Использования дистанционных образовательных технологий в обучении школьников с ОВЗ.


Киселева Екатерина Владимировна
Учитель физики и информатики МАОУ ВХТЛ.
Использования дистанционных образовательных технологий в обучении школьников с ОВЗ.
За последние десять лет виртуальные формы обучения стали привычными для большинства крупных учебных заведений всего мира. В одном только 1998 г. на эти цели было затрачено 1,5 млрд. долл., а к 2005 г., по прогнозу Института стандартов и технологий США (Institute of Standards and Technology), объем средств, вложенных в образовательные Интернет-услуги, достигнет 46 млрд. долл.
Сегодня обучение через Интернет все чаще рассматривается не просто как удобная форма повышения квалификации, а как вполне серьезная альтернатива традиционному образованию, позволяющая студенту получить глубокие знания. Нам, видимо, еще предстоит по-настоящему оценить роль современных технологий в изменении форм обучения и содержания образовательных программ, но для начала остановимся на том, что, собственно, происходит в этой сфере.
Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей по предметам. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет.
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).
Виртуальные курсы, как правило, открыты для всех, хотя в ряде случаев к поступающим на них предъявляются определенные требования, оговоренные в числе прочих условий при регистрации. Заниматься можно в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет. Время начала и окончания занятий каждый студент выбирает для себя сам, при этом большинство преподавателей требует ежедневного посещения виртуальных классов. Получая или отсылая информацию, связанную с изучением курса, учащийся постоянно взаимодействует и с преподавателем, и с другими студентами. Как и при традиционном обучении, преподаватель, который ведет тот или иной виртуальный курс, разрабатывает учебные планы, проводит занятия в виртуальном классе, организует и направляет дискуссию по изучаемой теме, отвечает на вопросы студентов и, естественно, проверяет правильность выполнения заданий.
Каждый учебный курс имеет свои временные рамки. Расписание занятий и сроки сдачи заданий определяет преподаватель. Как правило, для обучения набирается небольшая группа, по численности редко превышающая 20 человек. Это позволяет преподавателю уделять внимание каждому учащемуся.
Очень многие люди ошибаются, полагая, что при обучении через Интернет они будут чувствовать себя в изоляции. К своему удивлению они обнаруживают, что виртуальные курсы дают возможность разнообразного и интенсивного общения во время групповых дискуссий и при выполнении совместных проектов.
Технические проблемы у студентов возникают крайне редко. Для занятий подойдет любой компьютер типа IBM PC или Macintosh, оснащенный модемом. По любому вопросу, связанному с технической стороной обучения, можно обратиться к менеджеру или администратору курса. Кроме того, многие курсы имеют бесплатную службу технической поддержки, доступную как по электронной почте, так и по телефону. Для изучения предмета потребуются книги. Их можно заказать через виртуальные книжные магазины, действующие при курсах.
Безусловно важный вопрос — какой диплом получит студент по окончании обучения. Это зависит от учебного центра или программы курса. В одних случаях вы становитесь обладателем курсового сертификата частного учебного центра, в других — получаете так называемый образовательный кредит, признаваемый колледжами и университетами с традиционной формой обучения.
Виды и формы виртуального обучения
Большинство действующих центров обучения можно условно разделить на три группы по степени “погружения” в Интернет.
К первой группе принадлежат учебные заведения, вся работа которых строится исключительно на Интернет-технологиях. Выбор учебного курса, его оплата, занятия со студентами, передача контрольных заданий и их проверка, а также сдача промежуточных и финальных экзаменов осуществляются через Сеть. Подобных учебных центров, иногда именуемых “виртуальными университетами”, не так много из-за высоких требований к аппаратно-программному оснащению и уровню подготовки персонала, а также необходимости значительных начальных финансовых вложений.
Вторую наиболее многочисленную группу составляют учебные заведения, сочетающие различные традиционные формы очного и дистанционного обучения с новшествами в духе времени. Например, некоторые вузы часть своих программных курсов переводят в виртуальную форму, а центры дистанционного обучения, опираясь на Интернет-технологии, в то же время не отказываются от практики проведения очных экзаменационных сессий. Вариантов здесь может быть много, но в каждом случае компьютеризирована лишь часть учебного процесса.
К третьей группе можно отнести учебные центры, для которых Интернет служит лишь внутренней коммуникационной средой. На своих сайтах они размещают информацию об учебных программах (планах), семинарах, а также библиотечные каталоги. В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:
интерактивном телевидении (two-way TV);
компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет;
Самый распространенный способ организации дистанционного обучения связаный с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет я использую уже сейчас . При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
Я провожу подобную работу по следующим направлениям:
• обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
• выполнение проектных и творческих работ;
• участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах;
• обучение ребят в заочных группах с дистанционной поддержкой.
Я хотела бы отметить неоспоримые преимущества дистанционных образовательных технологий при заочной форме обучения, которая присутствует во многих общеобразовательных учреждениях:
1. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».
2. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
3. В процессе обучения преподаватель и учащийся могут использовать ДОТ по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
4. Каждый в силу своих индивидуальных способностей самостоятельно определяет количество времени, которое ему необходимо для освоения соответствующей учебной дисциплины.
5. Учащийся имеют доступ к разнообразным источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных) для получения необходимых знаний по выбранному предмету, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сеть Интернет
Основная специфика программной оболочки для ДОТ в том, что содержание образования возможно выстроить по модульной системе. Причем каждый модуль достаточно автономен, и их изучение можно выстраивать по порядку, либо независимо от порядкового номера. Каждый модуль может предложить теорию в электронном виде, практическую часть в том же виде и определенную форму контроля. Только после освоения текущего модуля можно приступать к изучению следующего. Помимо этой содержательной части в программную оболочку должен войти раздел, связанный с управлением. Можно будет увидеть, как выполняется изучение по предметам конкретным учащимся. И последнее – эта оболочка должна предполагать блок самоконтроля. Ученик сам сможет оценить результат своего обучения, а потом уже пойти к преподавателю.
Самый распространенный способ организации дистанционного обучения связанный с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, форумов, телеконференций и прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет я использую уже сейчас. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
Целью организации системы дистанционного образования в общеобразовательных учреждениях является, в первую очередь, организация доступа к образовательным ресурсам для выпускников базовой школы .
После получения права доступа к образовательному ресурсу учащиеся смогут познакомиться с теоретическими аспектами изучаемого материала по конкретному предмету, комментариями учителя, выполнить различные упражнения на отработку тех или иных навыков, пройти контроль (тестирование) и получить результат (система сразу выставляет балл и в случае необходимости выдает подсказку). Образовательные ресурсы учреждения должны позволить также подготовиться к сдаче ЕГЭ. Все результаты будут храниться в персональном архиве учащегося. При необходимости учащиеся смогут получать консультацию по предмету. Расписание консультаций в режиме on- line будет доступно для учащегося, более того может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся можно будет проводить открытые уроки-семинары. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы все это будет храниться в индивидуальных файлах
Обучение с использованием дистанционных технологий учащихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает различные формы проведения занятий: лекций в аудитории, видеоконференцсвязь (просмотр выступления в реальном времени), самостоятельное изучение учебных материалов в различных видах (электронные учебные пособия, видеозапись и пр.), семинары в режиме отложенного времени (off-line): обмен текстовыми сообщениями (телеконференции) и в реальном времени (on-line): обмен текстом (чат), видеоконференцсвязь, контроль знаний через: письменные задания, рефераты (в электронном виде), эссе, курсовые работы, индивидуальные проекты, автоматическое тестирование в режиме on-line и другие виды учебных работ.
При использовании дистанционных образовательных технологий учащиеся помимо участия в основном учебном процессе могут получать дополнительные исторические и научные сведения, общаться с ровесниками в нашей стране и за рубежом, работать совместно над проектами и творческими заданиями, участвовать в конференциях, олимпиадах, проходить тестирование и т.д.
Использование дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях так же оправдано возникающими в последнее время трудностями в эпидемиологической и климатической обстановке, приводящими к отмене школьных занятий, также учащимся, которые в силу различного рода причин не могут посещать школьные занятия. В таких условиях применение дистанционных технологий выступает способом продолжения процесса обучения
Таким образом, внедрение (использование) элементов дистанционных образовательных технологий в образовательной практике обеспечивает максимально личностный подход со стороны преподавателей, которые находятся в постоянном интерактивном контакте с учащимися: фиксируют посещаемость, проверяют задания, контрольные работы и тесты, обсуждая на форумах и в чатах различные проблемы, отвечая на вопросы, индивидуально объясняя наиболее сложные темы. При использовании дистанционных образовательных технологий на различных занятиях обучаемый закрепляет инструментальные навыки, приобретенные на уроках информатики.