Контрольная работа в рамках дистанционного обучения по теме: Использование цифровых образовательных ресурсов в разработке проекта урока математики





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА










Контрольная работа по теме:
Использование цифровых образовательных ресурсов в разработке проекта урока математики






Работу выполнил
учитель математики
1 квалификационной категории
Коряченко И.В.



















С. Козино
2012





Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения.
Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР: - повышение эффективности и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательно деятельности; - развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.



Подготовка и проведение уроков различного типа по математике в основной школе на основе ЭОР

Общая последовательность действий педагога для подготовки урока
1. Конкретизировать тему урока.
2. Сформулировать цель и задачи урока.
3. Выбрать метод введения нового материала.
4. Выбрать форму проведения урока.
5. Структурировать основное содержание урока.
6. Определить место ЭОР в структуре содержания.
7. Отобрать ЭОР.
8. Выбрать форму взаимодействия с ЭОР учителя и учащихся.
9. Сформулировать вопросы для подведения итогов урока.
10. Оформить разработанный урок в виде таблицы, выделив этапы урока, задачи каждого этапа, конкретизировав названия ЭОР, виды деятельности учащихся и учителя на каждом этапе.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала

Формы использования ЦОР учителем при подготовке к уроку
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам)
подготовка творческих заданий
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память
Формы использования ЦОР учителем при проведении урока
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке
Методические цели использования ЭОР
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности
визуализировать учебную информацию
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления
проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического)
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств или вкрапления игровых ситуаций)
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Формы урока введения (объяснения) нового материала
рассказ (беседа) учителя
лекция
экскурсия
обучающий семинар
исследовательская лабораторная работа
игровое учебное занятие и т.д.

Обобщённая схема урока введения (объяснения) нового материала
1.Организационный момент
2. Вступительная часть. Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
3. Основная часть:
организация усвоения материала: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний, ознакомление с новым материалом
отработка учебного материала: первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
4. Домашнее задание
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока
Возможная технологическая последовательность урока
Новый материал необходимо начинать изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей (ФЦИОР) в качестве домашнего задания
2. Выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса будет гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса
3. Вместо одностороннего изложения учебного материала необходимо организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы
4. Если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей
Использование ЦОР при организации лекционной формы обучения
обоснование необходимости изучения темы
проблемные ситуации, анализ этих ситуаций
работа с математическими предложениями по определенной схеме
обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и которые предлагаются для самостоятельной работы
сообщение материала, выносимого на контроль


Существуют различные возможности использования ЭУМ в учебном процессе:
в качестве наглядного пособия при работе в классе
формирование практических навыков и контроля знаний под руководством учителя
самостоятельная работа учащихся.
ЭУМ можно использовать в различных дидактических моделях построения учебного процесса.

Схема урока введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся с использованием всех типов ЭУМ


Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1
Постановка задания учащимся
Задание и указания учителя
Принимают задание учителя.
Формулирует задание для учащихся по работе с ЭУМ

2
Освоение учащимися новой информации,
ЭУМ И-типа
П-типа
Самостоятельно осваивают содержание ЭУМ
Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ

3
Формулирование вопросов учащимися
Вопросы учеников
Задают вопросы учителю
Отвечает на вопросы учащихся

4
Ответы учащихся на вопросы учителя
Вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Задает вопросы учащимся

5
Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися
ЭУМ П-типа
Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию
Определяет ЭУМ П-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)

6
Выполнение заданий учащимися
ЭУМ П-типа
Самостоятельно выполняют задание
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

7
Формулирование контрольного вопроса или задания
ЭУМ К-типа
Знакомятся с заданием
Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ опреде ляет их инди видуально для каждого учащегося)

8
Выполнение учащимися контрольного задания
ЭУМ К-типа
Самостоятельно выполняют задание
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

9
Формулирование выводов урока
Выводы по уроку
Фиксируют выводы
Формулирует выводы


В случае организации жесткого руководства деятельностью учащихся в указаниях учителя должно быть регламентировано время работы на каждом этапе урока. После каждого этапа в этом случае должны подводиться итоги и контролироваться переход к следующему этапу.
В случае опосредованного руководства учителя и организации индивидуализированной или дифференцированной деятельности учащихся на основе индивидуальных заданий целесообразно подводить итоги урока в целом.
При проведении такого урока очень эффективно использование печатных инструкций и предварительно подготовленных учителем рабочих тетрадей (это может быть один-два листа, распечатанных заранее для каждого ученика или электронный вариант).
В случае организации парной (групповой) работы учащихся с ЭОР индивидуальный набор ЭУМ определяется для пары (группы) и предполагает формулировку общего для пары (группы) задания.
Пример урока разработанного мной после прохождения курсов в Академии Айти. Приложение
Источники:
Академия АйТи Кузнецова М.В. конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Математика»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15