Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.


Биология 6 класс

Тема урока Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Общая цель
Сформировать знания учащихся о растениях семейства сложноцветных, сформировать общее понятие о них;
закрепить ботанические знания о строении, размножении, применении растений;
воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.
Ожидаемые результаты
Знает о строении, размножении, применении растений, умеет объяснять их сходства ,различия , устанавливает взаимосвязь растений семейства.
Тип урока
комбинированный
Задания
Групповая работа: создание флипчартов и ее презентация, исследовательская работа
Парная работа: разноуровневые задания.
Индивидуальная работа: расширенные задания.
Необходимые материалы Интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карты.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя  Действия ученика
Вводная часть Приветствие, психологический настрой.
Тренинг «Моя «визитная карточка».
Ученики позитивно настраиваются на урок.
Каждый из учащихся, выступает с «визиткой», что дает возможность сказать о себе и узнать о других.
Презентация
Работа по тестам по вопросам домашнего задания Оценивают друг друга.
Основная часть
Побуждение к теме урока. Постановка проблемы.
Эвристическая беседа.
В какой природной зоне мы с вами живем?
А какие почвы характерны для этой территории?
Какая важная масличная сельскохозяйственная культура произрастает у нас на полях?
- Можем ли мы представить себе Казахстан без бескрайних полей, засеянных подсолнечником? Конечно же нет.
Сегодня на уроке будем изучать семейство Астровые или Сложноцветные, представителем которых и является подсолнечник.
Сообщение темы и задач урока.
Начать изучение новой темы я хочу со строк стихотворения Всеволода Рождественского:
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли «звездой»,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой…
Слово "астра" в переводе с греческого обозначает звезда. Именно астры с их яркими ветками – звездочками дали название семейству Астровые.
Положение семейства в системе органического мира.
Семейство Астровые – самое большое семейство двудольных. Оно насчитывает около 20 тысяч видов.
Сложноцветные заселили всю Землю - от тундры до тропиков, от равнин до снеговой линии в горах. Это обычно травянистые растения, только в тропиках втречаются кустарники и деревья.
Общая характеристика семейства Астровые.
Общие признаки семейства:
Цветок Ч0 Л(5) Т(5) П(2)
Соцветие Корзинка
Плод Семянка
Листья Простые
Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.
Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.
В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые и ложноязычковые.
Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубчиков венчика. 5 тычинок тоже срастаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые.
Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей.
У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые.
Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими.
У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других - из разных типов, например, у ромашки: внутри трубчатые, по краям – язычковые; у василька : внутри - трубчатые, по краям - воронковидные.
Корзинки астровых раскрываются и закрываются в определенное время. Это свойство может быть использовано для создания цветочных часов.
Стебли растений густо опушены. Это связано с тем, то растения живут в районах постоянной сухости или с резким изменение температуры. Плод астровых — семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние.
Опыляются насекомыми- пчелами, осами, шмелями.
Релаксация «Вальс цветов»
Разнообразие астровых
Мы уже знаем, что семейство Астровые – самое многочисленное. А знаете ли вы, что растениям всегда находилось место и в войнах, и на банкетах, свадебных церемониях. Растениями украшали алтари и места жертвоприношений. Именно они были предметом исцеления и хранителями домашнего очага.
С ними связано очень много легенд, мифов, исторических рассказов.
Я предлагаю вашему вниманию несколько легенд, посвященных растениях семейства Астровые.
Значение в природе и жизни человека

К лекарственным растениям относят:
полынь горькая, ромашка лекарственная, пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, мать- и - мачеха.
Декоративные растения
На цветниках и клумбах выращивают георгины, маргаритки, бархатцы, астры.
Сорные растения
К злостным трудно искореняемым сорнякам относится осот полевой, амброзия. Пыльца амброзии, попадая в дыхательные пути, вызывает аллергию.
Среди растений семейства Астровые встречаются кормовые и технические растения, например, топинамбур или земляная груша, подсолнечник.
Подсолнечник - главная масличная культура. Подсолнечное масло употребляют в пищу, используют для изготовления маргарина, лаков, красок, мыла. Из семян готовят сладкую халву. Родина подсолнечника - Южная Мексика, где его выращивали много столетий. К нам он был завезен во время правления царя Петра Ι в XVΙΙΙ веке. Прошло немало времени, пока подсолнечник стали выращивать как масличную культуру. В 1829 году крепостной крестьянин Воронежской губернии Даниил Бокарев придумал способ получения подсолнечного масла. Позже был построен первый завод по производству масла.
Лабораторная работа № 26.
Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных.
Закрепление изученного материала
1). Составить синквейн Индивидуальная работа с взаимопроверкой.
Работа с гербарием, иллюстрациями. Работа в группах. Проверка – отчёт групп по одному признаку (по цепочке)
Работа в группах
читают пункт "Какое значение имеют растения семейства Астровые. Запоминают представителей каждой из них.
учащиеся рассматривают приложенные учителем слайды с изображением растений и определяют, к какой группе они могут принадлежать.
Выступления учащихся, получивших задания
Итог
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание. §46Подготовить сообщение.
Рефлексия урока. Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.
Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
А теперь оцените свою работу с помощью смайловДети поднимают смайлы.