме- п.6
XYII вв.: тор- протекционизм, социально-нрав- шать творческие ния анализи-
жествоабсо- меценат ственного опыта задачи,представ- ровать, сопос-
лютизма. поколений лять результаты тавлять содер-
своей деятель- жащуюся в раз-
ности личных источ-
никахинфор-
мацию 8. Англия в эпоху 1 Аграрный пере- Понимание куль- Умение самос- Формировать п.7
Тюдоров ворот, экспорт турного много- тоятельнопла- умения приме- сообщ.
образия мира нировать пути нятьполучен-
достижения ные знания для целей раскрытия сущ-
ности и значе-
чения событий
9. Могущество и 1 Буржуазная ре- Понимание куль- Умение созда- Умение под- п.8-9
упадок Испании. волюция, гезы турного много- вать аналогии, тверждать Нидерланды в образия мира, применять и выводы при-
борьбе за свободу толерантность преобразовывать мерами
модели и схемы
для решения уч-
бных задач
10. Страны Цент- 1 Уния Освоение гуманис- Смысловое Умение рабо- п.10 Резерв
ральной Европы тических традиций чтение тать с разными и ценностей общес- источниками
тва, уважение прав информации
и свобод человека
11. Международные 1 Международное Уважение к куль- Владение устной Воспитание п.11
отношения в ран- право туре других на- монологической уважения к з.3
нее Новое время родов, толерант- речью историческому
(XYI-XYII вв.) ность наследию. Уметь
работать с кар-
той, историчес-
кими источникпитII. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В СЕРЕДИНЕ XYII-XYIII вв. (12 час.)
12. Английская ре- 1 Гражданская Способность к оп- Формулировать, Уметь самос- п.12
волюцияXYII в. война ,оппози- ределению своей аргументиро- тоятельно стро- з.2
ция, диктатура, своей позиции и вать и отстаивать ить рассказ на памфлет, регу- ответственному по- свое мнение основе одного-
лярная армия ведению в обществе двух источников
знаний
13. Англия во II п. 1 Парламентская Освоение гуманис- Строить логичес- Умение под- п.13
XYII в. (конституцион- тических традиций кое рассуждение, тверждать вы-
ная) монархия, и ценностей общес- делать выводы воды приме-
протекторат, по- ва, уважение прав и рами
лит.партии свобод человека
14. Великобритания 1 Промышленный Уважение к куль- Умение самостоя- Воспитание п.14
в XYIII в. Про- переворот туре других наро- тельнопланиро- уважения к з.1
мышленный пе- толерантность дов вать пути дости- историческо-
реворот жения целей ческому нас-
ледию15. Северная Амери- 1 Социальная Уважение к куль- Устанавливать Знать особен- п.23-24
ка в XYII в. структура, адми- туре других народов, причинно- след- ности разви- з.3
нистрация, мет- толерантность ственные связи тия Северной
рополия и делать выводы Америки
16. Война за незави- 1 Конфедерация Понимание куль- Умение самостоя- Уметь рабо- п.25
симость и ее турного многооб- тельно планиро- тать с исто- з.3
итоги разия мира, толе- вать пути дости- рической кар-
рантность жжения целей той, текстом
учебника, ис-
торическими
источниками
17. Культура эпохи 1 Аскетизм, Освоение гуманисти- Формулировать Умения изу- п.14
Возрождения капелла ческих традиций и и обосновывать чать, систе- з.1
ценностей общества, выводы матизировать уважение прав и информацию
свобод человека из различных
источников
18. Литература и 1 Барокко, класси- Формирование целос- Владение устной Развитие п.15
искусство XYIIв. цизм тного мировоззрения монологической умений ис-
контекстной кать, анали-
речью зировать, со-
поставлять и
оценивать со-
держащуюся в различных
источниках информацию
19. Образ мира: 1 Эмпиризм, Формирование целос- Формулировать, Формирова- п.16
наука и филосо- рационализм тного мировоззрения аргументировать ние идей з.1
фия в XYI-XYIIв. и отстаивать мира и взаи-
свое мнение мопонимания между наро-
дами 20. Как жили евро- 1 Гобелен Освоение гуманисти- Строить логичес- Умение ха- п.17
пейцы и во что ческих традиций и кое рассуждение, рактеризо- рисунок
они верили ценностей общества делать выводы вать условия
и образ жиз-
ни европейцев
21. Эпоха Просве- 1 Секуляризация, Формирование целос- Владение уме- Расширение п.18
щения идеология тного мировоззрения ниями работать опыта оценоч-
с учебной и вне- ной деятель-
школьной ин- ност и на ос-
формацией новее осмыс-
ления жизни
и деяний
личностей
22. Новые идейно- 1 Социальный, Формирование целос- Формулировать, Формирова- п.20
политические эволюция, мер- тного мировоззрения аргументировать ние идей з.2
течения и тради- кантилизм и отстаивать мира и взаи-
ции в XYIII в. свое мнение мопонимания между народами
23. Материальный 1 Фабрика Понимание культур- Формирование Воспитание п.21
и духовный мир ного многообразия и развитие ком- уважения к з.1
человека XYIIIв. мира, толерантность петентности в историческо-
области исполь- му наследию
зования ИКТ
III. СТРАНЫ ВОСТОКА В XYI-XYIII ВЕКАХ (3 часа)
24. Мусульманский 1 Формирование осоз- Формулировать Формирова п.26
мир нанного, уважитель- и обосновывать ние идей
ного и доброжела- выводы мира и взаи-
тельного отношения мопонимания к другому человеку
25. Индия 1 Фактория Понимание культур- Владение уме- Формиро- п.27
ного многообразия ниями работать вание уме-
мира в группе, слу- ний приме-
шать партнера нять исто-
рические знания

26. Страны Дальнего 1 Миссионер Понимание культур- Владение уме- Уметь са- п.28
Востока ного многообразия ниями работать мостоятель-
мира в группе, слу- но строить
шать партнера рассказ на основе 1-2
источников
IY. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СЕР.XYII-XYIII в. (1 час.)
27. Политическая 1 Стабильность Осмысление социаль- Использование Развитие п.19
карта Европы но-нравственного современных умений
в XYIII в. опыта предшествую- источников ин- анализиро-
щих поколений формации вать, сопос-
тавлять и оце-
ниватьинфор-
мацию28. Итогово-обоб- 1 Строить логичес-
щающий урок кое рассуждение,
формулир.выводыКалендарно-тематическое планирование курса истории России
№ Тема урокаТип урокаКоличест-во часовОсновные понятия Основное содержание и виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материалаД /з
предметныеличностныеметаредметные1 Россия в 16 веке.(20 часов) Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. . .
комбинированный1 Цивилизация исторические источники летописи лингвистика фольклористика Хронологические рамки истории линия времени модернизация централизованное государство Устанавливать историческую связь между периодами. Показывать преемственность. формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям умение  определять понятия. Учебник стр. 4-6
С.С. п.1
2. Территория, население, хозяйство России в начале 16 века.
комбинированный1 Экономическое развитие трехполье .Занятия . Быт и нравы. Верования .Управление. Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизация исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиямиовладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества умение  определять понятия, создавать обобщения, §2 вопросы к параграфу с/с даты3. Формирование единого государства Европе и России.
комбинированный.
1 Завершение объединения земель вокруг Москвы и формирование единого государства 1505-1533г. 1510г. 1514г. 1521г. . Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение умозаключение по аналогии) и делать выводы  §3
4. Российское государство в первой трети 16 века.
комбинированный2 1505—1533г. Тамга ломка социально – экономической и политической структуры Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения Древнерусского государства Осознание многообразия мираумение обобщать факты §4, вопросы документ, словарь5.
6-7. Внешняя политика Российского государства в первой трети.16 века.
Комбинированный
Начало правления Ивана Грозного
комбинированный 1
2 1510г. 1514г. 1521г.
1533-1584 1533—1538 1538—1547 Местничество боярское правление реформы Развивать умение классифицировать обобщать. Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям своего государства владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией §5, вопросы №4 (пис), документ, словарь
П.6 с.с даты
8-9 Государства поволжья , Северного Причерноморья , Сибири в середине 16 века.
Урок изучения нового материала2 Боярин вотчина Внутренняя и внешняя политика отношение с Россией Формирование ярких представлений о культуре. Формирование обобщенного представления, установление причинно-следственных связей Формирование уважительного доброжелательного отношения к истории своего государства. умение строить логическое рассуждение, умозаключение,
формулировать и обосновывать выводы повторить§4-6 проекты индивидуальные записи в тетради стр. 47-50
10-11. Внешняя политика России во второй половине 16 века..комбинированный 2 1552г. 1556г. 1558-1583г. 1581г. Ливонская война покорение Сибири присоединение Казани Астраханского царства Знать причины присоединения новых земель
Уметь составлять план. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы §7-8
12.-13
14-15. Российское общество в 16 веке: «служилые» и «тяглые»
КомбинированныОпричнина. 2
2
Образ жизни слобода хоромы служба
1565-1572г. Повседневная жизнь земледельцев и горожан .Военное дело. Жилище. Одежда.
Опричное войско Малюта Скуратов Умение анализировать, выделять особенное и сравнивать с Западной Европы. Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, и традициям умение оценивать правильность выполнения учебной задачи П. 9.
Повторить п. 7-8 , п.10словарные слова даты
16.. Россия в конце 16 века.
Комбинированный
1 Завершение царствования Ивана грозного правление Федора Ивановича 1584г. – 1598г 197 уаз об урочных летах Уметь работать с картой и со схемой. строить  логическое рассуждение, делать выводы §11
17. Церковь и государство в 16 веке.
комбинированный1 Западноевропейское Возрождение и реформация нестяжатели иосифляне ереси Феодосий Косога Матвей башкин Максим Грек церковные соборы Уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. (складывание феодальных отношений). Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами Поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях пршлогоУмение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач § 12
18-19. Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке.
Комбинированный2 Быт прсвещеие наука литература книгопечатание царь-пушка 1586г. Общественно-политическая мысль Грановитая палата Дионисй прикладное искусство Умение связно пересказывать текст учебника, отделить главное от второстепенного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора умение самостоятельно планировать пути  достижения целей П. повторить 9-12 стр. 96-100 таблица20.. Повторительно-обобщающий урокКомбинированный1 Словарные слова по теме даты Избранная рада реформы челобитная государев двор земский собор сословно-представительная монархия Уметь самостоятельно анализировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность строить  логическое рассуждение §1-12 с.с даты личности21 Тема: Смутное времяРоссия при первых Романовых. . Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16-начале 17 веков.
Урок изучения нового материала1 Тридцатилетняя война Речь Посполитая Османская империя Шляхта 1598г. 1618-1648г. 1594г. 1695г. уния Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия. Учиться решать проблемные и познавательные задачи. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность владение устной монологической контекстной речью §13
20-23 Смута в Российском государстве.
комбинированный 2 Соборное уложение 1601-1ё603г. самозванец Лжедмитрий 1604г. Причины смуты участники временные рамки самозванство интервенция Уметь отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные признаки явления, процессы анализировать и обобщать факты §14
24. .Окончание Смутного времени.
комбинированный1 Тушинский лагерь Семибоярщина первое ополчение 1612г. К .Минин, князь Пожарский освобождение Москвы воцарение Романовых Умение анализировать материал ,уметь самостоятельно анализировать исторические источники. освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека смысловое чтение; п.15
25 Экономическое развитие России в 17 веке. 1 Последствия Смуты новые явления в экономике первые мануфактуры торговля ярмарка Промышленники-предприниматели денежная реформа деньги бобыль всероссийский рынок плантация Устанавливать причинно-следственные Чётко формулировать понятия. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность умение оценивать правильность выполнения учебной задачи П. 17 повторить с.с даты
26. Россия пи первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
комбинированный2 Михаил Фёдорович Романов 1613-1645г. земские Соборы боярская дума приказы реформа армии полки нового строя Предпосылки и причины реформ в стране Соборное уложение 1649г. воевода даточные люди драгуны рейтары социальная опора Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу. Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений. Определение исторических процессов применение понятий высказывание суждений умение оценивать правильность выполнения учебной задачи §18
27. Изменение в социальной структуре российского общества..комбинированный1 Формирование сословий характеристика российских сословий казачество Первое сословие крестьянство городское население духовенство Уметь анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий. Сопоставление различных версий и оценок исторически событий определение собственного отношения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение §19
28. Народные движения вы 17 веке..
комбинированный 1 Соляной бунт 1648г. 1650 городские восстания медный бунт 1662г. восстание С. Разина Причины народных восстаний 1670 беженцы поход за зипунами последствия народных движений Уметь сравнивать исторические явления. Уметь оперировать терминами и понятиями. уважение прав и свобод человека владение устной монологической контекстной речью §20
29-30 Россия в системе международных отношений.
комбинированный2 Посольский обычай 1613-1614г. верительная грамота Вечный мир 1618г. 1634г. 1654-1667г. 656г. исламский мир отношения с Китаем Восточный вопрос Коалиция ратификация фураж направления политики цели задачи внешней политики России Уметь определять причины, характер и значение единого государства. Уметь определять роль личности в истории.  уважение к культуре своего народа, толерантность. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией §21- 22
31.. «Под рукой» российского государства: вхождение Украины в состав России.
комбинированный1 Западнорусские земли восстание5 Б. Хмельницкого Переяславкая рада 1648г. 1654г. униат реестровые казакиПричины вхождения в состав России Речь ПосполитаяУметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе Российской государственности..Использовать приём исторического анализа раскрытие причинно-следственных связей  уважение к культуре своего народа, толерантность
Определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией §23
32 Российская православная церковь в 17 веке .Реформа патриарха Никона и раскол церкви.
комбинированный1 Реформа Никона 1653-1655г. церковный собор 1666-1667 протопоп Аввакум Разногласия между церковной и светской властью протесты старообрядцев
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение п.24
33. Русские путешественники и первопроходцы .
комбинированный1 Кто и зачем шёл в Сибирь С .Дежнёв походы на Дальний восток Освоение Сибири аматан коч абориген 1605-1673г. Уметь сравнивать исторические явления, выделять сходство и различие. освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека §25
34 Культура народов России в 17 веке
комбинированный 1 Влияние европейской культуры образование 1654г. лекарственная школа научные знания Нарышкинское барокко парусины ярославская школа иконописи 1673 театр культурное взаимодействие Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие. способность к определению своей позиции и ответственному поведению вобществевладение устной монологической контекстной речью п.26
35-36. Народы России в 17 веке Сословный быт и картина мира русского человека в 17 веке Повседневная жизнь народов Украины Поволжья Сибири Северного Кавказа.
комбинированный2 Изменение в восприятии картины мира русским человеком в 17 веке общинные традиции православие .Образ царя в народном сознании повседневный быт обычаи и традиции братчина парса тафта Уметь устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий.
уважение прав и свобод человека; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией С.с даты стр. 81-88
Проекты индивидуальные
37-38 Повторно-обобщающие уроки.
комбинированный2 С.с даты Особенности развития русской государственности в 17 веке Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. формирование целостного мировоззрения анализировать и обобщать факты Повторить §13-26 и 1-26
1 Словарные слова даты Осмысление пройденогоРазвивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы повторить§
39. Итоговое повторение1 Урок контроля знаний и умений Итоги развитие российского государства 16 -17 векахУметь устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий формирование целостного мировоззрения владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией Словарные слова и даты.
40 Резерв