Отчет об использовании инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
образовательной деятельности МКДОУ «ЦРР – детский сад № 7»
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».
Сущность технологического образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата);
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника. Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.
№п/п Наименование и характеристика Кем и где осуществляются В чем проявляется Результативность (критерии оценки применения технологий)
1. Здоровьесберегающие технологии
Медико-профuлактическиеОбеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Осуществляются педагогическими сотрудниками под руководством медицинского персонала ДОУ - организация мониторинга здоровья дошкольников
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания
- организация профилактических мероприятий в детском саду
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
- понижение заболеваемости
- повышение посещаемости
Физкультурно-оздоровительные
Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком - развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- здоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье - повышение уровня развития физических качеств
- понижение заболеваемости
Технологии обеспечения эмоционально-психологического благополучия ребенка
Технологии, направленные на психическое  развитие и укрепление здоровья  ребенка Осуществляется воспитателями ДОУ, педагогом-психологом в совместной деятельности и в индивидуальных занятиях - организация комфортной психологической среды
- организация совместных игр с детьми и взрослыми
- обеспечение коммуникативного взаимодействия детей в процессе деятельности
-профилактика и коррекция поведенческих отклонений - развитие психических процессов детей
- повышение посещаемости
Технологии валеологического просвещения
Технологии воспитания культуры здоровья дошкольников Осуществляются педагогами ДОУ  в условиях организованных форм работы: на занятиях, прогулке, совместной деятельности - воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека
- накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его
- обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи уровень знаний валеологической направленности
2. Личностно-ориентированные технологии
Технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в условиях личностно-ориентированного пространства. Отмечается характерная позиция взрослого по отношению  к ребенку: вместе с ребенком, а не над ним. - организация предметно-развивающего пространства
- Организация многовариантного игрового пространства
- обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка
- обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка
- реализация имеющихся природных потенциалов личности - создание развивающего пространства
- мониторинг динамики развития каждого ребенка
Гуманно-личностные технологии
Технологии направленные  на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения Осуществляется воспитателями ДОУ в организации общения без принуждения, проявлении  всестороннего уважения  и любви к ребенку - обеспечение комфортной  индивидуальной развивающей среды (мягкая мебель, много растений, комната или уголок психологической разгрузки, игрушки для индивидуальных игр, кабинет для долечивания) - мониторинг социально -психологического благополучия детей
Технологии сотрудничества
Технологии направленные на реализацию  принципа демократизации дошкольного образования Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в совместной деятельности с детьми. Проявляется как  равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» - совместные игры
- совместное изготовление  пособий, игрушек, подарков к праздникам
- совместная творческая деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). - организация кружковой работы
3 Проблемно-поисковые технологии
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи
Автор Г.С. АльтшуллерОсуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях - активизация мыслительной деятельности и развитие креативности мышления  через выявление и разрешение противоречий - уровень креативности мышления
РТВ (развитие творческого воображения)
Технология направленная на управление воображением с целью создания новых образов Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности,ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в  совместной деятельности формирование оригинальности мышления, уход от стереотипов мышления путем выполнения творческих нестандартных  заданий
- разрешение нестандартных проблем - уровень развития  творческого воображения
Детское экспериментирование Осуществляется педагогами  в условиях специально организованной среды - активизация мыслительной деятельности через выдвижение и перебор гипотез
- разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения  на основе наблюдений
- самостоятельный поиск решения проблемы Проектная деятельность
(интегрированный метод) Направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Является и формой организации образовательного пространства и одновременно методом развития творческого познавательного мышления Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной  деятельности- комплексно-тематический, всесторонний подход к организации обучения
- развитие исследовательской деятельности детей
- разрешение проблемных ситуаций путем коллективного поиска решения - коллективные работы
- совместные постановки
4. Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии 
Направлены на создание единого информационного пространства образовательного учреждения Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в профессиональной деятельности - создание информационной среды,
- обучение педагогов ИКТ,
- занятий с детьми с использованием ИКТ, - создание сайта ДОУ информирование родителей и общественности; распространение передового опыта через сайт ДОУ
- методические наработки к занятиям с использованием ИКТ
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.
2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.
3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.
4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.
5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.