Методический доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий на занятиях по русскому языку, литературе, культуре речи в условиях колледжа»


Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губернаторский аграрный колледж»

Методический доклад
на тему: «Применение современных образовательных технологий на занятиях по русскому языку, литературе, культуре речи в условиях колледжа»
(заседание методического совета колледжа)
Подготовила:
преподаватель русского языка и
литературы
Кузьменко Т.И.
Детчино, 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляя высокие требования к подготовке специалистов, предполагают ориентацию обучения не только на усвоение студентами определённого объёма знаний в рамках избранной профессии, но и развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Иными словами, образовательная организация должна формировать целостную систему умений, знаний и навыков, опыт самостоятельной деятельности будущих специалистов.
Переключение проблемы обучения на проблему самостоятельного добывания знаний позволит обучающимся совершенствовать личность, развивать умение работать с информацией, необходимой для успешного выполнения профессиональных задач, формировать навыки работы в коллективе, чувство ответственности, проявлять активность и творческие способности.
Дисциплины гуманитарного цикла способствуют реализации общеобразовательной подготовки обучающихся и основное их назначение – формирование и развитие общих компетенций (ОК).
Дисциплины «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» не являются профильными для технических специальностей. Отсюда ряд проблем:
- низкий базовый уровень подготовки абитуриентов по русскому языку и литературе;
- низкий уровень речевой культуры студентов;
- отсутствие познавательного интереса к дисциплинам;
- низкий уровень (или отсутствие) навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.
Как преподаватель не могу с этим мириться. Опыт общения с педагогами других колледжей показывает, что вышеперечисленные проблемы являются типичными, поэтому они актуальны и нуждаются в решении. Уверена, что формирование профессиональной направленности должно идти средствами всех изучаемых предметов, в том числе и русского языка и литературы посредством внедрения компетентностного подхода в учебный процесс через разработку интегрированных учебных элементов.
Этого пытаюсь добиться, применяя современные образовательные технологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Суть понятий «технология», «образовательные технологии», «педагогические технологии»
Толковый словарь русского языка: «Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» (С.И.Ожегов). [8]
«Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта» (В. М. Шепель). [9]
Слово «технология» применительно к воспитанию стало употребляться тогда, когда педагоги обратились к искусству воздействия на личность ребёнка. Говоря о технологии преподавания, уместно употреблять термин «искусство преподавания».
Образовательная технология – это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. [10]
Технология обучения как педагогическая система – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научных подходов к анализу и организации учебного процесса и направленная на достижение высоких результатов в развитии личности учащихся. [9]
Существует много разнообразных определений сущности педагогических технологий - термина, который стал популярным в последнее десятилетие.

Следовательно, технологический подход к образованию предполагает рассмотрение учебно-воспитательного процесса как целостной системы идей, принципов, методов, форм, средств обучения, гарантирующей достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при её последующем воспроизведении и тиражировании.
В структуру педагогической технологии входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения;
- процессуальная часть (технологический процесс);
- результативная часть. [9]
Критерии технологии: концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость. [9]
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трёх аспектах: научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный.
Таким образом, педагогическая технология существует и как наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения, и как система способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и как реальный процесс обучения.
Классификация образовательных технологий
На сегодняшний день в российской и зарубежной педагогике не существует общепринятой классификации образовательных технологий. К решению этой актуальной проблемы различные авторы подходят по-своему. В отечественной педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий: В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко. Наиболее полно педагогические технологии систематизировал академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук Г. К. Селевко (приложение 2 таблица 2). [3]

Современные образовательные технологии
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные
технологии. Они используются для таких практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс и являются инновациями, получившими широкое распространение. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения представлена в табл.3 (приложение 3). [11]

Современные педагогические технологии предполагают такое построение учебного процесса, при котором на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента. Они дают возможность повысить качество образования, более эффективно использовать учебное время, развивать познавательную, творческую активность обучающихся, формировать навыки самообразования, самоконтроля, самодисциплины. Современные педагогические технологии и достигаемые результаты представлены в табл. 4 (приложение 4).

Использование большого спектра современных образовательных технологий даёт возможность педагогу, выбрав наиболее эффективные из них, продуктивно использовать рабочее время, добиваться высоких результатов обученности, развивать и формировать необходимые компетенции обучающихся.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Становление новой системы профессионального образования, информационные и интеграционные процессы, происходящие в обществе, делают применение современных технологий всё более актуальным.
Учитывая то, что в колледж поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, навыками учебной деятельности, познавательной активности, отрицательной мотивацией к изучению дисциплин, передо мной возник ряд вопросов: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить, чтобы был максимально положительный результат?». На эти вопросы постоянно ищу ответы в своей педагогической практике. По-моему, знание инновационных образовательных технологий, методик их применения и конечных результатов является обязательной составляющей педагогического мастерства современного преподавателя.
В процессе педагогической деятельности мною подготовлены методические доклады и выступления по изучению и внедрению методик обучения. Они свидетельствуют о том, что поставленная проблема применения современных образовательных технологий на занятиях по русском языку, литературе и культуре речи реализуется в процессе обучения последовательно: «Современные образовательные технологии и их применение на занятиях по русскому языку и литературе», «Формирование речевого идеала будущего специалиста», «Мультимедийные технологии в образовании», «Личностно-ориентированные технологии. Педагогика сотрудничества», «Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций студентов на занятиях по русскому языку и литературе», «Проблемное обучение как технология активизации мышления студентов», «Метод кластера в технологии развития критического мышления студентов на занятиях по русскому языку, литературе и культуре речи».
Учитывая специфику основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа, в процессе изучения и анализа теоретической стороны проблемы, выбрала для применения, на мой взгляд, наиболее эффективные формы, методы и приёмы современных образовательных технологий:
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология дифференцированного, разноуровневого обучения.
Проблемное обучение.
Метод кластера в технологии развития критического мышления.
Мультимедийные технологии в обучении.
Технология сотрудничества
Очень важной составляющей педагогического общения являются взаимоотношения преподавателя и обучающегося. Они способствуют не только успешному усвоению знаний студентами, но и их личностному развитию.
Исходя из этого, сотрудничество педагога и обучающегося можно охарактеризовать как совместную деятельность, направленную на приобретение умений, знаний и повышение мотивации студентов к обучению.
При традиционном обучении преподаватель является субъектом, а обучающийся — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества рассматривает обучающегося как субъекта. Поэтому, оба субъекта должны взаимодействовать, быть партнёрами. Педагогика сотрудничества как метод личностно-ориентированного подхода в обучении, активно мною используется в разных формах и на разных этапах занятия. Организация форм совместной деятельности преподавателя и студентов во время аудиторных занятий представлена схемами 1, 2, 3, 4.
Схему 1 использую при проведении лекций, семинарских занятий, разнообразных диктантов, консультаций, сообщений и т.д. Также организовываю индивидуальную работу, в рамках которой оказываю помощь, осуществляю контроль за работой студентов.
Преподаватель

Студент 1 Студент 2 Студент 3
Схема 1. Преподаватель и студенты работают в активном фронтальном режиме
Существуют 4 варианта работы в команде:
совместное обучение в малых группах;
обучение в команде на основе игры;
индивидуализация обучения в команде;
обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению.
При изучении и закреплении материала, при проверке домашнего задания, при выполнении самостоятельных, творческих, проектных работ практикую обучение в малых группах (схема 2), в парах (схема 3). Иногда студенты выполняют функцию педагога, т.е. выступают в роли «дублера» (схема 4). Они участвуют в лекции, освещая тот или иной вопрос в виде сообщения, с опорой на презентацию; осуществляют опрос, взаимоопрос домашнего задания по заранее составленным вопросам; консультируют более слабых студентов, проверяют у них выполнение заданий и т.п.
Студент 1 Студент 5
Студент 2 Студент 6
Студент 3 Студент 7
Студент 4 Студент 8
Схема 2. Командная работа
Студент 1 Студент 2



Студент 3 Студент 4
Схема 3. Работа в парах
Студент 1
Студент 2 Студент 3 Студент 4
Схема 4. ДублёрствоПример 1. Учимся вместе.
«Дисциплина «Русский язык», тема «Орфография. Правописание НЕ с разными частями речи». Тип занятия – обобщение и систематизация знаний. Использую вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальный, работа в парах, работа в микрогруппах.
Первый этап (индивидуальный) – работа со статьёй учебника
(Дудников А.В. и др. Русский язык: Учеб. пособие для СПО. - § 112)
Второй этап (работа в парах) – составление опорной таблицы «Правописание НЕ с разными частями речи». Работа проверяется по слайду презентации. Дописываются те условия, которые были пропущены.
Третий этап (работа в четвёрках) – выстраивание алгоритма, выполнение упражнений с его помощью.
Слово без НЕ употребляется?
Если нет, то пишем слитно.
Если да, то
2. К какой части речи относится слово?
3. Работаем с таблицей, выбрав нужную колонку.
Сначала участники микрогруппы поочерёдно отвечают на отдельный вопрос алгоритма, затем каждый самостоятельно на весь алгоритм.
Пример 2. Исследовательская работа в группах.
Дисциплина «Литература», тема «Основные темы и мотивы лирики С.Есенина» Вид занятия – семинар. Студенты заранее разбиваются на подгруппы и готовятся к выступлению по предложенным темам: «Тема Родины в творчестве С.Есенина», «Любовная лирика С.Есенина», «Природа в лирике С.Есенина», «Тема поэта и поэзии в творчестве С.Есенина», «Философская лирика поэта». Более слабым студентам предлагаю подготовить «Анализ любимого стихотворения» (с обязательным выразительным чтением стихотворения наизусть).
Пример 3. Участие студента в лекционном занятии («дублёр»).
Дисциплина «Русский язык и культура речи». Тема «Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке. Словари русского языка». Вид занятия – лекция. В качестве «дублёра» выступает студент, заранее подготовивший материал по одному из вопросов лекции. Имитируя деятельность преподавателя, обучающийся дает справочно-познавательную информацию о словарях русского языка, их создателях. Выступление одногруппника способствует развитию у студентов познавательного интереса к изучаемой дисциплине, а в самом докладчике формирует коммуникативные способности, умение привлечь внимание слушателей к излагаемому вопросу.
Применение технологии сотрудничества даёт положительные результаты:
- улучшается микроклимат в группе, усиливается сплочённость коллектива;
- взаимообучение способствует лучшему усвоению изучаемого материала;
- совершенствуются навыки логического, ассоциативного мышления;
- у студентов возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;
- развивается чувство ответственности не только за собственный результат, но и за успех каждого члена команды, микрогруппы в целом;
- воспитывается вежливое, доброжелательное, толерантное отношение с партнёрами.
Трудности. Опыт показал, что не все члены микрогруппы добросовестно работают над поставленной задачей, иногда используют труд более сильных или старательных студентов. Отсутствие самодисциплины приводит к тому, что недобросовестные студенты могут подвести членов команды.
Технология дифференцированного, разноуровневого обучения
Дифференцированное обучение – это технология обучения студентов с разными способностями в рамках одной группы. Учитывая базовый уровень знаний по дисциплинам, индивидуальные особенности обучающихся (разный уровень обучаемости, степень владения языком, психологические особенности) применяю внутригрупповую дифференциацию с элементами разноуровневого обучения. С учётом особенностей студентов, делю группу на условные три подгруппы (по уровню успеваемости, мотивации к обучению) и предлагаю задания разного уровня сложности. Работа над упражнениями может выполняться индивидуально, в динамических парах или в микрогруппах.
Задания 1-го уровня носят репродуктивный характер, 2-го – аналитический, 3-го – творческий или продуктивный уровень. Дифференцированный, разноуровневый подход применяю на разных этапах занятия: при проверке домашнего задания, при закреплении, повторении изученного материала, при подборе домашних заданий.Дисциплина «Литература», тема «М. Шолохов и его роман-эпопея «Тихий Дон», итоговое занятие в форме контрольного тестирования. Задания 1 уровня (вариант I): А - выбрать вариант ответа, В - полный ответ на вопрос, С – ответить на проблемный вопрос (обсуждался и записывался на занятии). Общее количество вопросов и степень их сложности по вариантам отличается.
Предлагая студентам упражнения разного уровня, акцентирую внимание на том, что «слабые» могут попробовать свои силы и выполнить более сложное задание. Таким образом, ребята учатся самостоятельно определять свою «планку».
Преимущества, выявленные в результате применения дифференцированного обучения:
- каждый студент учится на уровне своих возможностей и способностей;
- реализуется индивидуальный подход к обучающимся (появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному);
- создаётся атмосфера доверия, сотрудничества, настроя на обучение;
- повышается уровень мотивации обучения как в слабых, так и в сильных группах.
2.3. Проблемное обучение
Сущность проблемного обучения наиболее полно раскрыл В.П. Кудрявцев [16], который говорил, что «...это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».
Применяемые приёмы создания проблемных ситуаций:
- подвожу студентов к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения литературных критиков по поводу художественного произведения или восприятия литературного героя);
- предлагаю обучающимся рассмотреть проблему или явление с различных позиций (например, биографа, судьи, журналиста);
- побуждаю студентов делать обобщения, сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (например: сравнить характеры главных героев изучаемого произведения; анализировать и сравнивать языковые явления);
– ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
– определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
В своей педагогической практике использую уроки-диспуты, уроки-размышления, уроки-дискуссии, проблемные лекции.
Примеры из практической деятельности.
Дисциплина «Русский язык и культура речи», тема «Нормативное употребление форм глагола». Тип занятия - ознакомление с новым материалом.
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных задач.
На доске (или слайде) запись предложения:
Беря ложку и размешав горячее кофе, Лиза подала кружку ихнему гостю.
Преподаватель. Прочитайте предложение. Все ли в нём верно?
Ответы студентов. Неправильно употреблены слова.
Преподаватель. Почему?
Студенты. Нарушены нормы употребления форм слов. Существительное кофе и согласующееся с ним прилагательное горячее употреблены в с.р., а нужно в м.р. Нельзя говорить ихнему (в русском языке нет местоимения ихнему), нужно – их гостю. Преподаватель. Какими частями речи являются слова беря и размешав? Правильно ли они употреблены? (как правило, определение причастий и деепричастий у большинства студентов вызывает затруднение). С нарушением норм употребления эти форм глагола, их оборотов, связано большое количество грамматических ошибок в устной и письменной речи.
Студенты. Деепричастия.
Преподаватель. Сделайте вывод, какие учебные задачи нам предстоит решать на этом занятии?
Студенты: - расширить знания о языковой норме; - приобрести навыки правильного употребления в речи одиночных причастий и деепричастий, причастных и деепричастных оборотов.
Дисциплина «Русский язык», тема «Текст как произведение речи. Функционально-смысловые стили и типы речи». Тип занятия – обобщение, систематизация, закрепление знаний.
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Преподаватель. Перед вами II варианта предложений. Прочитайте их.
\s
Проанализируйте и скажите, какой из предложенных вариантов можно назвать текстом? Ответ обоснуйте.
Использую приём «Яркое пятно» (интригующий материал).
Дисциплина «Русский язык и культура речи». Тема «Понятие культуры речи, её социальные аспекты. Качества хорошей речи».
Организационный момент. Постановка учебной проблемы.
Преподаватель. Послушайте миниатюру Льва Ошанина.

Какие эмоции и мысли вызвало у вас это стихотворение? Почему разговор с девушкой разочаровал лирического героя?
Заслушиваются все ответы студентов.
Преподаватель. Как вы думаете, почему я начала занятие этой миниатюрой? Является ли тема, поднимаемая в стихотворении, актуальной?
Заслушиваются все ответы студентов.
Преподаватель. В большинстве ответов звучали ключевые слова темы сегодняшнего занятия. Давайте вместе её сформулируем.
На занятиях по литературе переходом к проблемной ситуации также бывает «яркое пятно»: музыка, ассоциации, картины, отрывки из литературных произведений – всё, что способно удивить, заинтриговать студентов.
Дисциплина «Литература», изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Темы учебных занятий и самостоятельных работ студентов: «В чём смысл названия романа Л.Н.Толстого?», «Как Л.Н. Толстой изображает Отечественную войну 1812 года в романе «Война и мир»?, «Семейное счастье. Каким его видит Л.Н. Толстому?», «Кутузов и Наполеон – свет и тьма в романе?», «Почему Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого?», «Что общего у Татьяны Лариной и Наташи Ростовой?», «Хотел бы я иметь такого друга, как Анатоль Курагин? Почему?», «Что привлекает меня (не нравится) в Пьере Безухове?», «Можно ли назвать Андрея Болконского героем времени?», «Что спасёт мир: красота (по Достоевскому), целомудренная женщина (по Толстому) или любовь (по Библии)?» и др.Дисциплина «Литература». Тема занятия: «Культурный и литературный процесс 20-х г.г. XX века». Вид занятия – проблемная лекция. На доске записываю вопросы лекции: каковы особенности культуры этого времени?, в чём сложность и многогранность литературного процесса 20-х годов?, что общего у всех литературных групп, творческих объединений 20-х г.г.?
В ходе занятия (подкреплённого мультимедийной презентацией) студенты не просто слушают лекцию. Их задача – найти ответы на поставленные проблемные вопросы.
Дисциплина «Литература». Урок-рассуждение на тему: «Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы в книге». Сообщения о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри, Воланде готовят студенты трёх микрогрупп, примеряя роли: 1 группа – «историки», 2 группа – «религиоведы», 3 группа – «литературоведы».
Дисциплина «Литература», изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Эффективность группового обсуждения образа Базарова повышаю с помощью проблемных вопросов: «Наверное, действительно прав Базаров, который отрицал искусство? Зачем механику (электрику, бухгалтеру) нужны литература, музыка, живопись?». Группа разделяется на сторонников и противников героя-нигилиста. В результате дискуссии студенты приходят к выводу, что искусство необходимо каждому человеку, потому что помогает развивать речь, память, учит понимать поступки людей, духовно и эстетически обогащает личность.
Применение технологии проблемного обучения помогает мне в решении поставленных образовательных задач, способствует развитию у студентов:
- познавательной, коммуникативной активности;
- самостоятельной мыслительной деятельности;
- творческого потенциала при овладении умениями, знаниями и навыками.
Метод кластера в технологии развития критического мышления
По мнению Г.К. Селевко [3], «критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю».
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.[18]
Наши студенты и мы часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Сегодня важно умение не только найти необходимую информацию, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Технология развития критического мышления, как современная образовательная инновация, способствует развитию мыслительных навыков студентов необходимых не только в учёбе, в обычной жизни, но и в решении профессиональных задач (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, искать рациональные пути решения проблем и т.п.).
В основу технологии положен дидактический цикл, который состоит из трёх фаз, этапов: «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Методы и приёмы технологии критического мышления: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, ключевые слова, ассоциативные ряды, перекрёстная дискуссия, письменная рефлексия, трёхчастный дневник.
В своей педагогической практике использую метод кластера.
Кластер («гроздья», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации, систематизации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. На стадии вызова этот приём можно использовать для актуализации и систематизации имеющихся у студентов знаний. На стадии осмысления кластер дает возможность зафиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Особенно ценен метод кластера на занятиях по русскому языку. Программа этой дисциплины реализуется на первом курсе. За короткое время необходимо углубить, обобщить и систематизировать материал, над которым учащиеся школы работают в 10-11 классах. Составленный кластер – это замечательная опорная схема-конспект, позволяющая эффективно подготовиться к итоговому экзамену.
Метод кластера, который я использую в педагогической практике, активизирует мыслительную деятельность обучающихся; способствует формированию критического мышления студентов; помогает развитию коммуникативных компетенций; повышает интерес к учебной дисциплине; способствует развитию творческого потенциала.
Применение мультимедийных технологий обучения
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. [24]
Применяя вышеперечисленные современные образовательные технологии, регулярно использую мультимедиа презентации: созданные самостоятельно, работы студентов, других преподавателей (Интернет-материалы). С помощью компьютерного видео демонстрирую на занятиях фрагменты научно-познавательных, художественных фильмов, музыкальных произведений.
Мультимедиа использую:
- при изучении нового материала, закреплении, контроле и проверке знаний;
- для углубления знаний по дисциплине, как форму реализации самостоятельных работ обучающихся;
- при решении задач обучающего характера;
- как средство эмоциональной разгрузки.
Использование мультимедийных технологий позволяет мне рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, проводить занятия на эмоциональном уровне.
Применение мультимедийных технологий обучения помогает:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- повысить степень дифференциации обучения;
- развивать мыслительную, исследовательскую, творческую активность;
- формировать навыки самоорганизации, самоконтроля, самодисциплины студентов.
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Анализ применения рассмотренных современных образовательных технологий на занятиях по русскому языку, литературе, культуре речи показал, что:
- в обучаемых группах установился позитивный микроклимат;
- у студентов повысилась познавательная активность;
- наблюдается динамика развития уровня самооценки студентов, их логического мышления, коммуникативных способностей, качества знаний.
Факты применения современных образовательных технологий подтверждены примерами и приложениями. Результаты исследования приведены ниже.
Таблица 5. Результаты качества оценок и развития индивидуальных способностей на занятиях с применением современных образовательных технологий.
Межаттеста-ционный период Группа,
количество
студентов Дисциплина,
тема Применяемые технологии Результат
абс.
% кач.
%
2009-2010
учебный год гр. 11М,
27 чел. «Русский язык», «Орфография. Правописание НЕ с разными частями речи» Элементы технологии сотрудничества и дифференцированного обучения. 97 67
2010-2011 учебный год гр.21Э,
12 чел. «Русский язык и культура речи», «Нормативное употребление форм глагола» Элементы технологии
проблемного и диффе-
ренцированного обучения. 100 75
2011-2012
учебный год гр. 11 МК,
23 чел. «Литература», «Основные мотивы лирики С.Есенина» Элементы технологии сотрудничества, мультимедиа технологии. 100 61
2013-2014
учебный год гр. 11 МК,
26 чел. «Литература», «Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Элементы технологии проблемного обучения, метода кластера, технологии сотрудничества и разноуровневого обучения. 100 74
2014-2015
учебный год гр.11МК,
19 чел.
«Русский язык», «Понятие морфемы как части слова. Способы словообразования» Применение метода кластера, элементов технологии сотрудничества и разноуровневого обучения. 100 77
Представленные в таблице 5 данные подтверждаются анализами уроков коллег.
Применение современных образовательных технологий на занятиях и результаты оценки знаний студентов оказывают влияние на абсолютную и качественную успеваемость в группах.
На Рис.1,2,3 отражено качество обучения студентов по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в параллельных группах в межаттестационный период. Из графиков видно, что качественные показатели по дисциплине «Русский язык» колеблются по годам от 46% до 64%; по дисциплине «Русский язык и культура речи» качество обученности от 48% до 65%; по дисциплине «Литература» - от 46% до 64%.
На качество успеваемости влияло:
- уровень базовой подготовки обучающихся;
- количество студентов в группе;
- количество студентов группы, для которых русский язык является неродным;
- количество и качество применяемых элементов современных образовательных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый анализ показал, что применение методов и приёмов современных образовательных технологий:
- способствует установлению комфортного микроклимата в студенческом коллективе;
- помогает развитию познавательной активности обучающихся, что даёт положительную динамику качества обучения;
- развивает логическое мышление, коммуникативные способности студентов;
- повышает уровень их самооценки;
- развивает индивидуальные и творческие способности.
Таким образом, мы видим, что современные образовательные технологии способствуют формированию общих компетенций на занятиях русского языка, литературы и культуры речи и готовят студентов к дальнейшему освоению специальных дисциплин.
В своей педагогической практике планирую продолжить работу по применению уже изученных педагогических технологий, а также изучение других современных образовательных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОЧНИКОВ И РЕСУРСОВ:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г . № 273-ФЗ (ред. от 21.07. 2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01. 2015 г).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства» от 5 октября 2009 г. № 370, по специальности 35.02.07. от 07.05. 2014 № 456.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М., 2005.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т., - М.: 2006. Т.1 – 816 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., - «Педагогика», 1989.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. - Издательство:"Азъ", 1992.
Современные образовательные технологии. Журнал «Завуч», №2, 2002. – 54 с.
Образовательные технологии: - технология разноуровневого обучения; технология коллективного взаимообучения; технология модульного обучения. Журнал «Завуч» №5,2005, - 46 с.
Яренкова Т.Н. Задания для дифференцированного подхода. //Русский язык в школе №3, 2005.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. - Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: «Академия», 2011.
Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учебно-педагогическое издательство, 1955, - 368 с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Русский язык и культура речи: Учеб.для вузов /А. И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.– М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 509 с.
http://file108.narod.ru/olderfiles/1/009.htmhttp://www.aucu.ru/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdfhttp://festival.1september.ru/articles/595721/http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie tekhnologii/library/2013/10/11/metod-klastera-v-tekhnologii-razvitiyahttp://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html