Мастер-класс Методический потенциал и возможные пути применения цифровых образовательных ресурсов в обучении литературе. ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе».









МАСТЕР-КЛАСС

Методический потенциал и возможные пути применения ЦОР в обучении литературе

ЦОР
«Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе»




Федорова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей при УлГТУ №45» г.Ульяновск




















ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

Презентация педагогического опыта
Тема, цели, идея опыта
Плюсы и минусы использования ЦОР
Виды и формы использования информационных технологий на уроке литературы
Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы
с БЭНП «Литература», с сайтами «Урок литературы», «Я иду на урок литературы»

Представление ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе»
Перечень представленных в ЦОР материалов
Разделы ЦОР
Цели данного ЦОР
Специфика данного ЦОР
Оборудование уроков
Результаты применения ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе».

Знакомство с ЦОР, работа с предложенными материалами.
Рефлексия.






















Презентация педагогического опыта

Современный урок современный учитель... а может быть, начать надо с другого: современный школьник? Из года в год подростки, заполняющие школьные аудитории, меняются: у них другой стиль общения, кумиры, круг чтения... Двадцать первый век с вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети», с этим нельзя не считаться.
Учитель всегда должен идти в ногу со временем. Современное преподавание требует информационной оснащенности урока. И одним из компонентов урока на данном этапе преподавания являются электронные средства обучения.

Тема опыта: «Методический потенциал и возможные пути применения ЦОР в обучении литературе. ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе».
Цели опыта:
1. Повышение эффективности урока литературы, развитие мотивации обучающихся при применении ИКТ.
2. Развитие познавательной активности обучающихся, используя возможности компьютера.
Для достижения данных целей определена задача:
повышение собственной профессиональной компетентности
Ведущая идея опыта: при использовании компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится ПАРТНЕРОМ. Информационные технологии необходимо использовать продуктивно, уместно и интересно в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами и педагогическими технологиями.
В своём выступлении я попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы использования ЦОР.
Начнём с плюсов. Во-первых, в сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату, появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм. Это уже второй плюс. Третий плюс – это работа самих учащихся. Мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои экзаменационные рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Четвёртый плюс - облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш-картой.


Пятым достоинством ИКТ я считаю то, что грамотный педагог, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться.
Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.
Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской. Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Не все школы могут позволить себе дорогие проекторы.

Виды и формы использования информационных технологий на уроке литературы:
Презентация к уроку как сопровождение лекции учителя.
Презентация, созданная учащимся, как иллюстрация сообщения или реферата.
Викторина.
Тест.
Экранизация художественного произведения.

Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы
с БЭНП «Литература», с сайтами «Урок литературы», «Я иду на урок литературы»

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
//school-collection.edu.ru
//portal.ntf.ru
В нее входит Библиотека электронных наглядных пособий «Литература».
Ее отличительная особенность - полифункциональный характер, который позволяет расширить методический диапазон использования материалов. Есть предметная область «Литература», «Искусство», «Мировая художественная культура». Что помогает развивать межпредметные связи.
Тексты любых художественных произведений есть в электронных библиотеках
Сайты, необходимые учителю литературы:

// httr://mils.ru - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы». Он основан за счет Фонда поддержки образования. Этот сайт ориентирован на решение конкретных профессиональных задач. Учитель окунается в информационную среду, таким образом повышается его профессиональная компетентность.

//httr://lit.1september.ru/urok/ - Сайт «Я иду на урок литературы» создан на основе материалов, опубликованных на сайте издательского дома «1 сентября».


Представление ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе»

Вопрос перспективности создания единого ЦОР электронного сопровождения уроков литературы интересовал меня всегда. Был собран обширный материал, которым хотелось поделиться, который мог бы помочь и другим учителям проводить уроки литературы в 9 классе. По рекомендациям коллег я собрала все материалы в единый ЦОР.
Перечень представленных в ЦОР материалов:
Методические рекомендации к использованию ЦОР.
Разработки уроков.
Дополнительные материалы:
Презентации PowerPoint.
Видео и аудиозаписи
Тестовые задания с ответами
Все материалы располагаются в соответствии с разделами изучения:
К изучению древнерусской литературы .
К изучению темы "Романтизм".
К изучению блока "А.С.Грибоедов".
К изучению блока "Жизнь и творчество А.С.Пушкина".
К изучению блока "М.Ю.Лермонтов".
К изучению блока "Н.В.Гоголь"

Цели данного ЦОР: обобщить и систематизировать отработанный на практике материал электронного сопровождения уроков литературы в 9 классе.
Специфика данного ЦОР в том, что в нем собраны электронные материалы, которые помогут учителю литературы более интересно и плодотворно провести урок по изучению биографии и творчества поэтов и писателей в соответствии с программой. Деятельность учащихся имеет три формы: восприятие, при котором включаются эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (индивидуальное сообщение, выразительное чтение); самостоятельная работа. Во всех этих видах деятельности поможет данный ЦОР.
Данный ЦОР апробирован на практике работы автора-составителя.
Оборудование уроков: медиапроектор для трансляции заготовленных материалов по изучаемой теме урока, ноутбук, колонки.


В календарно-тематическом планировании уроков литературы учителем отводится специальная графа, в которой можно отмечать раздел ЦОРа, используемый учителем.

Результаты применения ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе».
С опытом работы по представленной теме я неоднократно выступала и получала призовые места на НПК, на конкурсах ЦОР, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение. Начиная с 2007 года постепенно использование мной ИКТ увеличивается (в основном, это уроки литературы). Целенаправленная работа, которая велась в течение многих лет, позволила достичь определенных положительных результатов. Хочу отметить, что качество знаний обучающихся по литературе выросло с 60 % до 98 %.
2008-2009 уч.год. 9а,б,в классы.
Успеваемость -100%
Качество знаний- 98%
Повысилась творческая активность обучающихся. 4 ученика- участники НПК разных уровней. Выбрали литературу для сдачи государственного экзамена 7 учеников.
Куприянов Дима, 9а- 3 место в муниципальном туре олимпиады по предмету «Литература», участник регионального тура.
2011 год- ЕГЭ по литературе. Средний балл- 57.

2009-2010 уч.год. 9а класс.
Успеваемость -100%
Качество знаний- 95%
3 ученика - участники НПК разных уровней.
Выбрали литературу для сдачи государственного экзамена 4 ученика.
Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.

Задание: предлагаю ознакомиться с ЦОР «Электронное сопровождение уроков литературы в 9 классе», просмотреть разделы, которые вас заинтересуют, высказать свои замечания и предложения.

Рефлексия

Как вы восприняли предложенный ЦОР?










13PAGE 14115