Использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ.


Использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ.
Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять - на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные разработанные диагностические средства: (мониторинг ЗУН на основе ИКТ - «Электронное приложение к учебнику», «Самостоятельные и проверочные работы», «Итоговые контрольные работы», «Тесты»; мониторинг психического развития; мониторинг универсальных учебных действий; «Портфолио» ученика – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии своей деятельности, «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.1, 2, 3-4 классы»). Использование электронных дисков к учебникам «Школа 2100», включающих электронные проверочные работы и электронный журнал, позволяет сравнивать результаты выполнения контрольных работ со средними показателями возрастной группы учащихся по России, вносить коррективы в индивидуальную работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Модель системы внутренней оценки достижения планируемых результатов включает оценку педагога. Посредством ряд оценочных процедур: текущих и тематических проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается состояние и динамика (индивидуальный прогресс ученика) освоения ООП НОО.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности учащегося. Такая диагностика может быть проведена только специалистом – педагогом-психологом и должна быть направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
Новая система оценки предполагает вовлечённость в оценочную деятельность и самих учащихся. Освоение на критериальной основе навыков самооценки и взаимооценки, формирование рефлексии, самоанализа, самоконтроля не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.
Кроме того, новый стандарт позволяет использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в форме портфеля достижений, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Составляющие портфеля достижений могут быть оценены только качественно.В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы:1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Методические рекомендации ОС «Школа 2100», предлагают учителям, родителям ряд диагностических материалов, позволяющих выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка.Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа:
по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы: «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.Система комплексного мониторинга по программе «Школа 2100…» по которой ведется преподавание в1 классе включает в себя:
мониторинг организационно-рефлексивных умений;
мониторинг психического развития школьников;
мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам;
мониторинг степени освоения педагогами деятельностных технологий организации образовательного процесса.
Дневник, разработанный ДС «Школа 2100» позволяет школьникам самостоятельно отслеживать свои успехи и затруднения, родителям систематически осуществлять контроль хода ОД ребенка.

Итак, механизм формирования УУД в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000...» можно представить в виде следующей схемы.
Как научить учиться на основе дидактической системы «Школа 2000...»

В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обучения обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип мимнимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов – В.В.Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Таким образом, предложенная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Важно и то, что данная система дидактических принципов обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям.