Родительское собрание Права и обязанности родителей


Родительское собрание «Права, обязанности и ответственность родителей»
Цели: познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи: довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им; пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Форма проведения родительского собрания:  круглый стол.
Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка презентации, работа с нормативными документами.
Оборудование:
Презентация родительского собрания;
Компьютер;
Мультимедиа.
Буклет
Участники: родители, педагоги.
Ход собрания
1. Организационный момент (1 слайд)
–Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом для того, чтобы поговорить о воспитании детей в семье и школе, о наших правах и обязанностях. Андрей Дементьев писал: “Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права”. Об этом можно долго говорить и спорить. Поэтому я приглашаю вас к диалогу.
(2 слайд) XXI век — Век ребенка. 
10 декабря — День прав человека. 12 декабря — День Конституции РФ
Именно поэтому в нашей школе проходит Правовая неделя. И сегодня мы будем говорить с вами о правах наших детей, о наших правах и обязанностях.
А сейчас я хочу предоставить слово нашим детям, которые расскажут Вам о некоторых правах ребенка.
СТИХИ О ПРАВАХ (читают дети) (слайд 3)
Чтец 1:
Только ты на свет родился, Право первое твое:Получи, чтоб им гордитьсяИмя личное свое.
Чтец 2:
Очень трудно самому,Жить на свете одному.Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята.
Чтец 3:
Есть еще такое правоПомнить думать и творить И другим свои раздумья,Если хочешь подарить.
Чтец 4:
Я росточком не доволен И пока не так силен,Но не смей мне делать больноЕсть у нас такой закон.
Чтец 5:
Если жар, все тело ломитИ совсем не до игры,То позвать врача на помощьТоже право детворы.
Чтец 6:
Чтоб с наукой подружиться ,С книжкой в маленькой рукеПравом пользуюсь учиться На родимом языке.
Чтец 7:
Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс.В школу ходят все детишки - Это право есть у нас.
Чтец 8:
Я могу свой детский праздникКак и взрослый отмечать.Если я проголодаюсь - Пищу вправе получать.
Чтец 9:
Будь ты слабым или сильным,Белым, черным все равно Ты родился быть счастливымЭто право всем дано.
(Последние слова чтецы говорят хором)
2. Эпиграф родительского собрания (слайд 4)
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:родители пример тому.П.И. Пидкасистый3. Введение
– Современная государственная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и её членов, социальную помощь и поддержку.
Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы - права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей.
Но прежде, предлагаю сравнить статистические данные социального паспорта нашей школы по итогам 2015-2016 года:
Слайды 5-6
– Главными причинами неблагополучия семей являются: алкоголизм родителей, социально опасные условия проживания семьи, злостное нарушение прав ребенка в семье, жестокое обращение в семье, длительное невнимание родителей к интересам и проблемами ребенка, приобщение ребенка к употреблению алкоголя. Все вышеперечисленные факторы, к сожалению, ведут не только к росту неблагополучных семей, но к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проживающих в семьях.
Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей.
И для того, чтобы и в дальнейшем у нас с Вами не возникало недопонимания в вопросах воспитания наших детей, я хочу повторить сегодня основные Законы и нормативно-правовые акты. Подробнее остановлюсь на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей.
4. Основная часть(слайд 7 )
Основные Законы, нормативно-правовые акты:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Семейный Кодекс РФ;
Уголовный Кодекс РФ;
ФЗ «Об образовании в РФ»;
Административный Кодекс РФ;
Законы УР;
1. Конвенция ООН о правах ребенка(слайд 8):
Права ребенка отражены в документе, который называется Конвенцией о правах ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.
2. Конституция РФ(слайд 9):
Статья 38.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;
Статья 43.
1. Каждый имеет право на образование.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»(слайд 10)
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители):
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся;( слайд 11)
За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения.
По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет.
(слайд 12) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
(слайд 13)
4. Семейный Кодекс РФ (слайд 14)
В Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Причем по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции, поскольку ее 38 статья гласит: "Забота о детях, их воспитание - равно право и обязанность родителей". Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
Глава 12. Права и обязанности родителей
(слайд 15) Статья 56. Право ребенка на защиту;
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
(слайд 16) Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
(слайд 17) Статья 65. Осуществление родительских прав;
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
(слайд 18) Статья 69. Лишение родительских прав:
1. Уклонение от родительских обязанностей;
2. Злоупотребление родительскими правами;
3. Жестокое обращение с детьми;
4. Хронический алкоголизм, наркомания.
Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
5. Уголовный Кодекс РФ (слайд 19)
Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
Статья 125. Оставление в опасности (слайд 20)
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии.
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (слайд 21)
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения.
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Закон Удмуртской республики (слайд 22)
Законом «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике»
запрещается находиться на улице и в определенных законом заведениях без родителей (опекунов или учителей):
летом (с 1 мая по 30 сентября) - с 23.00 до 6.00 часов,
зимой (с 1 октября по 30 апреля) - с 22 часов до 6.00 местного времени.
Основные понятия
места, запрещенные для посещения детьми, - объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (бары, пивные);места, запрещенные для посещения детьми в ночное время, - Общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), лиц, сопровождающих ребенка, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, - объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, бани, сауны, солярии и иные общественные места.
(слайд 24) Меры по осуществлению контроля за посещаемостью детьми общеобразовательных учреждений
2. Общеобразовательное учреждение осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися, воспитанниками занятий, предусмотренных учебным планом, в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Родители обязаны в течение трех часов сообщить в образовательное учреждение причину, по которой ребенок не приступил к занятиям;
В случае, если причина пропусков уроков ребенком не является уважительной, а родители не предпринимают мер по возвращению ребенка в образовательное учреждение, образовательное учреждение должно уведомить о данном факте КДН и ЗП;
КДН и ЗП принимает меры в отношении учащихся, не посещающих уроки и родителей, которые не исполняют родительские обязанности, в соответствии с законодательством РФ.
5. Родители (законные представители) ребенка несут ответственность за его воспитание, получение им общего образования в соответствии с федеральным законодательством.
5. Вывод(слайд 25)
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
Уважаемые родители, каждый человек ,конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это умеем делать? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и высказать свое мнение.
Раздаются родителям ситуации и дается время на обсуждение. (ПРИЛОЖЕНИЕ) Родители отвечают на вопросы.
Все труднее в последнее время найти общий язык с родителями учащихся, всё меньше и меньше педагогов предпочитают брать на себя обязанности классного руководителя. Во многих семьях уже считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем, и уже совсем не обязательно ходить на родительские собрания, а тем более предупреждать об этом классного руководителя. А ведь действия наши должны быть взаимны, так как цель мы преследуем одну – сделать так, чтобы воспитание, обучение ребенка было успешным.
Давайте вспомним основные функции семьи и школы. Школа – это институт социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. По сути дела, у наших с вами детей происходит своего рода репетиция дальнейшей взрослой жизни.
Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.
6. Заключение (слайд 26)
А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:
«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».
(слайд 27)
Берегите детей, берегитеЗлые чары от них отводите,Счастье, радость, заботу дарите –Берегите!Берегите детей, берегите:Их жалейте, лелейте, любитеИ любить их других научите –Берегите!Берегите детей, берегите:От невзгод и потерь их храните,Их печали себе заберите –Берегите!
(слайд 28) Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Ситуация 1.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты всех соседей разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг. Мне нравится слушать громкую музыку!
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 2.
Ученик Сидоров бегал по классу на уроке. На замечание учителя ответил: «Ну и что? Я имею право на свободу перемещения.»Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 3.
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 4.
Вы запрещаете (ограничиваете по времени) своему ребёнку играть в свободное время в компьютерные игры, соц. сетях и т.д.
Нарушаются ли права ребенка на получение информации?
Ситуация 5.
Школьный совет принял решение, чтобы все ходили в школьной форме.
А вы против.
Нарушаются ли права ребенка?
Ситуация 6.
Ежедневно, вы видите, что ваш сосед избивает своего ребенка, за какие-то шалости.
Нарушаются ли права ребенка?