Статья на тему:Создание цифровых образовательных ресурсов и их использование на уроках физики с целью формирования у учащихся информационной компетенции

Доклад на тему: «Создание ЦОР и их использование на уроках физики с целью формирования у учащихся информационной компетенции»
Подготовила: преподаватель
Гольцварт И.В.
Долгие годы в образовании использовались три основных инструмента: книга как источник информации, тетрадь – место для самостоятельной работы ученика и доска – инструмент для визуальной поддержки выступления преподавателя или учащегося, представления информации всей группе.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. В мире цифровых технологий тетрадь и книгу стремится заменить персональный компьютер. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить сложную процедуру, которую используют преподаватели при создании методических пособий.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых),  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу  формирования информационной компетентности учащихся.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий
Обучение любому предмету, в том числе и физике, ведётся с использованием различных ресурсов.
Образовательный ресурс – элемент среды, в которой идет образовательный процесс, используемый учащимся и педагогом непосредственно в образовательной функции. Информационный образовательный ресурс наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов (в отличие от ресурсов материальных), используемых в образовании.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это информационно-содержательные объекты, используемые в образовательных целях и представленные в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Физика одна из самый обширных и интересных наук, поэтому формы представления физических знаний для обучения многообразны и постоянно расширяются.
В конце 90-х годов 20века и в начале 21века активно развивались программы физического направления, выпущенные на съёмных носителях.
В настоящее время количество компьютерных программ, предназначенных для изучения физики, исчисляется десятками. Эти программы уже можно классифицировать в зависимости от вида их использования на уроках:
обучающие программы;
демонстрационные программы;
компьютерные модели;
компьютерные лаборатории;
лабораторные работы;
пакеты задач;
контролирующие программы;
компьютерные дидактические материалы.
Мультимедийный электронный учебник для курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики даёт следующие преимущества:
Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Повышается мотивация и познавательная активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно - продвинешься ближе к цели.
Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет переложить часть работы преподавателя на персональный компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как не приходится повторять текст несколько раз (он выведен на экран), ученику не приходится ждать, пока материал повторит преподаватель именно нужный ему фрагмент.
Удобно использовать компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач. Гораздо проще и нагляднее показать, как тело движется при наличии положительной начальной скорости и отрицательного ускорения.
Неотъемлемой частью курса физики является выполнение лабораторных работ. Заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов позволяет применение цифровых образовательных ресурсов, которые являются имитаторами проведения экспериментов. Безусловно, подобное использование ЦОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением, преподаватель получает объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала. Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%. Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.
В соответствии с требованиями к проведению современного урока, подготовлены различные типы мультимедийных презентации к урокам.
По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. Эти презентации являются, по сути, расширенным планом урока с набором необходимых рисунков, схем, формул, выводов, определений – всего, что необходимо включить в эту презентацию для того, чтобы урок был насыщенным, интересным.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений.
Ученики активно участвуют в работе по физике. Они готовят доклады, рефераты, проекты. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для презентации, создание презентации в Microsoft Power Point.
В заключение хотелось бы отметить, что, полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии. Как показывает практика, использование цифровых ресурсов на уроках усиливает их наглядность, даёт возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключить одновременно несколько каналов восприятия информации.








13PAGE 15

























Заголовок 315