Родительское собрание Права детей — обязанности родителей

Родительское собрание в форме семинара-практикума с использованием ИКТ «Права детей-обязанности родителей»

Актуальность темы.
Антикоррупционное просвещение общества осуществляется для укрепления нравственности личности, воспитания гражданственности, понятия личных прав и обязанностей перед обществом, государством. Осуществляется различными способами, в образовательных учреждениях в том числе. Поэтому одной из задач современной школы является формирование антикоррупционного сознания учащихся и их родителей, работников школы.
Правовое просвещение родителей является частью антикоррупционной политики школы. Ведь человек, знающий свои права редко нарушает закон и сам не позволяет нарушить свои права.
Знание прав ребенка, своих обязанностей как родителей, знание своих прав как родителей (законных представителе), прав своих детей при реализации права на образование позволит избежать много случаев, приводящих к коррупционным моментам как в школе, так и в обычной жизни.
На родительском собрании мы познакомили родителей с основными международными и федеральными нормативными документами о защите прав детей; с правами и ответственностью родителей; с основными нормативными документами школы (Устав, лицензия, положение о родительском комитете, положение о добровольных пожертвованиях, положение о платных услугах и т.д.); с учреждениями и органами, защищающими права детей и родителей.
Надеемся, что знания о своих правах и обязанностях способствовало повышению правовой культуры родителей, формированию у них антикоррупционного мирововзррения.
Цель родительского собрания: повышение уровня правовой культуры родителей через знакомство с основными правами ребенка.
Задачи:
- ознакомить родителей с основными и правами детей;
- ознакомить родителей (законных представителей) с их правами, обязанностями и ответственностью по российскому законодательству.
довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания неразрывно связаны;
способствовать формированию у родителей антикорупционного мировоззрения с помощью знакомства с основными нормативными документами образовательной организации.
Предварительная работа: подбор литературы по теме собрания, изготовление памяток по теме родительского собрания, анкетирование родителей по теме собрания, подготовка и распечатка буклетов, памяток для родителей, материала для деловых игр и тренингов, подготовка презентации по теме собрания.
Формы: семинар-практикум.
Методы: деловая игра, дебаты, кейс-метод, тренинг, «мозговой штурм», синквейн
План собрания:
Организационный момент.
Основная часть:
Знакомство родителей с основными нормативными документами по правам ребенка. Деловая игра по знанию нормативных документов международного права по защите детей.
Выступление психолога об основных видах насилия над детьми. Обсуждение проблемных ситуаций. Тренинги.
Выступление социального педагога об основных правах и обязанностях родителей. Обсуждение проблемных ситуаций (кейс-технологии). Дискуссия.
Выступление директора школы об открытости и доступности деятельности образовательной организации для родителей. Ответы на вопросы родителей.
III. Подведение итогов собрания. Рефлексия

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что Вы нашли время и пришли на эту встречу. Все мы знаем, что семья  - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. Для каждого ребенка семья - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Кроме этого основного права мы хотим познакомить вас с другими правами детей, которые защищены международным и российским законодательством, познакомить вас с вашими правами и обязанностями как родителей (законных представителей).
Перед началом подведем итоги анкетирования, которое мы провели незадолго до родительского собрания (Приложение №1). Результаты анкетирования показали, что мы, родители, недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Только 15% родителей знакомы международными и российскими документами о правах детей, частично –16 %, нет –69%. Получается, что больше половины родителей никогда не читали литературы, содержащей информацию о правах детей. Вместе с тем важность и необходимость пополнить свои знания в области прав детей, прав и обязанностей родителей признают 71% респондентов.
Учитель: Права человека призвана защищать Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. ООН приняла множество международных документов.
Декларация прав ребенка (1959г.) является первым международным документом по защите прав детей. Рассказывается о 10 принципах Декларации (слайд №5)
В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. (Приложение №2). Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие; на защиту, на активное участие в жизни общества. Через год эта Конвенция была принята в нашей стране. (слайд №6-7)
Накануне собрания мы просили вас изучить Конвенцию о правах детей. У вас на столах лежит распечатанный вариант основных статей Конвенции о правах ребенка. Просим вас поделиться на две команды. Каждая команда должна нарисовать и представить рисунок – эмблему по защите прав ребенка.
Родители, поделившись на две команды, выполняют задание.
Учитель: Молодцы! (Показывает эмблемы, нарисованные командами.) Теперь мы предлагаем вам деловую игру на знание Конвенции о правах детей.
Деловая игра
1 команда должна выбрать из Конвенции права, обеспечивающие выживание и права, обеспечивающие развитие. 2 команда - права, обеспечивающие защиту и права, обеспечивающие активное участие в жизни общества.

2 команды родителей участвуют в деловой игре.
Учитель: Для лучшего усвоения положений Конвенции мы проведем еще одну игру, с помощью которой вы также сможете освежить свои знания в литературе ( Приложение №3).
Деловая игра «Ассоциации»:
Каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Командам нужно назвать:
1. Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть.
2. Назвать статью Конвенции, с которой ассоциируется данное литературное произведение. Каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.

Учитель: Молодцы! Теперь мы с вами проведем еще один тренинг, который называется «Правовая линия», чтобы узнать насколько вы знаете права детей от рождения до совершеннолетия. (Приложение №4)
Тренинг
«Правовая линия»
Каждый участник получает лист бумаги с нарисованной правовой линией, на которой отмечен возраст человека. Отвечая на предложенные вопросы, он должен сделать на ней определенные пометки.

Учитель: Спасибо большое! Теперь посмотрим, насколько вы правильно ответили на вопросы. Посмотрите на слайде правильный ответ, какие обязанности имеют дети от рождения до 18 лет (слайд №8)
Социальный педагог: Спасибо большое, за активное участие. Теперь давайте с вами ответим на следующие вопросы:
«Мозговой штурм»
1. Считаете ли вы , что в вашей семье реализованы основные права детей по Конвенции? Если нет, то по каким причинам они не реализуются?
2. Нарушение каких прав детей по Конвенции вызывает у вас наибольшую тревогу, озабоченность?
6. От чего и как, по- вашему мнению, необходимо защищать ребенка?

Социальный педагог подводит итоги «мозгового штурма»
Социальный педагог: Мы с вами в процессе бесед, деловых игр и тренингов ознакомились с Конвенцией о правах ребенка, теперь давайте поговорим, о других законах, где закреплены права детей: Гражданский, Семейный кодексы РФ, Закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальная стратегия  действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. (слайд №9 ).
Эти документы конкретизируют понятия о способах защиты прав и законных интересов детей, подчеркивая абсолютный запрет ущемления прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.
Социальный педагог рассказал об основных правах и обязанностях родителей по Гражданскому, Семейному кодексу РФ (ст. 61,63,65). (слайд №10).
В Республике Адыгея также разработано законодательство об ответственности родителей. Так, например, допущение родителями нахождения ребенка в местах, нахождение в которых в соответствии с Законом Республики Адыгея «Об отдельных мерах по защите прав ребенка» запрещено или ограничено, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 27.2 Закона Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. № 215 «Об административных правонарушениях». (слайд №11)
Учитель: теперь давайте с вами обсудим проблемные ситуации, связанные с правами и обязанностями родителей. Группы по очереди выбирают карточки с проблемными ситуациями и предлагают свои варианты ответов. Затем мы вместе находим правильный ответ. (Приложение №5)
Кейс-технологии.
Обсуждение проблемных ситуаций, связанных справами и обязанностями родителей.

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, знаете ли вы организации и учреждения, защищающие права детей? (слайд №13) Знаете ли вы, кто является Уполномоченным по правам ребенка в РФ и Адыгее? (слайд №14). В последние годы в связи с общим кризисом российского общества значительно возрос интерес к проблеме жестокого обращения с детьми. Насилие в семье постоянно совершается в каждой четвертой российской семье. Мы видим, как часто в СМИ рассказываются множественные факты издевательств над детьми, что стало настоящей проблемой. (слайд №15-16 о видах насилия). Приводятся факты из доклада Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея Ивашина А.Б.
В структуре обращений граждан в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в республике жалобы на жестокое обращение с детьми, сообщения о случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью детей в 2015 году составили 5,2% от общего количества обращений.
Всего в 2015 г. поступило 16 обращений по вопросам, связанным с жестоким обращением с детьми на территории Республики Адыгея (2014 – 6). (слайд №17).
Педагог-психолог рассказывает о способах поощрения и наказания, о недопустимости жестокого обращения с детьми, и об ответственности родителей за жестокое обращение с детьми (раздаются буклеты)
Педагог-психолог: Сейчас мы проведем тренинг «Мифы и наказания». Вы должны согласиться или опровергнуть мнение, аргументируя свои высказывания.
Родители обсуждают различные ситуации, выказывают свое мнение, аргументируя его. (Приложение №6)
Тренинг
«Мифы наказания»

Одной группе участников (на листочках) предложить МИФЫ, а второй группе – ФАКТЫ. Группы поддерживают либо опровергают мифы и факты.
Например: Мифы и факты по поводу насилия:
1. Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).
Факты: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Педагог-психолог раздает памятки родителям о видах насилия над детьми и ответственности за него родителей.
Педагог-психолог: Я бы хотела вам раздать, памятка 7 правил наказания российского психотерапевта Владимира Леви (раздаются памятки)
В конце педагог-психолог проводит релаксацию. Все закрывают глаза и прислушиваются к своему дыханию, к дыханию Вселенной.
Релаксация
Произнесите вслух цитату «Наши руки должны использоваться для ласки, поглаживания, а не для шлепков и тычков», «Поднимем руки не для наказания, а для того, чтобы приласкать ребенка».

Директор школы: Уважаемые родители! В 2012 году был принят новый Закон «Об образовании в РФ». В соответствии с новым законом родители имеют следующие права (слайд №18-19). Также новый закон определил и обязанности родителей при реализации права на образование. В соответствии с п.4 ст.32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года ФЗ-273) об обеспечении открытости и доступности информации об образовательном учреждении, родители могут на сайте школы ознакомиться с Уставом и другими нормативными документами, с основными общеобразовательными программами, расписанием и т.д., смогут задавать вопросы администрации школы, педагогическим работникам. (слайд №20) В случае нарушении прав ваших детей вы можете обратиться в следующие организации. (Родителям раздаются буклеты с контактными телефонами учреждений и организаций, защищающих права детей).
Также мы хотим вам раздать памятки о «За что должны и не должны платить родители». Из нее вы сможете узнать, какие образовательные услуги являются платными, а за что с вас не имеет право брать оплату. В случае обнаружения таких фактов, вы сможете обратиться в учреждения и организации, указанные в ваших буклетах. С положением о добровольных взносах родителей законных представителей нашей школы вы можете знакомиться на нашем сайте.
Учитель: Давайте посмотрим, как вы знаете о своих правах и обязанностях как родителей обучающихся. Для этого мы проведем деловую игру «Юридическая консультация» (Приложение №7)
Деловая игра
«Юридическая консультация»
1 группа обращается в «Юридическую консультацию» с вопросами, возникающими при реализации права на образовании, другая дает ответы. Затем группы меняются ролями.

Учитель: Спасибо за активное участие! Теперь вы можете задать интересующие вопросы директору школы.
Родители задали директору вопросы директору школы о правах обучающихся в соответствии с Законом об образовании (о тестировании первоклассников, об ответственности учителя за телесные наказания, о допустимых видах дисциплинарной ответственности для обучающихся начальной школы).
Рефлексия.
Учитель: Уважаемые родители, мы с вами поговорили о правах наших детей, о наших обязанностях при соблюдении этих прав. Надеюсь, что вы с пользой провели это время.
Для того, чтобы мы с вами могли убедиться, что мы понимаем суть понятий право, ответственность, давайте составим синквейн к словам «ответственность», «право».
Разъясняются правила синквейна (слайд №21), группы родителей подбирают синквейны к предложенным понятиям.
Синквейн
Пример:
права ребенка
гуманно, нравственно
развиваться, пользоваться, получать
Конвенция о правах ребёнка в Российской Федерации

Учитель: Молодцы! Подводя итог нашему собранию, давайте с вами составим «Лестницу успеха».
Тренинг
«Лестница успеха»
Учитель: Каждый из вас получит по три стикера. На красном стикере напишите «Я знаю»- то, что вы узнали в течение собрания. На синем «Я умею» чему вы научились в течение собрания. На
желтом «Я могу» то, что вы сможете сделать после собрания в своей жизни, используя полученные сегодня знания.

Родители приклеивают стикеры к ватману, комментируя свои записи.
Учитель: Спасибо всем родителя за активное участие в родительском собрании. Надеемся, что наше общение было конструктивным, полезным и эффективным. Нам бы очень хотелось, чтобы в ваших семьях царили взаимопонимание, уважение, никогда не нарушались ничьи права, чтобы вы никогда не теряли контакта со своим ребенком, понимали и уважали его, а он отвечал вам взаимностью. 


Список использованных источников:
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)//КонсультантПлюс
Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 14.02.2014) "О мерах по противодействию коррупции"//КонсультантПлюс
Азбука прав: вопросы и ответы / Сост. и ред. О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич, Э.Р. Сабиров. Ижевск : Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2011.
http://www.pravadetey.ru Всероссийский информационный ресурс для детей «Права ребенка Твои права»
esoch3.narod.ru// - официальный сайт МБОУ СОШ№3 Кошехабльского района