Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке физики


4.2. Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроках физики.
Наименование
технологии,
электронных образовательных ресурсов в т.ч. интернет-ресурсовОбоснование выбора Системность использования
(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)Информационно-коммуникационные технологии Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Мною и моими учениками используются различные интернет-ресурсы при подготовке докладов, рефератов к различным конференциям, онлайн сетевым конкурсам и т.д.
Кроме того, в современном мире требуются люди, умеющие работать с информацией. Поэтому использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках физики возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками: онлайн – тесты.
Проблемное обучение Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемная ситуация –состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами..Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
    Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.
Тестовые технологии Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими.
Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности их перестают пугать ОГЭ и ЕГЭ.
Тест способствует развитию логического мышления интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д.  Тест даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.
  Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала,  индивидуальными особенностями учащихся.
На уроках физики тест использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль.
Игровые технологии Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.
Игровые технологии позволяют сделать интересными и увлекательными уроки по изучению материала. Для меня на уроках физики при использовании игровых технологий важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке.
Игра используется:
• Как элементы соревнования.
• В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
• Как технологии внеклассной работы.
• Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках).
Уроки-игры я провожу как итоговый урок-повторение. Часто это бывает соревнование двух команд, т.е. класс делится на 2 команды. Учащимся нравятся подобные уроки, и они сплачиваются, учатся работать в команде.
Электронные образовательные ресурсы Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.
http://school-collection.edu.ruЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://pedsovet.org/Всероссийский интернет – педсовет
http://www.openclass.ru/Открытый класс
http://4ege.ruЕГЭ портал - с Вами и для Вас!
Сайт «Социальная сеть работников образования)http://nsportal.ruГазета «Физика»
: http://fiz.1september.ruCollege.ru: Физика
http://college.ru/fizika/Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей
: http://www.fizika.ruПремия по физике
 http://n-t.ru/nl/fz/дерная физика в Интернете
 http://nuclphys.sinp.msu.ruПуть в науку
: http://yos.ruПрименять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Кроме того, сайтhttp://interneturok.ru/ мною используется активно уже не первый год. Этот сайт также используют и многие ученики при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если ребенок отсутствовал в школе, например, по причине длительной болезни. На сайте в доступной форме представлены видеоуроки ко всем школьным предметам.