Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Конспект урока литературы в 5 классе
Тема: Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Цели:
расширить знания детей о Великой Отечественной войне; о творчестве А.Т. Твардовского, познакомить со стихотворением «Рассказ танкиста».
способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;
воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.
Оборудование: картины с изображением боев ВОВ, учебники, портрет А. Твардовского, выставка книг о войне, проектор, экран, ноутбук.
Ход урока
Организационный момент.
Проверьте готовность рабочих мест к уроку литературы. Садитесь.
Сегодня на уроке у нас много работы. Надеюсь, вы будете внимательны, активны, постараетесь давать грамотные ответы. Чтобы наш урок прошел эффективнее, я хотела бы процитировать слова К.Г. Паустовского:
«Мощь, мудрость и красота литературы открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим, человеком, который умеет думать и мыслить».
И, конечно, ребята, пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Викторина
Спать легли однажды дети,
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете,
В окнах свет, и нет войны.
Можно больше не прощаться
и на фронт не провожать,
И налетов не бояться
и ночных тревог не ждать.
(С.В. Михалков) Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращался? Нет! Шел он вперед,
Шел вперед победитель-народ!
(Леонид Мартынов)
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат.
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны.
(Евгений Евтушенко)
- Какой темой объединены эти стихотворения? /тема войны - Рассмотрите картины, помещенные на доске. Что у них общего?
/На этих картинах изображена война. Это Великая Отечественная Война.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела “ Поэты о Великой Отечественной войне”. Мы будем говорить и читать произведения о войне.
4. Беседа
В-О-Й-Н-А.
– Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
/Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач (опора)
- Подберите к слову война эпитеты.
/Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская(опора)
- Какие чувства вызывает у вас война?
/ Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое(опора)
- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
/ Она началась в 1941 году 22 июня
- Ребята! 66 год над нашей родиной синее небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов, и новые поколения будут восхищаться массовым героизмом. Подвиг народа бессмертен! Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
5. Знакомство с творчеством А.Т. Твардовского
а) работа с портретом
- Рассмотрите портрет поэта. Каким человеком вы себе представили А.Т. Твардовского?
/добрый, скромный, чуткий, искренний, с большим сердцем, человек, который много повидал на своем веку.
б) индивидуальное сообщение
- Давайте послушаем индивидуальное сообщение о жизни и творчестве поэта.
Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)
Бой идет святой и правый, Смертельный бой не ради славы – Ради жизни на земле.
Александр Трифонович Твардовский русский поэт родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. “Целые зимние вечера, пишет Твардовский в своей автобиографии, у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым, Никитиным произошло таким именно образом”. В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы, поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ вот главная его тема. Полученные впечатления в годы ВОВ он излагал в своих произведениях. После войны писатель работал главным редактором журнала “Новый мир”. 
в) работа с выставкой книг
6. Работа над произведением
а) первичное чтение.
- Откройте учебник на странице 144. Приготовьтесь прослушать стихотворение.
/чтение стихотворения учителем.
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
/Чувство страха, гордости, интереса, опасности
б) вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.
- О каком событии рассказывается в стихотворении? /Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.
- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
/Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.
 - Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
/ Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.
- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.
/Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами., – Приветливый – встречает как гостей, – Нежадный, щедрый – сливы сует,– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут,– Скромный – показал и убежал
- Как, думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. Как нужно читать эти строки?
/ С уважением, гордостью, он ему нравится
- Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственно смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам.
- Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?
/Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.
- Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать эти строки?
/ Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения.
- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
/Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.
- Найдите и зачитайте описание боя.
- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
/Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.
 - Жанр стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.
 г) работа над языком
- Какие литературные приемы использует Твардовский?
/олицетворения (душила гарь и копоть), метафора (шел бой, шел пожар), сравнения (рубашонка пузырем, как товарищу)
/ Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения.
- Как думаете, для чего?
/ Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет./Прием сравнения. Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.
- Что можете сказать о звукописи?
/Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль
д) работа с иллюстрациями
- Какой фрагмент изображен на иллюстрации? / момент боя.
- Какие строки соответствуют этой иллюстрации?
- Какими показаны советские солдаты? Противники?
- Рассмотрите репродукцию картины Ю. Непринцева «Все солдаты идут».
- Какой фрагмент изобразил художник? Какими здесь показаны солдаты?
е) работа над выразительным чтением
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Сколько строф в 1 части? (3)
- Как нужно читать эти строфы?
- Сколько строф во второй части? (5) Как нужно читать эти строфы?
- Сколько строф в третьей части? (2) - Как нужно читать эти строфы?
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно.
/читают 2 уч-ся
ж) обобщающая беседа
- Чему учит это стихотворение?
з) творческая работа
Объясните, как вы понимаете слова:
Бой идет святой и правый, Смертельный бой не ради славы – Ради жизни на земле.
/музыкальное сопровождение, чтение работ.
7. Итог урока
Великая Отечественная война - это огромная рана в человеческих сердцах. Очень много вытерпел народ за эти 4 года. Его волей и кровью добыта победа над сильным врагом. Подвиг, совершенный советскими людьми бессмертен. Самое главное – сохранить память о тех людях, благодаря которым мы живем на этой земле.



wђ Заголовок 315