СТАТЬЯ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МКШ


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МКШ
Вальчинская С.В.
KГУ «Средняя общеобразовательная школа №1 поселка Осакаровка» п. Осакаровка, Осакаровский район, Карагандинская область
XXI век, безусловно, можно считать новой фазой развития всего цивилизованного общества. По мнению современных философов, социологов, политологов, человечество вступило в постиндустриальную (информационную) эпоху развития. В настоящее время в Республике Казахстан в силу ряда причин возросло количество малокомплектных школ. Это школы с малым контингентом учащихся и наличием совмещенных классов-комплектов. Как правило, это сельские школы с большим багажом социальных и материально-технических проблем. В этой связи очень актуален вопрос об эффективном использовании ИКТ в учебном процессе школ такого типа. Это позволит не только улучшить сам учебный процесс, но и усилить мотивацию учащихся, избавить их от монотонности школьных будней. Одним из возможных путей возрождения сельской школы, выведения ее из кризисного состояния и сокращения разрыва между городской и сельской школами является информатизация сельской школы. Еѐ активное вовлечение в формируемую единую информационно-образовательную среду, приобщение учащихся к достижениям мировой цивилизации при сохранении национальных социальных и культурных традиций. Несомненна значимость информатизации сельской школы как механизма снижения уровня информационно- образовательной изоляции, повышения доступности и качества образовательных услуг на селе. Использование ИКТ на уроках дает учителю много преимуществ, так как позволяет решать новые дидактические задачи. Можно выделить следующие достоинства уроков с использованием ИКТ:
- Обеспечение практически мгновенной обратной связи (свойство интерактивности;
- Достижение уровневой дифференциации обучения, индивидуализации;
- Синтез видео, аудио, текстовой формы, таблиц, карт, интернета и др. в одном целом (идеальная форма).
- Повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, теме, вопросу.
- Повышение концентрации внимания.
- Повышение фиксации внимания на выводах. Возможность чѐтче выделить элементы для анализа, сравнения. Правильно подобранная анимация усиливает положительный эффект.
- Эффективное использование времени на уроке.
- Совершенствование способов контроля и оценки.
- Четко выстроенная система работы (при регулярном использовании)
- Активизация деятельности (учебной, познавательной, самостоятельной) учащихся.
- Возможность профессионального роста педагога.
- Огромный выбор образовательных программ, тем, материалов, интернет- ресурсов и др. [1].
Педагогические работники сельских школ, активно работающие в сети Интернет, являются участниками мирового информационно-сетевого сообщества, взаимодействуя между собой, делясь друг с другом уникальными педагогическими находками и обогащаясь результатами практической деятельности в обучении и воспитании. Учителя используют инициативы, существующие и появляющиеся в сети для приобщения учащихся к работе в различных сетевых проектах.
Учителя помогают учащимся в организации поиска в сети Интернет необходимых сведений в информбазах данных для решения определенных учебных задач, консультируют при возникновении текущих проблем.
Применение информационно - коммуникативных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, позволяет значительно экономить драгоценное время. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и запрос.
Сельская школа, обладая определенными особенностями педагогических условий, школьных проблем и путей их разрешения, является нестандартной по сравнению с остальными типами школ. Сельские малокомплектные школы, с одной стороны, требуют изменения структуры учебного процесса, а с другой стороны, создают прекрасные условия для эффективности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
В таких школах учебный процесс организуется в малых группах, неоднородных по составу, уровню познавательных интересов. Малочисленный контингент позволяет более эффективно использовать индивидуальное обучение, при этом учебный процесс ориентируется на специфику сельского хозяйства, народных традиций, практическую ориентацию учащихся и родителей.
Одной из основных особенностей деятельности учителя сельской малочисленной школы является его удаленность от научных, методических и культурных центров. Сельский учитель испытывает трудности в поисках новинок методической литературы, ему приходится искать пути адаптации образовательных программ для сельских школьников.
Варианты использования образовательных средств ИКТ в малокомплектной сельской школе:
1.Традиционный тип урока с использованием ИКТ.
Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
2. Комбинированный тип урока.
Этот вариант проведения занятий предполагает, что традиционные уроки сохраняются в объеме 50-70% учебного времени. Оставшиеся 30- 50% времени отводятся на внеурочную работу учащихся в компьютерном классе под руководством учителя. Внеурочная деятельность в компьютерном классе предполагает организацию самостоятельной работы учащихся по изучаемому курсу, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и др.
3. Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.
- Этот вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами (50% учебного времени), групповыми тьюториалами и консультациями (по 25% времени) [2]. Осмысление места, времени, цели применения ИКТ способно сделать образовательный процесс эффективней и результативней.
- При использовании ИКТ эпизодически можно «нудный» урок сделать увлекательным, интересным. Однако следует помнить, что при подготовке таких уроков всегда есть опасность подмены познавательного интереса игровым за счѐт яркой анимации, гифов, кажущейся лѐгкости преподаваемого материала. Учитель должен грамотно расставлять акценты, уделять особое внимание выводам. Использование информационно-коммуникационных технологий в школе, а особенно в начальной, должно быть продуманным. Педагог должен учитывать возрастные, психологические и даже половые особенности детей, их компьютерную грамотность [3].
Современная сельская школа, выстраивая систему развития образования, не может состояться без применения информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Литература: 1. Применение образовательных средств ИКТ в организации профильного обучения в малокомплектных сельских школах/ И.Б. Готская, В.М. Жучков, С.П. Ильина, Н.И. Рыжова. Под. ред. Г.А. Бордовского. – Спб., 2004. – C. 22-27. 2. Информационные технологии в образовании / Под ред. О.Н. Турпакова – 2007. - C. 87-88. 3. Управление качеством образования в условиях сельского образовательного учреждения. // http://do.gendocs.ru.