Урок биологии в 6 классе Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Дата Класс 6 Урок № 50

Тема: Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Тип: комбинированный

Цель урока:
Обучающая: Создать условия для усвоения знаний об особенностях строения Злаки. Познакомиться с типичными представителями семейства Злаки. Развивать систематические понятия; прививать практические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства Злаки.
Развивающая: Продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.
Воспитательная: Формировать познавательный интерес к предмету и материалистическое мировоззрение, способствовать расширению кругозора учащихся.

Методы: словесные (беседа), практические (разнообразные упражнения), частично-поисковый, приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, контроль.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, таблицы, гербарные экземпляры растений семейства Злаки.

Ход урока
I. Организационный этап – 1 мин
Приветствие, психологический настрой
Записи в журнале, регистрация отсутствующих.
3. Сообщение темы и плана урока

II. Активизация мыслительной деятельности – 2 мин
Какие семейства мы уже изучили?  Какие основные морфологические признаки отличают каждое семейство?  На какие классы делятся растения? 

III. Актуализация прежних знаний - 7 мин
Задание 1. Тест. Класс однодольные. Семейство луковые.
1. Число семядолей в семени зародыша:
а) две б) одна
2. Корневая система:
а) мочковатая б) стержневая
3. Лист:
а) простой б) сложный
4. Жилкование листьев:
а) сетчатое б) параллельное
5. Плод:
а) коробочка б) семянка
6. Соцветие:
а) зонтик б) колос
7. Содержат млечный сок:
а) лук репчатый б) гладиолус
8. Летучие вещества чеснока называются:
а) фитонциды б) каротин
9. Плод ландыша:
а) ягоды б) коробочка
10. Какое растение занесено в «Красную книгу»:
а) спаржа б) ландыш майский

IV. Усвоение нового материала – 12 мин
Загадка  Круглобок и маслян он,  В меру крут, посолен,-  Пахнет солнечным теплом,  Пахнет знойным полем (хлеб)  Из чего пекут хлеб?  Как получают муку?  Учащиеся отвечают на загадки, формируют тему и цели урока 
Запись темы в тетради.
Работа с презентацией.
Работа в группах. Составить постер.
1 группа – Общие признаки семейства Злаки.
2 группа – Представители семейства Злаки.
3 группа – Значение растений семейства Злаки.

V. Закрепление нового материала – 10 мин
Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки.

VI. Проверка усвоения материала (проверка усвоения материала) – 10 мин
Задание 2
Подчеркните названия тех растений, которые относятся к семейству злаки.  Пшеница, кукуруза, малина, ландыш, овес, рис, бамбук, капуста, сахарный тростник, ячмень, просо, рожь, овсюг.  Правильные ответы: пшеница, кукуруза, овес, рис, бамбук, сахарный тростник, ячмень, просо, рожь, овсюг. (индивидуальное задание на маршрутном листе).  Самопроверка, за каждый правильный ответ 1 балл (всего 10 баллов) 
Задание 3
Выберите признаки характерные для семейства злаки
1.травянистые растения
2.плод зерновка
3.соцветие корзинка
4.параллельное жилкование листьев
5.стержневая корневая система
6.мочковатая корневая система
7.цветки из 2 иногда из 3 тонких цветковых чешуй

VII. Объяснение домашнего задания – 1 мин
Изучить
На 3: Составить синквейн по теме «Злаки»
На 4: Составить тест из 5 вопросов по данной теме
На 5: Написать мини-рассказ «В гостях у растений семейства Злаки»

VIII. Рефлексия, подведение итогов урока – 2 мин
Оценки за урок
Определение личной значимости изученного материала

Критерии оценивания
17-16 баллов – 5
15-13 баллов – 4
12-9 баллов – 3









Маршрутный лист
ФИ_________________________
Класс_____

Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.


Задание 1. Тест. Класс однодольные. Семейство луковые.
1. Число семядолей в семени зародыша:
а) две б) одна
2. Корневая система:
а) мочковатая б) стержневая
3. Лист:
а) простой б) сложный
4. Жилкование листьев:
а) сетчатое б) параллельное
5. Плод:
а) коробочка б) семянка
6. Соцветие:
а) зонтик б) колос
7. Содержат млечный сок:
а) лук репчатый б) гладиолус
8. Летучие вещества чеснока называются:
а) фитонциды б) каротин
9. Плод ландыша:
а) ягоды б) коробочка
10. Какое растение занесено в «Красную книгу»:
а) спаржа б) ландыш майский

Количество баллов


Задание 2. Постер. Количество баллов


Задание 3. Подчеркните названия тех растений, которые относятся к семейству злаки.  Пшеница, кукуруза, малина, ландыш, овес, рис, бамбук, капуста, сахарный тростник, ячмень, просо, рожь, овсюг. 
Количество баллов

Задание 4. Выберите признаки характерные для семейства злаки
1. травянистые растения
2. плод зерновка
3. соцветие корзинка
4. параллельное жилкование листьев
5. стержневая корневая система
6. мочковатая корневая система
7. цветки из 2 иногда из 3 тонких цветковых чешуй


Количество баллов








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 615