Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ


Разработка и использование новых цифровых образовательных
ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ
Интерактивные средства обучения – это технология в области электронного обучения, которая в совокупности с интерактивным программным обеспечением дает качественно новое решение задач образования – реализацию эффективной модели преподавания школьных предметов.
Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного образовательного процесса. Построение опорных схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет мне экономить время, более эстетично оформлять материал, а использование при этом интерактивных возможностей создаёт эффект непосредственного влияния ребят на содержание слайдов, что является дополнительным стимулом к работе. Задания с последующей проверкой активизируют внимание, формируют орфографическую зоркость, служат для отработки правописных и грамматических навыков учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают процесс обучения более увлекательным.
Уроки с применением ИКТ развивают умение обучающихся работать с компьютером, самостоятельно решать поставленные учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время мне как учителю, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, способности, увидеть абсолютно объективную оценку, получить своевременную, «адресную» помощь.
Компьютерные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у учащихся рефлексии; обучающая программа помогает наглядно представить результат собственных действий.
В своей работе я активно использую компьютерные технологии на различных этапах урока:
На этапе повторения я использую блиц-опросы, экспресс-задания, викторины, тесты, задания для самостоятельной работы с последующим воспроизведением правильного ответа.
На этапе активизации знаний, подготовки к восприятию нового материала предлагаю проблемные вопросы и задания, которые в сочетании с наглядностью и занимательностью, вносимыми ИКТ, под силу ребятам с различным уровнем обученности. Лингвистические игры: «Третий лишний», «Эстафета», «Собери… (слово, предложение, фразеологизм, высказывание и т.д.)», кроссворды, ребусы, шарады, созданные с помощью компьютерных программ, повышают мотивацию ребят, настраивают на активную познавательную деятельность, способствуют развитию интереса к предмету.На этапе изучения нового материала использую технику как объект обучения или рабочего инструмента при исследовании лингвистического материала, в этом мне помогают демонстрационно-энциклопедические программы, электронные учебники, ЦОР, ЭОР, интерактивные презентации. Благодаря возможности сочетания в рамках одной программы : текста, графики, звука, анимации, видеоизображения, репродуктивный и иллюстрационный методы переходят на качественно более высокий уровень.
На этапе закрепления нового материала организую выполнение всех известных типов упражнений: редактирование текстов ,вставка орфограмм, постановка знаков препинания, активно использую задания творческого характера. Для отработки навыков правописания использую разнообразные обучающие программы типа «Репетитор», «Фраза», тренажёры, позволяющие развивать конкретные способности учащихся: внимание, память, мышление.
Особенно эффективно применяю компьютер для тренинга и контроля усвоения знаний и формирования навыков учащихся. Такой контроль осуществляю и с помощью тестирования и игровых форм «Поле чудес» и др.
Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать образовательный процесс: повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; организовать самообучение и взаимообучение; проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся за короткий промежуток времени; углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять схемы, алгоритмы.
Чтобы грамотно писать, недостаточно простого знания орфографических и пунктуационных правил. Главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер мне помогает: в процессе работы учащихся с электронными образовательными ресурсами, резко повышающей их мотивацию, направленной на результативность и нацеленной на успех, появляются подобные навыки и умения. Ученик, увлеченно работающий за компьютером, не боится заданий возрастающей сложности, выполняет гораздо больший объем работы, своевременно корректируя допущенные ошибки.
Тестовый контроль мотивирует учащихся, повышает их интерес к предмету. Ученик получает объективную отметку, может просмотреть результат выполнения работы и сразу увидеть ошибки, что способствует развитию самоконтроля. Ряд тестовых программ («Тест-шаблон», «Конструктор тестов», тесты, созданные в программе PowerPoint с применением макросов, триггеров) позволяют автоматически оценивать выполненную работу, сохранять результат. В случае ошибки тестируемый может увидеть не только правильный вариант ответа, но и его объяснение, возможна отсылка к электронному учебнику, комментариям к заданию.
Я использую три вида теста: входной (диагностический), промежуточный (проверочный) и контрольный.
Входной тест провожу в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Анализ результатов теста помогает предупредить возможные проблемы с усвоением нового материала, спланировать и организовать индивидуальную работу. Электронное тестирование позволяет соединить процесс проверки компетенций учащихся с повторением, направленным на коррекцию знаний и навыков. В этом совмещении контроля с актуализацией знаний и повторением – одно из существенных преимуществ использования ИКТ в тестовой технологии.
Промежуточный тест даю после изучения нового материала, но перед решением основных задач на применение полученных знаний. Основная цель этого тестирования – проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов их применения. Тесты такого вида можно использовать и для индивидуальной, и для групповой работы, и для работы в парах. Комментарий к правильному варианту ответа ученик может получить от учителя или одноклассника, узнать, открыв учебник или электронную ссылку. Промежуточные тесты нацелены в первую очередь на корректировку знаний учащихся, анализ уровня подготовки на пути к контрольному тестированию.
Контрольные тесты использую после многократной отработки навыков учащихся, выполнения различных тренировочных упражнений, заданий творческого характера, связанных с применением новых знаний на практике. В такие тесты включаю вопросы для определения глубины теоретического материала, требующие осознанного применения полученных знаний, использования их в новой ситуации, на новом языковом материале. Как правило, для контрольного тестирования использую тесты с заданием одного уровня, не забывая и о преимуществах дифференцирующего обучения, о возможности применения для контроля и разноуровневых тестов. Какой вариант выбрать – решаю сама, учитывая особенности изученного материала, классного коллектива, целей данного контроля.
Таким образом, повышение и объективность контроля, лёгкость диагностики уровня обученности и обработки статистических данных, активизация и мотивация деятельности учащихся позволяют улучшить качество учебного процесса за счёт применения тестовой технологии на уроках русского языка.
В настоящее время в школе создано единое информационное пространство, в котором задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.
Информационные технологии использую и как классный руководитель: Программа «1С:ХроноГраф Школа 2.5» позволяет хранить информацию об учащихся класса, доступную и администрации школы, «Дневник.ru» своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости их детей, поддерживать постоянную связь .
Для ведения мониторинга своей работы использую компьютерную программу Microsoft Excel, которая позволяет быстро подсчитывать средние показатели, находить значения в процентах, строить диаграммы.