План урока ОРКСЭ Нравственный поступок

План урока ОРКСЭ


Учитель: Гужова М.П.

Тема: «Нравственный поступок (формирование понятий «добро» и «зло»)
Цели:
познакомить учащихся с понятиями «нравственность», «добро» и «зло»;
совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;
воспитывать честность, справедливость, усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Оборудование: ребусы, карточки, пазлы с изображением сказочных героев, листы цветной бумаги.
Ход урока
Организационный момент
(Деление класса на 4 группы по 6 человек с помощью жетонов разного цвета)
Объявление темы урока.
Работа над понятием «нравственность».
Тему нашего урока вы сможете назвать, разгадав ребус:



Цифра в кружочке означает букву алфавита под этим номером. Соберите эти буквы и составьте из них слово название темы нашего урока.

Работа по теме урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.
- Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях)
- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)
Учитель. - Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах.
I группа. Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро это делать то, что желаешь себе.
II группа. Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
III группа. Английская пословица
«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»
IV группа. Туркменская пословица
«На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром дело отважного».
(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)
Учитель. - А сейчас следующее задание.
Вспомните сказки, в которых рассказывается о добре и зле. А поможет вам в этом игра: «Собери сказочного героя».
(Ученики работают в группах, собирая пазлы: «Баба-Яга», «Золотая рыбка», «Красная шапочка», «Дюймовочка»)
Учитель. - Такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.
Существует множество слов с корнем «добро».
Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:
I группа слова имена собственные, фамилии .
II группа имена существительные.
III группа имена прилагательные
IV группа глаголы.
Учитель. - А теперь следующая игра: группам раздаются цветные листы бумаги черные и красные. На доске написан список различных нравственных понятий: (нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень). За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного нравственные поступки.
(Подводятся итоги)

Учитель. - А теперь я предлагаю вам выбрать из списка определения и соотнести их с пожеланиями:


Пожелания
Определения

I группа
Добро пожаловать


II группа
Будьте добры


III группа
До добра не доведет


IV группа
В добрый час



Определения: формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.
(Подведение итогов)
Учитель. - Сейчас мы проведем заключительный конкурс: «Собери пословицу»
1 Не одежда красит человека
2 Доброе дело
3 Доброта
4 Доброе слово человеку
5 Кто добро творит
6 Худо тому,
3 лучше красоты
4 что дождь в засуху
5 того Бог благословит
2 само себя хвалит
6 кто добра не делает никому
1 а добрые дела


Учитель. - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (ответы детей)
- Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств? (Нет)
- Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»? (Да)

Итог урока (рефлексия)
- Основное назначения человека творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.


«Не обижай людей придет расплата.
Нам счастья не судит обида чья-то»
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
Того, чего себе не пожелаешь»
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»

(Стихотворение вручается каждому ученику









5

4