Статья. Семейные традиции в становлении личности.


Семейные традиции в становлении личности
Худякова В.Г.,
ГБОУ РХ «Хакасская национальная
гимназия – интернат им. Н.Ф.Катанова»,
г. Абакан, Республика Хакасия, Россия
Данная статья о народных традициях воспитания в хакасской семье, о своем опыте создания курса занятий для родителей по народной педагогике.
The article is about author’s experience based on people’s ideas on upbringing in her work with parents of the 5th – 11th school year students.

Этнос – это исторически сложившаяся общность людей с единой территорией, языком, культурой, обычаями и традициями. Термин «этнос» практически совпадает с термином «народ» в этнографическом смысле.
Вспомним слова Владимира Караковского:
«Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности - нет воспитания
Без воспитания – нет человека,
Без человека – нет народа!

Каждому человеку и каждому народу, чтобы выжить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются темпы естественного развития человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России.
Семья – это микросоциум, этнопедагогическое пространство, откуда ребенок с самого раннего возраста черпает моральные нормы, приобретает жизненный опыт, получает нравственные знания, вырабатывает нравственные навыки поведения. Судьба семьи во многом зависит от того, какое воспитание получат дома и в школе мальчики и девочки, насколько они готовы к взрослой жизни. Требуется возрождение методов воспитания, отраженных в вековых народных обычаев и традициях, и использование их, соотнеся к условиям современной жизни.
У хакасов испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура на основе обычаев и традиций, облагораживающих жизнь. Это и устное народное творчество, и удивительные народные ремесла, и добрые обычаи гостеприимства, хорошего тона, правил приличия, и поэзия земледельческого труда. Старшее поколение считало своей обязанностью передать детям обычаи и традиции своего народа, умения и навыки, необходимые в жизни, будить желания к познанию окружающей действительности, воспитывать любовь к родным местам, к природе, труду. Это делалось в доступной форме через песни, загадки, сказки, легенды, пословицы, поговорки, обряды, игры и т.п. Наблюдая за поведение родителей и старших в домашней обстановке, дети запоминали неписанные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно – родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учились семейно – обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания. Праздники внушали молодежи уважение к народным традициям, убеждали в необходимости их сохранения и приумножения. Старики считались в народе лучшими педагогами, хранителями многовековых педагогических традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.
Семье, как важнейшей этнической единице отводится особое место в культуре, социологии, педагогике. В соответствии с традиционной моралью различных народов настоящая семья – это сосредоточие любви, взаимной заботы, привязанности и духовного общения всех живущих там людей.
Традиции семьи на всех этапах развития формировались преимущественно в обрядах, обычаях и устном народном творчестве – сказках, колыбельных, пословицах и поговорках.
В этнопедагогических традициях хакасского народа, в его обрядах и обычаях, фольклоре заключен огромный объем информации по вопросам воспитания. В традициях семьи заключен целый поток научной информации, что в итоге не может не сказаться положительно и на развитии педагогической науки.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание детей, их способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения, где сильны национальные, народные традиции, которые передавались их предками.

Литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно – воспитательного процесса./Г.Н.Волков. – М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2001г.
Бутанаев В.Я. Традиционные культура и быт хакасов / В.Я.Бутанаев – Абакан, 1998г.


15