Выразительные средства на уроках русского языка, способствующие развитию речи обучающихся

Выразительные средства на уроках русского языка,
способствующие развитию речи обучающихся

«Наша речь --важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности ,нашей души,ума»,--говорил Д.С.Лихачев.Лишь соблюдая все нормы литературного языка, мы можем говорить о правильной речи (орфоэпической,грамматической,
лексической,стилистической,орфографической,пунктуационной).
Любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал,а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с главными членами.
Богатство речивот тот фундамент,на котором строятся все качества языка: и точность, и выразительность, и чистота , и уместность Речь , привлекающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя или читателя своим построением и отбором языковых средств, считается выразительной. Выразительность может создаваться любыми единицами языка, от звука до синтаксических конструкций. Наибольшими выразительными возможностями,конечно же, обладает лексика.
Наша задача –научить детей говорить и писать красиво , используя в речи выразительные средства языка. Эту работу и проводит учитель русского языка и литературы ежедневно на уроках. Ученики анализируют тексты ,составляют предложения, подбирают синонимические ряды,нужные антонимы,постоянно работая с выразительными средствами языка. Усиление выразительности речи достигается , в первую очередь,использованием троповоборотов речи,в которых слово или выражение употребление в переносном значении.Это работа с эпитетами ,начиная с пятого класса.Она более лёгкая, развивает творческое воображение ребёнка.Можно предлагать вопросы, подобные тем, которые предлагает поэтэсса Н.Бромлей:
Скажи,скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима , весна и лето?
Уточняя видения учеников, можно воспользоваться картинами художников, изображающих явления природы. Пусть обучающиеся сравнят, например,цветовое решение картин «Конец зимы» Юона ,»Март» Левитана, «Голубая весна»Бакшеева,--и они убедятся ,что одно и то же время года может быть совершенно разным по своим краскам.
Какого цвета зима? Дети вспоминают стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном» Майков создаёт иной образ : «Уходи, зима седая»--серые, предвесенние дни.
И дождь бывает разного цвета; у Майкова , К.Симонова--он жёлтый:
Золото, золото падает с неба
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас словно жемжуг прыгал

Жди , когда наводят грусть жёлтые дожди.
В текстах , данных для анализа,учащиеся находят эпитеты:
Одинокий ,гордый ,мятежный –у М.Лермонтова,
Роковой – и у М.Лермонтова , и у А.Пушкина,
Голубой , синий, золотойу С.Есенина:
Вечером синим,вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
Конечно, обучающимся в 5-6-х классах сложно находить метафорическое выражение в стихотворении И.Бунина «Бушует полая вода»
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой ,
А ветер , мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает
Понятнее есенинские строки:
В саду горит костёр рябины красной,
пушкинские: Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.
« Сравнениеодно из выразительнейших и действительнейших средств для описания»,--указывал Л.Толстой . В работе со сравнениями привлекательнее работать с поэтическим текстом.
Под ним Казбек ,как грань алмаза,
Снегами вечными сиял.
(М.Лермонтов)
Внизу,как зеркало стальное,
Синеют озера струи
( Ф.Тютчев )
Эти сравнения обучающиеся находят и объясняют быстро, сложнее с творительным падежом:снежная пыль стоит столбом в воздухе, формой сравнительной степени имени прилагательного или наречия : белее гор снеговых идут на запад облака. Интересно и просто работать учащимся со сравнениями, метонимией
Художественной выразительностью могут обладать и обычные слова: «Превратила всё в шутку сначала» (А.Блок)
Раскрыть душевное состояние героев,рассказать об их сложных отношениях помогают глаголы:
Подурнела,пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И , должно быть, навеки ушла
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела ,как платье твоё.
Синтаксические средства экспрессии разнообразны. К ним относятся обращения , вводные и вставные конструкции,многие односоставные и неполные предложения Помимо этого, для усиления образно-выразительной функции речи используются стилистические фигуры. Экспрессивностью и эмоциональностью отличаются предложения, в которых звучит риторический вопрос. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?Все проклинали станционных смотрителей, все с ними бранивались.» В обоих предложениях обучающиеся находят одно и то же значение обобщённого утверждения.
Примером синтаксического параллелизма служит известное стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» При изучении сложноподчинённого предложения можно взять этот пример
Мелодичность и напевный характер стиха Н.Рыленкова достигается благодаря синтаксическому параллелизму. Не называя этого понятия, можно, разбирая это стихотворение в 5 классе, обратить внимание детей на это синтаксическое средство:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно.
Примеры градации можно брать в стихотворениях О.Бергольц, Э.Багрицкого; нисходящая:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь,не дрогну, не устану,
Не крупицы не прощу врагам.
Или у Аксаковасоздаётся нарастание производимого словами впечатления: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный , самобытный, ни с чем не сходный вид.»
При помощи языковых средств можно создать живописную картину любого явления природы:дождя, грозы, зимы.
Для создания словесной картины не нужны краски . В художественном произведении они могут быть представлены эпитетами: серые, лиловые,ясные. Используются не только основные тона, но и оттенки цветов: тёмно-лиловая туча,серовато-белые края тучи, бело-мутного цвета облака. С помощью эпитета можно передать и зву-
ки: раздаётся величественный гул,слышится слабый гул, окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Читателю передаётся и настроение героя художественного произведения благодаря слову: мне становится жутко. Антонимсредство создания антитезы:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая ,
Ты и всесильная ,матушка –Русь .
Антонимы помогают показать широту охвата пространственных и временных границ:
С южных гор до северных морей.
Синонимы способствуют усилению признака действия: он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный. Как он любил храбрых , стойких людей!
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Обращаем внимание и на звуковую инструментовку –звуки воспроизводят природные явления и создают слуховой образ (находим примеры аллитерации в стихитворении В.Жуковского «Море»):
Ты бьёшься, ты веешь,ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу
При чтении создаётся иллюзия шипения кипящих , клокочущих волн.
«Учиться хорошей ,выразительной , умной речи надо, долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая» ,--писал Д.С.Лихачёв.