Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.


Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию детей, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний и формировать все универсальные учебные действия.
Организация дидактических игр на уроках русского языка
Тема «Имя прилагательное»
Задание №1
«Каким может быть предмет?»
На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету;
по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени.
В этом задании детям предлагается быть учителями. Данные
признаки распределяются детям по 3 вариантам: по цвету; по
форме- 1 вариант, по величине; по материалу- 2 вариант, по
месту; по времени- 3 вариант. После чего детям нужно
проанализировать, подобрать и записать в тетрадях как
можно больше имен прилагательных по виду признаков.
После этого ученики сравнивают свои подобранные
прилагательные, один ребенок читает, а остальные
проверяют и добавляют, причем, детям нужно доказать,
почему именно такое прилагательное относится к этому
признаку. Выигрывают те ученики, которые записали
наибольшее количество прилагательных. Все эти правила
обговариваются до начала выполнения.
Задание № 2
Игра «Самый внимательный»  
- Послушайте песню «Резиновый ёжик». У каждого из вас
есть текст песни. Задание: выпишите как можно больше
прилагательных На эту работу детям дается 2 минуты. После
поиска прилагательных, ученики по одному называют все
слова и отмечают, какие уже назвали. В этой части игры
побеждает тот ученик, который выбрал наибольшее
количество прилагательных. Теперь, детям нужно к этим
прилагательным подобрать существительные, так, чтобы
получились словосочетания. Проверка словосочетаний
проходит, так же как и в первой части. Объясните, как вы
понимаете выписанные словосочетания.
Резиновый Ёжик
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара калош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.
Здравствуйте ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг!
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинился друг.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ежик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Милая птица,
Извольте спуститься –
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клёны алеют,
Ждет вас находка в бюро.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шели насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошел этот ёжик
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку.
Задание № 3
Игра «Большой-маленький»
В данные пословицы вставьте противоположные по смыслу прилагательные. Проверка происходит так же, как и в предыдущем задании: один ученик читает, другие проверяют. Выигрывает тот, кто правильно подобрал все прилагательные. Объясните смысл пословиц. Докажите правильность выбранных слов.
…пенек опрокидывает …воз.
Даже самое …дерево выросло из…семени.
…крючком … рыбу не выудишь.
На … челне по… озеру не плавают.
В … лодку … груз не кладут.
… дело лучше … безделья.
Если дети затрудняются в подборе прилагательных, нужно раздать пословицы со словами, которые употребляются в этих пословицах.
Карточка с пословицами:

 И мал пенек, да опрокидывает воз. Даже самое большое дерево, выросло из маленького семени.
Маленьким крючком рыбу не выудишь.
На большом челне по маленькому озеру не плавают.
В маленькую лодку тяжелый груз не кладут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Тема «Глагол»
Игры по теме «Глагол», представленные ниже, обеспечивают достижение предметных результатов. Но они были проведены по аналогии с играми, представленными в теме «Прилагательное».
Задания № 4.
Игра «найди глаголы»
На карточках записан текст. Найдите и выпишите все глаголы. Сравни свой результат с работой соседа по парте. Подчеркни на карточке все опасные места в словах. Вспомни правила и запиши их в тетрадь. Докажи правильность выбора правил.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Задания № 5.
Игра: «Запиши вопросы»
На доске записан текст. Выпиши глаголы и в скобках запиши вопросы, на которые эти глаголы отвечают. Придумай свои глаголы, отвечающие на такие же вопросы и составь с ними текст. Запиши текст на листе вместе с вопросами, но пропусти придуманные тобой глаголы. Поменяйся с соседом по парте. Он должен вставить задуманные глаголы и доказать, почему именно эти слова вставлены.
Очень приятно, когда в ясное морозное утро ноги, будто сами тебя несут по мёрзлым кочкам! Попадёшь с разгона носком в лужицу – лёд с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался дальше, и подошвы сухие. А потом как хорошо после переменки с холода вбежать в светлый класс!
В статье использованы материалы сборника дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2 классе КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»