Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы про использовании цифровых образовательных ресурсов.


Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы про использовании цифровых образовательных ресурсов.
Актуальность
Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив  богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и  соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цель: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.
Цифровые образовательные ресурсы помогают повысить уровень мотивации учащихся к предмету.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности,
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться. И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации  школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
Любой урок должен быть интересным, содержательным и увлекательным, тогда мотивация у ученика к учению не пропадет.
А наоборот приведет к повышению интереса у ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшению качества образования, активизации творческого потенциала ученика и учителя;
Какие же виды работы и на каких этапах урока я использую для мотивации учащихся.
Создание презентаций к урокам. Работа с ресурсами Интернет. Работа с интерактивной доской. Использование готовых обучающих программ.
Виды деятельности и методические приемы
При объяснении нового материала на уроке:
- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств таблиц, схем, фотографий и др.).
- диски («Уроки Кирилла и Мефодия».  Интернет-ресурсы, (иллюстрации, портреты, видеофрагменты), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;
- дидактический материал в виде презентаций, тренажеров, анимированных кроссвордов .На этапе закрепления знаний, отработки навыков:
- использование Интернет-ресурсов и учащимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии;
- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так  и разработанных учащимися презентаций, что позволяет вовлечь  их в активную деятельность по подготовке занятия;
- создание учащимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание значимым для ученика.
 На этапе обобщения и систематизации полученных знаний:
- интегрированные уроки с использованием ИКТ,
- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет просмотр художественных и документальных фильмов по программе;
- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.
На этапе подготовки домашнего задания:
- создание учащимися презентации, буклета, тестов друг другу, ребусов, кроссвордов.
Мой опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта и заинтересованности учащихся, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.
Помимо мотивации учащихся, что еще дает нам использование ЦОР на уроках русского языка и литературы.
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объема предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.