Конспект урока по химии в 10 классе по теме: Нефть наше богатство или зло?

Конспект урока по химии в 10 классе по теме: «Нефть – богатство или зло».
Учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ханты-Мансийска


1. Актуализация знаний.

Люди уважительно называют нефть «черным золотом».
?- Почему?
Вывод : Нефть – основа топливно-энергетического комплекса любого государства.

--!? Д.И. Менделеев сказал: « Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями!» Что хотел сказать учёный этой фразой?
Вывод: В каждой капле нефти 900 различных химических соединений, более половины элементов ПСХЭ. Это чудо природы, основа нефтехимической промышленности, хотя 90% добываемой нефти используют в качестве топлива, и только 10% идёт для нефтехимического синтеза, он обеспечивает получение многих тысяч органических соединений используемых в жизни современного общества: синтетические волокна, пластмассы, каучук и т.д.

--!? В настоящее время сырая нефть добывается на всех континентах, кроме Антарктиды.
?-Каких?
Ответ: Южная и Северная Америка, Евразия, Африка, Австралия.

?-Какие страны крупнейшие поставщики, лидеры по добыче нефти? Ответ: Россия, Саудовская Аравия, Кувейт, Азербайджан.

Сегодня на уроке вместе с вами рассмотрим очень важные вопросы о происхождении и переработке нефти, а также нефтепродукты, их использование. Обсудим экологические и экономические вопросы, связанные с нефтедобычей. Для более продуктивной работы предлагаю организовать малые и большие группы в зависимости от вида заданий.

2.Обсуждение задания в группе.

Задание для группы №1 ( 2 человека)

1. Происхождение нефти.
2. Использование нефти до зарождения нефтяной промышленности.
3. Почему нефть можно назвать «сгусток энергии»

Задание для группы №2 ( 2 человека)

1. Что такое нефть?
2. Состав нефти и её физические свойства.
Знать ответы на вопросы: Почему нефть растекается по поверхности?
Почему нефть не имеет определённой температуры кипения?
Почему нефть не имеет определённого цвета?






Задание для группы №3 ( 4 человека)

1. Первичная переработка нефти.
Знать понятия: фракция, фракционная перегонка, ректификационная колонна.
Уметь объяснить процесс перегонки нефти.
2. Каковы основные продукты перегонки нефти и области их применения?
Составьте график зависимости температуры кипения от числа атомов углерода для 5 основных нефтепродуктов.
3. Понятие о детонационной стойкости (устойчивости) бензина.


Задание для группы №4 ( 5 человек)

1.Вторичная переработка нефти.
Знать понятия: крекинг, риформинг, изомеризация.
2.Сравнительная характеристика каталитического и термического крекинга по следующим признакам:

признаки
термический
каталитический

Температура процесса и катализатор



Скорость




Образование непредельных углеводородов



Качество полученного бензина





Задание для группы №5 ( 2 человека)

1. Дать характеристику экологических проблем, связанных с нефтедобычей и нефтепереработкой.
2. Проанализировать результаты заложенного опыта.


Задание для группы №6 ( 2 человека)

1. Осветить вопрос ценовой политики в нефтедобывающей отрасли.
2. Назвать, показать и кратко охарактеризовать основные нефтегазоносные провинции в России.