Отчет об использовании современных образовательных технологий (статья)


Отчет
об использовании современных образовательных технологий
учитель химии МБОУ СОШ № 5 г. Армавира
Титович Елена Николаевна
IВведение
IIОсновная часть
1.Использование Опорных конспектов
2.Технология проблемно – модульного обучения.
3. Проблемно-диалогическая, проектная, технология критического мышления
4.Результаты использования современных педагогических технологий
IIIЗаключение

В настоящее время в системе общего среднего образования происходит смена парадигмы (концептуальной модели) учебного процесса: от «парадигмы обучения» к «парадигме учения». Предлагаются иные подходы к содержанию и организации познавательной деятельности учащихся, которые обогащаются рациональными способами и приёмами познания, умениями «добывать» необходимую информацию и оперировать ею в соответствии с познавательными задачами. Традиционные источники информации уступают современным компьютерным, телекоммуникационным информационным сетям глобального масштаба. Учебный процесс всё в большей степени становится личностно-ориентированным, направленным на выявление и развитие природных задатков и склонностей учащихся. Осуществляется переход от обучения по принуждению, к учению по желанию и возможностям ученика. В профессиональный лексикон учителя прочно вошло понятие «уровень обученности», проявление которого стало учитываться как в познавательной деятельности учащихся, так и в её организации.
В системе общего среднего образования определился компетентностный подход - основной целью которого является формирование ключевых компетенций, которые предопределяют возможность использования усвоенных знаний, общих и специальных умений, навыков и способов деятельности для решения, в последующем, теоретических и практических задач. Образовательный процесс стал строиться с учётом принципа вариативности, позволяющего учителю из предлагаемых методов, приёмов, операций, действий моделировать процесс обучения с учётом своих профессиональных возможностей и возможностей обучаемых им учеников.
В теорию обучения и практику работы общеобразовательных школ прочно вошло понятие педагогической технологии, которое ещё совсем недавно не имело для учителя того значения, какое оно имеет в настоящее время. В этих условиях учителю химии необходимо ориентироваться в теории и практике образовательной парадигмы учения, одним из составляющих элементов которой являются педагогические технологии.
Однако необходимо заметить, что отдельные элементы, составляющие современные педагогические технологии, давно присутствовали в практике проведения уроков
.С 2004 года я систематически использую в образовательном процессе современные педагогические технологии, обеспечивающие качество преподавания химии, активизацию интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Регулярность использования образовательных технологий, умение адаптировать образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией помогают формировать у учащихся необходимые знания по предмету.
1. Дидактическим обоснованием обращения к технологии проблемно-модульного обучения стала работа с 2002 года по системе В.М.Шаталова «Использование Опорных конспектов на уроках». Опорные конспекты, схемы использовала на уроках открытия новых знаний «Углеводороды» «Кислородосодержащие органические вещества». «Азотсодержащие органические вещества», «Основные классы неорганических соединений их классификация и химические свойства», «Виды химической связи» и многих других, при закреплении и обобщении тем, для краткого повторения и закрепления теоретического материала. Опыт использования опорных конспектов, алгоритмов, инструкционных карт позволил последовательно перейти к технологии проблемно-диалогической, проектной, технологии критического мышления .и проблемно - модульного обучения.
2. Использование модулей позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков. Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Такое модульное обучение неплохо проходит в старших классах (10,11). Так как учащиеся должны иметь навык работы с таблицами, схемами, иметь опорные знания по предмету, необходимые для изложения материалов в группе, парах, умение делать выводы и решать конкретные дидактические задачи. Так при изучении свойств углеводородов я использую серию модулей «Алканы» «Алкены» «Алкины» и т. д. которые в свою очередь состоят из цикла уроков (урок изучения нового материала на котором в парах по опорным конспектам и в форме эвристического диалога ребята изучают новый материал с помощью учителя, затем урок обобщения, где происходит воспроизведение теоретических знаний и первичное закрепление усвоенного материала, выполнение простейших тестовых заданий по теме, затем идёт урок закрепления и наконец, урок контроля и оценки знаний
3Проблемное обучение – организованный учителем - способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. В целях реализации процесса технологизации были использованы различные формы организации работы с учащимися: индивидуальная, работа в парах, группах, групповые экспериментальные практические работы по предмету, частично- поисковый метод, исследовательский метод, эвристические беседы.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Метод заставляет логически мыслить учащихся, делать выводы, находить взаимосвязь, а значит не бездумно запоминать отдельные факты например о строении атома, а связывать строение с понятиями «степень окисления», «валентность», с химическими свойствами вещества.
Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися. (в зависимости от подготовленности ребят) при изучении свойств классов неорганических соединений «Оксидов», «Оснований», «Кислот», «Солей» сначала выдвигается гипотеза о возможности взаимодействия с другими веществами и проводятся исследования этих свойств. Для экономии времени на уроке процесс исследования дробят и экспериментальные опыты выполняются разными группами учащихся, затем происходит теоретическое обсуждение между группами и формулируются выводы, которые учащиеся подтверждают уравнениями химических реакций.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Такие методы предлагаю для наиболее сильных ребят, заранее формулируя проблему, например, вредны или полезны чипсы, из чего они состоят, или почему скисает молоко, какие вещества содержатся в молоке и т. д. такие проекты учащиеся представляют на научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах. А также на классных часах о проблемах здорового питания
Применение проблемно-модульного обучения способствовало, в свою очередь, моему обращению к использованию информационно-коммуникационных технологий. В 2007 в кабинете была установлена интерактивная доска, что способствовало применению информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения химии и в воспитательной деятельности.
4.Результатом стало повышение среднегодовой оценки учащихся, повысился интерес к предмету, Увеличилась посещаемость факультативных занятий по химии, а также количество учащихся, выбирающих предмет в качестве экзамена по выбору
Год 2011г 2012г 2013г 2014г 2015г
Количество учащихся ЕГЭ -8чел ЕГЭ -9чел ГИА-1чел ГИА-2чел ГИА-2чел
ЕГЭ-4чел
Ежегодно учащиеся занимают призовые места в научно-практических конференциях:
уровень муниципальный зональный краевой
2011 1место 9кл
1место 11кл 1место 9кл
1место 11кл 1место (Кубань-качество)9кл
Участник заочного тура 11кл
2012 1место 2место 2013 3место 2014 1место 9кл
1место 10кл 2место 2015 1место 11 кл1 место -Участвую в реализации программы «Одаренные дети». Результаты программы «Одаренные дети» Результаты олимпиад:
2011г 2012г 2013 2014 2015
муниципрегион муниципрегион муниципмуниципмуницип1победит
1призёр 1победит 1победит
3призёра 1призёр 1призёр 1призёр 4призёра
В целом использование современных образовательных технологий в моей практике способствует развитию самостоятельности и творческой активности учащихся, повышает эффективность обучения: отмечается ежегодная позитивная динамика качества знаний учащихся, все выпускники успешно сдают ЕГЭ по химии, средний балл на экзамене по школе выше среднего краевого показателя. 2011-83балла 2012-75баллов.2015-65,5Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.