Материалы из опыта работы учителя начальных классов по теме: Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе







































Материалы из опыта работы учителя начальных классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Ялама Надежды Фёдоровны







«Приучай ребёнка работать,
заставь его не только полюбить работу,
но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой
приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе,
как собственными силами, что – то усвоить; чтобы он самостоятельно думал,
искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»
Дистервег.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов: научным работникам и милицейским следователям, для всех остальных они ненужная роскошь. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?
Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
Одной из самых удивительных особенностей психики всех живых существ является природное, врожденное стремление исследовать окружающий мир. Стремление это универсально, оно ярко проявляется в поведении не только людей, но и животных. Для всех живых существ исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.
Уже в детстве становится заметно, как зависят друг от друга жизненная успешность и уровень развития поисковой, исследовательской активности. От степени развития способностей исследовать окружающий мир напрямую зависят успехи ребенка в познавательном и личностном развитии. Наличием развитых исследовательских способностей в значительной мере определяется вероятность чудесного превращения процесса развития в процесс саморазвития.
Степень проявления стремления к исследованию окружающего зависит от многих обстоятельств, в том числе и от индивидуальных особенностей. Дети рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, и они разделяются на тех, кто склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается.
Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием  цифровых образовательных ресурсов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Здесь имеется в виду использование новых информационных технологий обучения, позволяющих   решать дидактические проблемы, управляя процессом обучения.
Следовательно, в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Отсюда важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно приобретать знания, овладел способами познавательной деятельности.
Главная задача учителя – обучая развивать, то есть не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся.

Как это сделать? Для этого необходим иной подход к обучению.

Развивая познавательную исследовательскую деятельность обучающихся, учитель учитывает изменения, происходящие в общеобразовательной школе, которые ориентированны на освоение учеником основ исследовательской деятельности, способствующих всестороннему развитию личности.
Цель такой работы:
Сформировать систему научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику ориентироваться в различных образовательных областях. Формирование самосовершенствующейся личности школьника, индивидуального стиля учебной деятельности.
Задачи :
Развивать креативные качества личности ученика, обеспечивающие условия создания им творческого продукта деятельности, а именно:
образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазию, чувство новизны, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, знакотворчество и символотворчество;
инициативность, изобретательность, смекалку, готовность к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность;
способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми, с текстом, с объектом познания; раскованность мыслей, чувств, сочетающаяся с нормами поведения; проницательность, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы; умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту; умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития; создания новых методов познания в зависимости от свойств объекта; прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий; владение эвристическими процедурами: интуиция, инсайд, медитация;
Развивать когнитивные качества личности ученика – интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, аргументированность, аналитичность, синтетичность, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, увлечённость, пытливость, проницательность, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, делать выводы и обобщения, нестандартность мышления; умение самоопределяться в ситуациях выбора; умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог или спор; структурно – системное видение изучаемых областей в их пространственной и временной иерархии.
Развивать оргдеятельностные (методологические) качества:
Целеполагание (умение ставить цели), целеустремлённость (направленность на достижение целей), устойчивость в достижении целей; составлять план достижения цели; выполнять намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей; получать и осознавать свой результат; способность нормотворчества, выражающаяся в умении сформулировать правила деятельности; смысловое видение изучаемых объектов; развивать навыки самоорганизации: планирование деятельности, программирование действий, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий, упорядоченность деятельности, одновременное удержание в сознании разных альтернатив;
развивать рефлексивное мышление, умение строить свои дальнейшие планы обучения, смысла деятельности, соединения результатов с целями; развивать умение проводить самоанализ, самооценку;
умение проектировать свой индивидуальный маршрут; представлять на защите продукт своего исследования; умение отстаивать свои идеи, участвовать в споре, дискуссии; способность работать группой над исследовательским проектом.

Рассмотрим примерный план написания исследовательской работы:
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ
Начало любого исследования - это тема работы. Выбрать тему несложно, если ребенок точно знает, что его интересует в данный момент.
Если ребенок не может сразу определить тему, то можно предложить ему ответить на данные вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)?__
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

Какими могут быть темы исследования
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты проводишь исследование.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Итак, старт исследовательской работе дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
предположим...
допустим...
возможно...
что, если...
Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как составить план работы
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос:
- Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова ) -способ, приём познания явлений окружающего мира.
Предлагаем тебе список доступных методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги о том, что исследуешь;

- спросить у других людей;


познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной
сети Интернет;


- понаблюдать; - - провести эксперимент.



Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Подготовить текст сообщения. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. Приготовиться к ответам на вопросы.
Выделить из текста основные понятия и дать им определения
Понятия - это краткие и точные характеристики предметов, явлений.
Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить исследовательскую работу, нужно выделить основные понятия исследования и подумай, как можно кратко их выразить.
  
В целях развития познавательных способностей и расширения кругозора ребенка, нами были проведены тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований «Наблюдение и наблюдательность»; «Как сделать сообщение о результатах исследования»; «Как работать с книгой» и д.р.
Собственная исследовательская практика призвана не только расширять, но и развивать познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности
В настоящее время  учебные заведения оснащены  компьютерными классами и мультимедийными проекторами. Это заметно расширяет возможности использования информационно-коммуникационных технологий  на уроках непосредственно в кабинете учителя-предметника.

Мною были отобраны адреса порталов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно – технического творчеств

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов и пр. Организовано online размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Не для кого не секрет, что цифровые образовательные ресурсы помогают сделать учебный процесс интересным и эффективным. Загляните на сайт Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Коллекция создана по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Предлагаемые материалы созданы для компьютерной поддержки уроков по математике. Основой материалов являются манипуляторы или, как их еще называют, динамические модели. Это небольшие интернет-программы, позволяющие вести свободную познавательную деятельность в рамках сюжетов учебной программы по математике

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Коллекция визуальных дидактических материалов для учителя и ученика по математике, физике биологии, русскому и немецкому языку, музыке. Новым направлением, которое разрабатывается в визуальной школе, является существенное изменение роли наглядных дидактических материалов. Из вспомогательного сопровождающего средства эти материалы становятся ведущим инструментом в развитии мышления школьника и студента

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Коллекция методических материалов для учителей начальной школы: разработки уроков, топики, коллекция игр, дидактический материал для изучения азбуки ... Коллекция материалов для дошкольников и учеников начальной и средней школы: развивающие игры, загадки, дидактический материал для обучения чтению

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам дидактические материалы по предмету.

В учебном процессе можно использовать разные варианты работы с использованием  цифровых образовательных ресурсов:

Один из них, использование информационных технологий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Цифровые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образовательные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Результат использования

фотоаппарат
создание презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, к творческим работам, проектам

видеокамера
объяснение новых тем по предметам (технология использования, кодировки и монтажа), для внеклассных мероприятий

мультимедийный проектор
изучение нового материала, организация контроля и учет знаний, самостоятельные работы, защита исследовательских работ

электронные учебники
объяснение нового материала, организация контроля и учет знаний, самостоятельные работы, лабораторные работы

сканер
создание презентации к урокам, к внеклассным мероприятиям

компьютер
работа с Интернетом, проведение дистанционных олимпиад, объяснение нового материала, организация контроля и учет знаний, проведение самостоятельных и лабораторных работ


Компьютерные информационные технологии создают условия для развития познавательных способностей и расширения кругозора ребенка.  
Использование цифровых образовательных ресурсов имеет ряд преимуществ:

·     информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

·     ЦОР вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

·     использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

·     позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
 Существенное влияние на  активизацию учебного процесса и усвоение нового материала оказывают использование мультимедийных  учебников. Для их эффективного применения компьютерный класс не требуется. Достаточно в обычном учебном классе установить медиапроектор и компьютер. На протяжении  последних лет многие педагоги используют на разных уроках  презентации  и мультимедийные учебники: энциклопедию Кирилла и Мефодия, программно – методический комплекс «Семейный наставник» и другие.
  Опыт применения электронных учебников и презентаций позволяет выделить   преимущества урока с использованием информационных технологий  перед традиционным уроком:

·       Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей.

·        обучение обеспечивается разнообразными материалами, которые в обычной практике преподавания по ряду причин далеко не всегда возможно использовать;

·        программа позволяет организовать процесс обучения в индивидуальном, оптимальном для каждого ученика темпе; также на уроках можно использовать технологию уровневой дифференциации;

·      работа с программой повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности. Программа построена по принципу мультимедийных игр, которыми так увлекаются школьники!
Мультимедийные презентации обеспечивают более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие  и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к резкому росту интереса к предмету;

·        учащимся не приходится читать длинные тексты с экрана монитора (это -  наиболее утомительная и вредная для зрения форма работы с компьютером), они получают большую часть информации в звуковом и графическом представлении, что значительно менее вредно;

·        программа работает в интерактивном режиме, следовательно учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя;   
Электронный учебник является полноценным учебным пособием для самостоятельной домашней или поисковой работы учеников.
Он может быть использован:

·     для выполнения домашней работы, заданной учителем;

·     в качестве энциклопедии-справочника;

·     для подготовки к контрольным работам и экзаменам. 
В заключение хочу отметить, что никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для учителя.

В учебном процессе можно использовать разные варианты работы с мультимедийным учебником:
1. Изучение нового материала с использованием видеоряда учебника в качестве наглядных пособий (наиболее интересны меняющиеся диаграммы,
“оживающие” карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Урок проходит в форме лекции с использованием мультимедийного проектора.
2. Традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными лекциями параграфа или другими материалами мультимедийного учебника.
3. Изучение несколькими группами в классе различного исторического материала с последующим обсуждением.
4. Лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов учебника на основе самостоятельной  работы учеников.
5. Использование материалов мультимедийного учебника для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом.
6. Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников.
7. С помощью материалов мультимедийного учебника можно также  организовывать игровые уроки и конкурсы.  Их хорошо проводить при обобщении и повторении темы или всего курса. В ходе игры класс делится на группы, которые выполняют определенные задания.
На базе мультимедийного учебника по истории могут быть проведены такие  игры  и конкурсы, как:

·     «Угадайте историческую личность» (для этого используются фотографии и биографические справки из раздела “Персоналии”);

·     «О каком событии нам поведал документ» (формируется на основе подборки документов);

·     «Исторический комментарий» (например, к фотографии);

·      «Определите события, отраженные на исторической карте»;

·     «Определите эпоху, в которую написана песня» и т.д.

·     В учебнике предусмотрено тестирование после каждого параграфа. В тестах проверяется знание дат, последовательности исторических событий, имен исторических деятелей и событий, с ними связанных, сути исторических явлений и их характерных черт, важных статистических данных, значений терминов и определений понятий и т.п. При этом в программе заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала. 
Мультимедийный учебник может быть использован и как средство коррекции знаний учеников на дополнительных занятиях.
Например, изучив тему с помощью  традиционных приемов и средств или, используя в той или иной форме мультимедийный учебник, ученик получил неудовлетворительные результаты проверочной работы. Учитель организует дополнительные занятия для коррекции исторических знаний и повышения оценки.
На уроке нет времени на организацию коррекционной работы, поскольку программа и так уплотнена до предела. Поэтому такого рода деятельность выносится, как правило, на дополнительные занятия. Однако заниматься с несколькими учениками одновременно по разным вопросам учитель не в состоянии. В этом случае незаменимым помощником становится компьютер.
Отстающих учеников следует посадить за компьютеры, чтобы они заново изучили те  лекции, по которым у них недостаточно знаний. Учитель при этом выступает в роли консультанта, что значительно легче, чем излагать учебный материал еще раз. Кроме того, учитель может заниматься в освободившееся время еще и с другими детьми. Таким образом, коррекционная работа  максимально индивидуализирована.
Такое повторение пройденного материала несравненно более интересно ученикам, чем традиционные его способы (например, чтение бумажного учебника заново), а, следовательно, и его эффективность  значительно выше. Это касается  даже учеников со слабой мотивацией к обучению.
Электронный учебник является полноценным учебным пособием для самостоятельной домашней или поисковой работы учеников.
Он может быть использован:

·     для выполнения домашней работы, заданной учителем;

·     в качестве энциклопедии-справочника;

·     для подготовки к контрольным работам и экзаменам. 
Из всего сказанного выше следует, учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности учащихся.

 
 


Методическое пособие

ТЕМА: «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе»


2015г
г. ЛАБЫТНАНГИ



15