Групповой исследовательский проект по ОРКСЭ «Нравственный поступок», для учащихся 4 класса


Групповой исследовательский проект по ОРКСЭ «Нравственный поступок», для учащихся 4 класса.
Разработал учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 1 г. Юхнов» Юхновского района Калужской области Щербакова Татьяна Геннадьевна.
Цели: 1)дидактическая: в ходе проектной деятельности сформировать у учащихся понятия нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат, «нравственный поступок»;
2) педагогическая: развить у учащихся проектные компетенции: умение планировать, работать в команде, оценивать работу свою и других учащихся.
Задачи:
Методическая разработка приёмов создания компьютерной презентации по теме.
Развивать потребность в совершении нравственных поступков.
Воспитывать честность, справедливость, усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, овладевать навыками культурного поведения.
Формируемые УУД:
- Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).- Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: ориентирование в учебнике; контроль своих действий; оценка результатов своих действий.
- Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать, публично выступать.
Вид урока: урочный проект, переходящий во внеурочный.
Оборудование: слайды (или картинки) с тематическими иллюстрациями, ситуации, стишки, рассказы, пословицы, поговорки по теме, ноутбуки.Ход урока:
1этап - Подготовительный. Постановка проблемы.
Мотивация. Обсуждение проблемной ситуации и притчи «Житель Афонской горы (Какие действия совершал стариц? Можно ли его действия назвать добродетельными? Ждал ли стариц награды за свои действия? С точки зрения морали как можно назвать его действия? (Нравственный поступок).
Актуальность темы. Мы часто ведём себя безнравственно, не умеем оценивать свои поступки, не можем ими управлять.
Цель проекта: изучить данную тему и создать презентацию «Нравственный поступок», которую можно использовать на классном часе в начальной школе.
Задачи: изучить литературу и материалы; создать компьютерную презентацию или плакат.
Этапы работы.
Обсудить проект: какие проблемы самые важные по этой теме?
Распределение по группам. 3 группы работают над 3 проблемами:
1-Что такое нравственный поступок?
2-Какие признаки имеет нравственный поступок?
3-Как оценить свои поступки и поступки других людей?
4-Как нам управлять своими поступками?
Обсуждение в группах стратегии выполнения.Распределить между собой обязанности по выполнению задания, подготовке презентации. Заполнить лист планирования и продвижения по заданию.
Обсудить получаемый продукт. Делаем плакат или презентацию?
Поставить проблемы, составить план в решении каждой проблемы.
2этап – Поисковый. План сбора и анализа информации и работа с ней.
1группа: 1) Прочитайте определение «поступка» в учебнике, дополнительной справочной литературе, поразмышляйте, сделайте выводы, постарайтесь прийти к общему мнению. 2) Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте объяснение понятию «нравственный». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».3)Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».
2группа: 1) Проанализируйте в литературе признаки нравственных поступков. Отразите эти признаки на слайде или на плакате в виде таблицы или схемы.
3группа: 1)Из подобранных дополнительных материалов приведите примеры нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети). Выберите поступок героя предложенных произведений. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным. Подумайте, как можно оценить поступок (сделайте вывод).
4группа: 1)Проанализируйте материалы дополнительных источников, рассказы и иллюстрации на тему «Нравственный поступок», свой жизненный опыт и дайте рекомендации учащимся «Как управлять своими поступками?»
По результатам работы подготовить и оформить компьютерную презентацию или плакат, содержащий: Общее название проекта. Название проблемы. План решения проблемы (краткое изложение выводов по групповой теме). Рисунки, пословицы, поговорки (из подобранных источников).
3 этап – Проектировочный. Оформление презентации каждой группой и общей (объединение) или плаката.
4 этап – Заключительный. Подведение итогов.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступитькаждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчеты других групп.
Оцените выполненные вами работы – свою и других групп.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните
лист самооценки.
Подведение итогов.
Считаете ли вы коллективную оценку своего работы правильной?
Удалось ли выразить замысел проекта?
Рационально ли была организована работа внутри группы?
Что было сложным?
Пример оформления компьютерной презентации:
Проблема 3
Проблема 2
Проблема 1

План Рис.
План Рис.
ТЕМА

4
3
2
1
Рис.
план

Проблема 4
План
Рисунок
5
Заключение

Текст или рис.Пословицы, поговорки.

6

Дифференцированное домашнее задание:
Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.
Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.
Обсудите дома утверждение «Не всякое действие - поступок».
Рассмотрите рисунки в учебнике (к теме урока). Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображённые персонажи?
Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка и сделайте вывод.
Приложение
Лист самооценки
Номер группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
Почти все сделали без меня.



Анкета для выявления проектных умений
Ф. И. ученика, класс_________________________________
Оцени свои умения работать методом проекта, используя критерии оценки:
3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею.
№ Проектные умения Начало проекта Окончание проекта
1. Определять проблему 2. Ставить цель 3. Ставить задачи 4. Искать способы решения задач 5. Планировать работу 6. Организовывать работу группы 7. Участвовать в совместной
деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение, доказывать его; принимать другую точку зрения 8. Выбирать вид продукта проекта 9. Выбирать форму презентации (представление продукта проекта) 10 В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект 11 В проделанной работе находить неудачи 12 Видеть, что мне дало выполнение проекта
.
Правила работы в группе:
Говори спокойным тоном.
Используй вежливые слова.
Обращайся к одноклассникам
по имени.
Слушай внимательно
собеседника.
Не перебивай товарища.