Диагностическая работа для учащихся 4-го класса по проверке уровня сформированности ИКТ — компетентности


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.РЕУТОВ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Московская область, 143966, телефон (факс) (495) 528-04-57
г. Реутов, ул. Лесная, д.12 shkolar1@mail.ru «Методический потенциал педагога в воспитании подрастающего
поколения».
Номинация: «Популяризация научных знаний».
Тема: Диагностическая работа для учащихся 4-го класса
по проверке уровня сформированности
ИКТ - компетентности
Учитель начальных классов: Мартынова Ю.В.
2016 год
Аннотация
В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
Данная диагностика позволяет выявить уровень информационной компетентности младших школьников и на основе результатов обследования определить дальнейшие действия по ее совершенствованию.
Содержание.
Введение.
Особенности формирования информационной компетентности младших школьников.
Важность формирования информационной компетентности младших школьников как условие популяризации научных знаний.
Основная часть
Вводная диагностическая работа.
Критерии оценки.
Повторная диагностика.
Заключение.
Приложения.
•Результаты диагностики на примере 4 « А» класса МБОУ «СОШ №1» г.Реутовg
5. Информационные источники.
Особенности формирования информационной компетентности младших школьников.
Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования в условиях информационного общества.
Информация – новая экономическая категория ресурсов – формализованная совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, коммерческого или иного характера.
Информационная компетентность: это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;
– это свойство личности, проявляющиеся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной информатизации и компьютеризации различных сфер деятельности общества и человека.
Изменения, происходящие в обществе в процессе информатизации, существенно влияют на систему образования, предъявляют к ней принципиально новые требования.
Сущность новой парадигмы образования заключается в следующем:
• переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
• освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления, а не репродуктивного типа мышления;
Использование информационных технологий позволяет резко усилить инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека, высвободить творческий потенциал личности за счет экономии времени при обработке информации различного типа.
В начальной школе очень важно начать формировать навыки по поиску, селекции, фиксации информации, что предполагает:
умение упорядочивать информацию по заданному основанию,
сравнивать между собой объекты, выделяя два-три существенных признака,
понимать инструкцию к выполнению задачи, а также информацию, представленную в явном и неявном виде, переданную разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы и т.д.
Важность формирования информационной компетентности младших школьников как условие популяризации научных знаний.
Умение работать с информацией подстегивает интерес к приобретению новых знаний и умений, популяризации научных знаний. Усвоение специализированных и сложных научных знаний бывает связано со значительными трудностями даже для самого просвещенного, не говоря об общем, обыденного знания. И только популяризация научного знания, перевод его в более понятную, близкую к реальной практике, к обыденному здравому смыслу форму позволяет ему закрепиться в жизненно-практическом опыте человека. Популярное знание – та пограничная область, где непосредственно встречаются и взаимодействуют профессиональное и обыденное знания, специальная теория и здравый смысл.
Коснемся кратко взглядов на эту проблему выдающихся мыслителей прошлого. Любой индивид, считал Гегель, имеет право требовать, чтобы наука подставила ему лестницу, по которой он мог бы добраться к знанию.
Итак, развитие понимания - всегда шагает сначала от доверчиво воспринятого сведения (лично добытого или полученного от более опытного) до оценки его действенности на личном опыте с образованием личного знания.
В точности так же передаются и методы освоения нового знания. Это могут быть или собственные жизненные находки или отрывочные сведения от других умельцев или же постепенное освоение целостной системы взаимосвязанных методов и принципов, такой как научная методология.
Прогресс науки в ХХI в. поставил популяризацию научных знаний на новый уровень. Главная проблема здесь – доступность этих знаний для неспециалистов
Основные принципы популяризации научных знаний:
Условием популяризации являются:
1. доступность изложения (для каждой аудитории произведения учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается 2-мя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а если абстрактные рассуждения – должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т.д.).
2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Средства конкретизации облегчают восприятие текста произведения. Восприятие новых знаний достигается легче, когда читатель идет путем исследователя (важно воссоздать процесс научного поиска). Важно достичь слияния черт, свойственных научной работе и литературному произведению: живость повествования, удачные сравнения, позволяющие найти знакомое в неизвестном.
3. Занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие автора, авторские отступления (о его позиции по данном вопросу).
4. Эффект непосредственного общения автора с читательской аудиторией (с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений; заголовки в виде вопроса или восклицания). Эпиграфы, цитаты из работ видных ученых служат средством возбуждения интереса читателей.
Трудности современного процесса образования во многом связаны с все большим возрастанием объема научной и технической информации, усвоение которой становится затруднительным даже в более или менее доступном изложении. Разрешение этой проблемы видится не на путях поверхностного поглощения обучающимися все большего количества разнообразной информации, а на сравнительно ограниченном, но рационально отобранном познавательном материале. Видимо, наиболее эффективный путь к этому лежит через популяризацию науки с акцентированием внимания на философско-мировоззренческое содержание знания.
Успешная учеба, осознание своих способностей приводят к становлению чувства компетенции – нового аспекта самопознания - теоретического рефлексивного мышления.
Если чувство компетенции учебной деятельности не формируются, у ребенка снижается самооценка, возникает чувство неполноценности и т.д.
Таким образом, представленные в таблице 1 информационные умения и навыки, обеспечиваемые совокупностью информационных знаний, трансформируются в способности и качества личности, комплекс которых составляет ее конкурентоспособность.
Таблица 1.
Структура информационной компетентности учащихся
Информационная компетентность
информационные знания информационные умения и навыки качества личности
учащиеся знают:
¨ виды информации (социальная, техническая, биологическая, генетическая) по различным основаниям деления и форме представления; ценность информации;
¨ персональный компьютер как средство получения, обработки и передачи информации, принципы его устройства и основные области применения;
¨ основные виды и назначение программного обеспечения;
¨ вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации;
 
¨ интернет как источник информационных ресурсов, алгоритмы поиска по различным типам запросов: адресным, тематическим, фактографическим;
¨ различные технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы;
учащиеся понимают:
негативные последствия не информированности и неумения работать с информацией. учащиеся умеют:
¨ сообщать, систематизировать, генерировать, делать выводы, правильно интерпретировать получаемую информацию;
 
¨ самостоятельно выполнять программные учебные задачи;
 
 
 
¨ применять программное обеспечение для работы с информацией;
¨ обрабатывать, создавать, использовать и защищать информацию;
 
 
¨ осуществлять поиск информации по адресным, фактографическим, тема-тическим запросам в Интернете;
 
¨ использовать информационные технологии в процессе подготовки и оформления результатов самостоятельной работы; соблюдать правила сетевого этикета. учащиеся проявляют:
¨ сформированность ценностей информационного общества и деятельности человека в нем;
 
 
¨ информационную мобильность, адаптивность в различных информационных сообществах;
 
 
¨ достижение поставленных целей в быстро меняющихся ситуациях информационного общества на основе способов информационной деятельности и информационного взаимодействия;
¨ инициативность, активность и желание быть лидером;
 
¨ лидерство, основанное на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», системообразующими компонентами которой являются самообучение, саморазвитие и самосовершенствование в творческих видах деятельности.
Содержание информационной деятельности в начальной школе представлено тремя группами учебных действий:
действия, связанные с поиском информации,
действия, связанные с преобразованием (применением) информации,
действия, связанные с оценкой достоверности информации.
Содержательный компонент технологии предполагает принятие решений об эффективных педагогических стратегиях с учетом отбора и структурирования учебного материала, направленных на получение информационных знаний, формирование информационных умений, навыков и качеств личности, на раскрытие способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. Данный компонент охватывает содержательное обеспечение процесса формирования у учащихся информационной компетентности.
Содержательный компонент технологии предполагает разбиение содержания на «модули компетентности» в соответствии с педагогическими задачами, а также личными задачами учащихся, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласованием их во времени и интеграции в едином комплексе.
Так, например, в содержание образования включены вопросы, связанные с информатизацией общества и правилами поведения в информационном обществе, использованием информационных технологий обработки текстовых, числовых и графических данных, разработкой базы данных, видами информационных систем.
Ценностно-целевой компонент технологии включает детализацию целей обучения, систему проблемно-исследовательских задач актуализации информационных знаний, умений, навыков и направлен на решение следующих задач:
Формирование готовности к работе с информацией как с особым типом предметно-действенных знаний;
Совершенствование навыков поиска, отбора, хранения и обработки информации с использованием различных источников на основе информационно-коммуникационных технологий;
Развитие умений систематизации и интерпретации полученной информации, ее анализа, оценки и построения выводов;
Формирование способностей генерирования новой информации, а также принятия оптимальных решений в информационной деятельности;
Развитие личностных качеств учащихся, cпособствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.


Итак, основа информационной культуры ученика включает самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает:
- поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);
- знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);
- умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);
- работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);- использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.
В содержание информационной культуры входит:
- анализ и синтез полученной информации;
- умение выделять главное из множества второстепенного;
- переработка (осмысление) информации;
- запоминание информационных единиц;
- дальнейшее восстановление в памяти;
- превращение полученной информации в собственное знание;
- процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.
Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку.
Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами, обеспечивают условия для обучения грамотного специалиста в любой области ,а также способствуют популяризации научных знаний. Работа по формированию информационной культуры ведется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Для того, чтобы проверить уровень сформированности ИКТ - компетентности у обучающихся 4-го класса; на основе анализа данных спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию информационных универсальных учебных действий были разработаны диагностические работы и проведены диагностические исследования по определенным критериям оценки. Результаты выполнения учащимися каждого задания, а также общее число набранных им баллов, фиксировалось в таблице на индивидуальном листе с заданиями. Промежуток между исходной и повторной диагностикой составил 1 триместр. По общему количеству баллов определялся уровень сформированности информационной компетентности (высокий, средний, низкий, критический) и разрабатывался план индивидуальной работы с учащимися по дальнейшей отработке и формированию навыков по работе с информацией.
Диагностическая работа для учащихся 4-го класса
по проверке уровня сформированности
ИКТ - компетентности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Помимо предметных результатов в начальной школе у учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия, среди которых выделяют познавательные информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
- дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Цель данной диагностической работы: проверить уровень сформированности ИКТ- компетентности у обучающихся 4-го класса; на основе анализа данных спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию информационных универсальных учебных действий.
Структура работы
Диагностическая работа представлена одиннадцатью заданиями.
•Задание 1 демонстрирует мотивацию информационной деятельности обучающихся.
•Задания 2, 3, 4, 5 направлены на выявление у обучающихся знаний об информации.
•Задания 6, 7, 8, 9, предполагают проверку умений работать с информацией (следовать инструкции, обрабатывать информацию, представлять, считывать информацию в кодированной форме, использовать опыт применения).
•Задание 10 направлено на выявление у обучающихся ценностного отношения к информации.
•Задание 11 направлено на сформированность опыта применения информации
Время и особенности выполнения работы учащимися
Время выполнения диагностической работы - 45 минут (из них – 5 минут отводится на проведение инструктажа по выполнению работы).
Учитель раздаёт обучающимся индивидуальные листы, знакомит со структурой диагностической работы. Обращает внимание на то, что в каждом задании имеется пояснение к его выполнению (выделено курсивом). Все задания обучающимся рекомендуется выполнять поэтапно, но он вправе выбирать свой порядок выполнения работы.
Оценка выполненной работы
Первое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик неверно указал название города ,но выбрал хотя бы 1 вариант ответа- 1балл
•Ученик верно указал название города и выбрал все три варианта ответа – 4 балла
•Ученик верно указал название города и выбрал два варианта ответа- 3балла
•Ученик верно указал название города и выбрал один вариант ответа – 2 балла
Второе задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик выбрал вариант 3) и дал письменный ответ – 2балла
•Ученик выбрал вариант 3) и не дал письменный ответ – 1балла
Третье задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик выбрал вариант 2)- 1 балл
Четвёртое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик выбрал вариант 2)- 1 балл
Пятое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик выбрал вариант 3)- 1 балл
Шестое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик получает по 1 баллу за каждый правильный ответ от1 до 4 баллов
Седьмое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик выбрал вариант А.В.Д.- 3балла
•Ученик выбрал вариант А.В. , А.Д. ,ВД- 2балла
•Ученик выбрал вариант только 1 правильный вариант А.,В. или Д- 1 балл
Восьмое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик правильно восстановил последовательность сказки 1 балл
Девятое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик получает по 1 баллу за каждый правильный ответ от1 до 4 баллов +1 балл за правильный письменный ответ
Десятое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик получает 1 балл за правильный письменный ответ
Одиннадцатое задание:
•Ученик не приступал к заданию или выполнил неверно 0 баллов
•Ученик получает 1 балл за каждый правильный ответ в соответствие с достоверностью от 1 до10 баллов
Критерии оценивания выполненной работы
Уровни сформированности мотивации информации (задание 1):
Высокий – 4 балла
Средний – от 2 до 3 баллов
Низкий – 1 балл
Уровни сформированности знаний об информации (задания 2, 3,4,5):
Высокий – 5 баллов
Средний – от 3 до 4 баллов
Низкий – от 1 до 2 баллов
Уровни сформированности действия с информацией (задания 6,7,8,9):
Высокий – 13 баллов
Средний – от 7 до 12 баллов
Низкий – от 1 до 6 баллов
Уровни сформированности ценностного отношения к информации (задание 10):
Высокий – 1 баллов
Низкий – 0 баллов
Уровни сформированности опыта применения информации (задание 11):
Высокий – 10 баллов
Средний – 6 - 9 баллов
Низкий – менее 1-5 баллов
Подсчитываются баллы, полученные обучающимся за все задания.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся за диагностическую работу, выполняя все задания – 33 балла.
Диагностическая работа по общему числу набранных баллов соответствует одному из уровней сформированности информационной компетентности (с учётом всех структурных компонентов информационной компетенции):
25-33баллов – высокий уровень (В)
16 -24 баллов – средний уровень (С)
9- 15 баллов – низкий уровень (Н)
менее 8 баллов – критический уровень (К)
Фиксирование результатов диагностической работы
Результаты выполнения обучающимся каждого задания, а также общее число набранных им баллов, фиксируются в таблице на индивидуальном листе с заданиями. По общему количеству баллов определяется уровень сформированности информационной компетентности (высокий, средний, низкий, критический)
4 класс исходная диагностика
Мотивация информационной деятельности
Город основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год.
Д Для того, чтобы отгадать слово:
Просмотрю все названия городов России на букву Д в атласе и соотнесу количество букв в словах с заданным количеством букв, чтобы выполнить задание.
Посмотрю информацию в Википедии, чтобы узнать краткую информацию о городе.
Почитаю информацию о городе в энциклопедии «Города России», книгах, альбомах об истории создания, интересных фактах из жизни города.
Знания об информации
2. Отметь, в каком из предложений слово «норка» означает представителя животного мира?
1)Под деревом была уютная норка.
2)Возле норки росли кустарники и травы.
3)Норка сидела на дорожке и грелась на солнышке.
4)Норка была маленькой, неудобной и холодной..Запиши. Где ты проверишь свои предположения?
-------------------------------------------------------------------------------------------
3. Тебе нужно узнать, как называется международный документ, защищающий права ребёнка, где ты его будешь искать?
1). Декларация прав ребенка.
2). Конвенция о правах ребёнка.
3). Указ о правах ребёнка.
4. Узнай по описанию, о каком поэте идёт речь.
Этот знаменитый поэт родился в Москве 3 или по старому стилю 15октября 1814 года. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Мать умерла, когда ему ещё не было трёх лет. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи. 
А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов.
Н. А. Некрасов.
5. Отметь. В каком ряду фотографии городов Золотого кольца подписаны правильно?

1) Сергиев-Посад. Переславль-Залесский. Владимир.
2) Владимир. Переславль-Залесский. Сергиев-Посад.
3) Владимир. Сергиев-Посад. Переславль-Залесский.
Действие с информацией.
6. Запиши вопросы, на которые найдешь сведения в словарях о слове «потеха»?
- орфографический –_______________________
- словарь ударений -__________________________
- толковый - _______________________________
- фразеологический -__________________________
7. Командир отряда путешественников решил проверить запасы овощей по диаграмме, которую представил повар. В диаграмме указано количество овощей в килограммах. Повар сделал выводы по диаграмме, но не все выводы правильные. Найди только верные утверждения. Обведи буквы выбранных ответов.

А. Меньше всего запасено моркови
Б. Помидоров в 2 раза больше, чем капусты
В. Огурцов в 3 раза меньше, чем картофеля
Г. Всего запасено более 2 тонн овощей
Д. Помидоров на 15 кг меньше, чем огурцов
8. Восстанови последовательность событий сказки:
___Герда отправляется на поиски Кая.
___В плену у разбойников.
___Встреча Герды с принцем и принцессой.
___Помощь северного оленя.
___Снежная Королева похищает Кая.
___Возвращение Кая и Герды домой.
___Герда находит замок Снежной Королевы.
9. Рядом с каждой пословицей напиши номер правила здоровья.
Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.___________________
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят._____________
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. _________
Держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле._________
Правила здоровья.
1.Злость укорачивает жизнь.
2. Переедать вредно.
3. Включайте в своё меню овощи и фрукты.
К какому высказыванию не хватило правила? Придумай его сам. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценностное отношение к информации
10. Запиши. Для чего тебе нужно знать, как оказывать первую медицинскую помощь?______________________________________________________
Опыт применения
11.Чтобы подготовить сообщение о растениях Подмосковья, что ты делал? Как находил бы информацию?
№ Действия Какую информацию нашёл? Запиши Достоверна ли
информация?
1 Спрашивал у других людей. 2 Обращался в библиотеку 3 Проводил наблюдения 4 Прочитал в учебнике 5 Прочитал в энциклопедии 6 Работал со справочниками 7 Использовал сеть Интернет 8 Просмотрел видео, ТВ 9 Рассматривал рисунки, фото 10 Изучал схемы, таблицы, карты 4 класс повторная диагностика
Мотивация информационной деятельности
Город основан в 1147 году на Боровицком холме, в месте, где происходит слияние двух рек – Москвы-реки и реки Неглинной князем Юрием Долгоруким . Незадолго до появления единого Русского государства, на территории будущего города проживали многочисленные финно-угорские племена, которые селились небольшими хуторами вдоль реки. Позднее тут появились также славянские поселения, по большей части принадлежащие племени вятичей. 
М Для того, чтобы отгадать слово:
Просмотрю все названия городов России на букву М в атласе и соотнесу количество букв в словах с заданным количеством букв, чтобы выполнить задание.
Посмотрю информацию в Википедии, чтобы узнать краткую информацию о городе.
Почитаю информацию о городе в энциклопедии «Города России», книгах, альбомах об истории создания, интересных фактах из жизни города.
Знания об информации
2. Отметь, в каком из предложений слово «печь» означает действие?
1)Каменщик сложил огромную печь.
2)Печь была маленькой, неудобной и холодной
3)Бабушка пообещала, что будет печь пироги.
4) Посреди поля Аленушка увидела большую печь.
Запиши. Где ты проверишь свои предположения?
-------------------------------------------------------------------------------------------
3. Тебе нужно узнать, как называется словарь, в котором можно узнать значение слова. Где ты его будешь искать?
1). Орфографический словарь
2). Толковый словарь
3). Фразеологический словарь
4. Узнай по описанию, о каком поэте идёт речь.
Этот великий русский поэт родился в Москве 6 июня 1799 года. На формирование поэта оказала большое влияние его бабушка Мария Алексеевна (Ганнибал), у которой в селе Михайловском будущий поэт отдыхал каждое лето.
Н.А. Некрасов
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
5. Отметь. В каком ряду фотографии детских писателей подписаны правильно:

1) М.Ю. Лермонтов, П.П. Ершов ,И.А. Крылов
2) И.А. Крылов , М.Ю. Лермонтов, П.П. Ершов
3) П.П. Ершов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов
Действие с информацией.
6. Запиши вопросы, на которые найдешь сведения в словарях о слове «прореха»?
- орфографический –_______________________
- словарь ударений -__________________________
- толковый - _______________________________
- фразеологический -__________________________
7. Командир отряда путешественников составил диаграмму пути своего отряда. В диаграмме указан пройденный путь в километрах. Участник путешествия сделал выводы по диаграмме, но не все выводы правильные. Найди только верные утверждения. Обведи буквы выбранных ответов.

А. В первый день отряд прошел меньше всего километров
Б. В четвертый день отряд прошел столько же километров, что и в пятый
В. В третий день отряд прошел в 2 раза больше километров, чем в первый
Г. В первый день отряд прошел ½ от пути, пройденного в четвертый день
Д. ½ часть пути, пройденная отрядом в первый день, равна ¼ части пути, пройденной отрядом в третий день.
8. Восстанови последовательность событий сказки:
- Странствие королевича Елисея в поисках царевны.
- Ранняя смерть матери царевны.
- Злая мачеха.
- Злой замысел царицы.
- Жизнь царевны у семи богатырей.
- Свадьба царевны и королевича Елисея
- Появление царицы.
- Смерть царевны и прощание с ней семи богатырей.
- Королевич отправляется на поиски пропавшей невесты
- Смерть злобной мачехи.
- Царевна ожила.
9. Рядом с каждой пословицей напиши номер правила этикета.
Недоброе слово, что огонь жжёт.___________________
Жить в соседах, быть в беседах..____________________От учтивых слов язык не отсохнет. _________
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.
Правила этикета.
1.Поддерживай только ту беседу, в которой ты узнаешь что-то новое и полезное для себя.
2. Вежливые слова всегда приятны людям, с которыми ты общаешься.
3. Умей общаться и дружить с соседями.
К какому высказыванию не хватило правила? Придумай его сам. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценностное отношение к информации
10. Запиши. Для чего тебе нужно знать правила дорожного движения?______________________________________________________
Опыт применения
11.Чтобы подготовить сообщение о диких животных Подмосковья, что ты делал? Как находил бы информацию?
№ Действия Какую информацию нашёл? Запиши Достоверна ли
информация?
1 Спрашивал у других людей. 2 Обращался в библиотеку 3 Проводил наблюдения 4 Прочитал в учебнике 5 Прочитал в энциклопедии 6 Работал со справочниками 7 Использовал сеть Интернет 8 Просмотрел видео, ТВ 9 Рассматривал рисунки, фото 10 Изучал схемы, таблицы, карты Фиксирование результатов диагностической работы
Результаты выполнения учащимися каждого задания, а также общее число набранных им баллов, фиксируются в таблице на индивидуальном листе с заданиями. По общему количеству баллов определяется уровень сформированности информационной компетентности (высокий, средний, низкий, критический)
Задания
№ 1 Итого Задания
№ 2,3,4,5 Итого Задания
№ 6,7, 8, 9 Итого Задание
№ 10,11 Итого Общее кол-во баллов
Баллы Уровень
(В, С, Н, К) Уровень
(В, С, Н, К) Уровень
(В, С, Н, К) Уровень
(В, С, Н, К) Уровень
_______
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Задания
№ 1 Задания
№ 2,3,4, 5 Задания
№ 6,7, 8, 9 Задание
№ 10,11 Учёт всех заданий
Уровень В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н К
Кол-во чел. % от общего числа
уч-ся Информационные источники.
Буханцева Н. В. Методология исследования информационного пространства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ifets. ieee. org/russian/depository/v14_i2/html/8r. HtmПетухова Т. П. Информационное развитие личности в образовательном пространстве «школа-вуз»
Борис Пукшанский. Выдержки из книги автора «Обыденное знание» (Изд. ЛГУ. Ленинград. 1987)Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию УУД. Работа с информацией 4 класс Изд. «Просвещение»2014г
Мурзалинова А.Ж., Кольева Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: HYPERLINK "http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6270" http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6270
HYPERLINK "http://scorcher.ru/art/science/popularization/popularization.php" http://scorcher.ru/art/science/popularization/popularization.php
Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург.
Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, , № 11