Статья на тему: «Семейные традиции как фактор развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Аленушка»




Статья на тему: «Семейные традиции как фактор развития личности детей старшего дошкольного возраста»











Подготовила воспитатель МБДОУ №40 «Аленушка» Штонда Мария Анатольевна



г.Астрахань 2016

В многочисленных теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А.С.Спиваковской и Н.Я. Безбородовой показана важность и значимость изучения сферы личности. Перечислим ряд доводов: во – первых, наличие эмоционального общения на разных этапах развития приводит к существенным качественным показателям в становлении его личности; во – вторых, внутренне субъективное отношение ребенка к окружающей действительности определяет его благополучие, которое во многом влияет на межличностные отношения, на общение, поведение, на качество выполняемой деятельности, на развитие и формирование человека как личности.
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Особое место в периоде занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной помощи, представлений о себе.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет создание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, а также зависимость развития ребёнка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется длительное время в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в жизни ребёнка, в воспитании его в духе народности.
В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная работа по развитию личности ребенка. Поэтому любой педагог в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.
В Большой советской энциклопедии отмечается: «традиция в переводе с латинского – передача, предание; элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных классах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования и его способы. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обряды». В каждой семье существуют свои традиции. Традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищенно. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности, поведения и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка. Развитию и сохранению семейных традиций способствуют народные праздники. И именно использование фольклора становится основным средством этнопедагогики.
Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Детский сад, при условии грамотного построения работы, обладает поистине уникальной возможностью постоянного общения с семьей.
Таким образом, только совместная деятельность педагогов и родителей способствует гармоничному развитию личности ребенка, основанному на знании и соблюдении традиций, уважению этнической культуры, ценностей и правил.















Список использованной литературы
Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлении старших дошкольников.
Гаранина Т.П. Роль семейных традиций в воспитании детей. - Минск, 2003.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М.: Изд-во Мысль, 2013.



15