Работа с орфографическим словарем на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных УУД


Работа с орфографическим словарем на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных УУД.
Цель исследования: разработать методику работы с орфографическими словарями на уроках русского языка, направленную на формирование познавательных УУД.
Объект исследования: работа с орфографическим словарем на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: формирование познавательных УУД в процессе работы с орфографическим словарем.
1. Сущностные характеристики познавательных УУД младших школьников
"Понятие УУД в науке определяют как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта" [1:108].
УУД были разработаны группой ученных-психологов под руководством профессора МГУ и члена-корреспондента РАО А.Г.Асмолова. Они выделили следующие УУД:
- личностные, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- познавательные, включающие общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
- регулятивные, формирующие у младших школьников способность планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- коммуникативные, содержащие планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и управление поведением партнера.
Познавательные УУД включают в себя следующие группы: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относится:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [4].
Логические УУД:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [4].
2. Орфографические словари
Лексикография (гр. lexikon - словарь, grapho - пишу) - раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
По своему содержанию орфографические словари - это справочники, представляющие алфавитный список слов в их правильном (т.е. нормативном) написании [3:325].
Определились четыре типа орфографических словарей в зависимости от их направленности:
1. Слoвари общего типа - это словари, которые направлены на изучение отдельных орфографических проблем (раздельное, слитное и дефисное написание).
Это такие словари как: "Орфографический словарь русского языка" С.Г. Бархударова, С.И. Ожегова, А.Б. Шапиро (110 000 слов), "Русский орфографический словарь" В. В. Лопатина, вышедший в 1999 году и др.
2. Помимо словарей общего типа, адресованных к самому широкому кругу читателей, издаются специальные школьные орфографические словари, содержащие сравнительно небольшое число слов, вызывающих трудности на письме [2].
Словари школьные - это словари, различающиеся по объёму в зависимости от того, для начальных классов или средней школы они предназначены, часто сопровождаются изложением орфографических правил в объёме школьной программы.
Так ежегодно для учащихся младших классов издается "Орфографический словарик" П.А.Грушникова, в котором сего около 1000 слов [2]. Также "Орфографический словарь" для учащихся средней школы Д.Н. Ушакова, С.Е. Крючков. Наиболее полным учебным орфографическим словарем является "Учебно-орфографический словарь русского языка" В.В. Лопатина и др.
3. Кроме выше представленных типов словарей, в которых даются рекомендации по правописанию слов согласно различным правилам русской орфографии, издаются профильные или отраслевые словари, каждый из которых содержит тот или иной класс орфографических трудностей [2]. В таких словарях представлена специальная терминология, используемая в различных профессиональных и научных областях, например, среди математиков, физиков и т.п.
Таковы, например, словари "Слитно или раздельно?" (авторы Б.З.Букчина и Л.П.Калакуцкая; вышло несколько изданий), "Орфографический словарь: прописная или сторочная?" (авторы В.В.Лопатин, Л.К.Чельцова, И.В.Нечаева. - М., 1998) и некоторые другие [2:276].
4.Возможности уроков русского языка в начальной школе по формированию познавательных УУД
Когда целью урока русского языка становиться развитие познавательных УУД, то следует: - раскрыть субъективный опыт учащегося, для этого требуется использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;
- заинтересовать каждого ученика и стимулировать к высказыванию своего мнения;
- научит ученика не бояться ошибок при выполнении заданий и смело использовать различные варианты выполнения заданий;
- оценивать работу учащихся как по результату, так и по процессу его достижения;
- создавать на уроке ситуации, которые позволят каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность и создать обстановку для естественного самовыражения ученика.
Таким образом, работа с орфографическим словарем на уроках русского языка, является эффективным средством в формировании универсальных учебных действий и помогает развить такие группы познавательные УУД как: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий); логические (анализ, синтез, классификация объектов по выделенным признакам).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник. - М.: "Академия", 2015. - 463с.
2. Касаткин Л.Л. Русский язык: учебник. - М.: "Академия", 2001. - 766с.
3. Новиков Л.А. Современный русский язык: учебник. - СПб.: "Лань", 2003. - 854с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (05.02.2016).