Инновационный педагогический проект Использование Дальтон-технологии для формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.


Инновационный педагогический проект
Использование Дальтон-технологии для формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы
Седых Л.В.
Курск 2015
« ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА
 
Фамилия, имя, отчество автора Седых Л.В.
Название образовательного учреждения МБОУ «СОШ №30»
Вид проекта педагогический
Тема «Использование Дальтон-технологии для формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы».
Цель проекта  концептуальное обоснование Дальтон-технологии как инновационной технологии в новых образовательных условиях и выявлении эффективности обучения русскому языку и литературе в рамках традиционной классно-урочной системы с использованием Дальтон-плана.
Методические задачи изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
исследовать возможности технологии как средства повышения эффективности обучения русскому языку и литературе и формированию познавательных УУД;                                                                                                                                                                                                  
  содействовать наиболее эффективному усвоению обучающимися учебного материала по русскому языку и литературе;
определять способы диагностики и показателей достижения результатов.
  
Ведущая идея инновационного проекта Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию литературы   позволит осуществить целенаправленное формирование познавательных УУД у обучающихся, и в конечном счёте  повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. 
 
 
 Применяемые технологии Дальтон-технология
 
 
Предметные области, в рамках которых проводится проект Литература, русский язык
 
Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта 5-11классы
Программно – техническое обеспечение Мультимедийный компьютер;
Мультимедиапроектор;
Средства телекоммуникации (выход в Интернет)
Экран
Введение
Стержневым понятием в педагогике является педагогический процесс как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Самое главное – школа должна подготовить растущего человека к жизни. Современное содержание общего образования динамично развивается в соответствии с глобальными тенденциями становления информационного, постиндустриального, гражданского общества и потребностями формирования свободной личности в условиях демократизации общества.
В развивающемся информационном обществе можно констатировать переход к новой образовательной парадигме. В современных образовательных процессах смена парадигм выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь необходимо должны войти не только "знаниевый", деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-планирующих и других функций. Именно поэтому переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность, самостоятельность мышления, формирующей духовно-нравственные ценности, является одним из стратегических направлений в модернизации образования
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, но и выявление, развитие творческих интересов и способностей каждого учащегося, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Во многом реализации этих задач способствуют такие инновационные технологии, как проектная методика, модульная технология, исследовательский метод обучения и другие. В практике к методу проектов обращаются чаще, чем к Дальтон-технологии, но, по мнению Т.И. Шамовой и Т.М. Давиденко, Дальтон-технология обладает огромным потенциалом. Она предполагает учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей. Индивидуализированное обучение является залогом повышения качества обучения различным дисциплинам, в том числе и русскому языку.
Историческая справка
В начале ХХ века американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые формы организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе. Она разработала "Лабораторный план", имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.
В основе технологии "Лабораторного плана" лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения.
Цели Дальтон-технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.
Американский опыт первоначально вызвал всплеск интереса.
В нашей стране этот метод работы применялся в 1918-1935 гг., когда комиссаром просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский. Назывался он бригадно-лабораторным и применялся не только в школах, но и в университетах. Команды «лаборантов» во главе с «научным бригадиром» сутками напролет работали по творческим заданиям (преимущественно коллективным), рассчитанным на впечатляющие сроки – от двух недель до месяца. Проекты строились предельно тщательно. В них обстоятельно прописывалась прикладная и базовая учебная литература, заранее указывались контрольные вопросы (для всей бригады), предъявлялись образцы задач и упражнений.
Работа в команде предполагала изначальное планирование общих коллективных дел (экскурсии, лабораторные занятия, техническое моделирование, научные экспедиции), их реализацию и подведение итогов. Приветствовалась товарищеская взаимопомощь в постижении особо трудных теоретических вопросов, процветала работа в разновозрастных группах, отрядах по интересам и, очевидно, творческая конкуренция между ними. Для отчета о проделанной работе использовались «рабочие групповые дневники», «круговые тетради» и «книжки» - дальние прообразы современных портфолио и резюме достижений. В них фиксировались коллективные и персональные успехи школьников. Обобщение полученных знаний проводилось в форме отчетных конференций, художественных и технических выставок, спортивных зрелищ, игр, театрализованных действий.
Что же послужило поводом и причиной такой «революции» в советской школе? Школа не могла остаться в стороне от революции, которая взрывала старый «мир насилия», от этой очистительной работы. Ее тоже избавляли от пережитков проклятого прошлого. И так совпало, что вскоре после октябрьского восстания 1917 года по стране прокатилась черная волна гимназических самоубийств. Можно предположить, что массовые похороны подростков, отказывавших в своих предсмертных записках школе в праве судить, оценивать публично их поступки, убеждения и заблуждения в присутствии особо значимых для них людей, все это также вызвало у Луначарского стремление к изменениям «тяжкого наследия капитализма». К такому наследию относились и школьные оценки, и аттестат, служба школьных инспекторов. «Наш лозунг - минимум полицейского насилия, минимум давления на массы», писал Луначарский в одной из статей. Вместе с Луначарским школу расчищали от уродливых порядков и закостеневших принципов Н.Крупская, М.Покровский, С.Шацкий и другие. Это была по существу попытка слома командно-административной школьной машины.
После смерти Луначарского все «стало на круги своя», и школа приобрела те черты, которые и сегодня практически определяют жизнь российской школы. Бригадный метод был похоронен сталинским тоталитаризмом.
В 30-е годы Дальтон-план подвергся критике. Для этого было несколько причин: неоднозначное понимание сущности Дальтон-плана, его типологии, организационных форм работы. Идея Дальтон-плана не воспринималась учительством как нечто необходимое для образования учащихся, в результате она не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. Возрождение забытого Дальтон-плана началось в 90-е годы ХХ века в связи с демократизацией и гуманизацией общества. Появляются первые публикации о нем, ему дается теоретическое обоснование, делаются первые попытки его внедрения в общеобразовательных школах. Нами предлагается не калькировать Дальтон-план, имеющий практически 100-летнюю историю, а креативно адаптировать его к русскому языку в современных образовательных условиях с целью повышения эффективности обучения по данному школьному предмету.
Теоретическое обоснование Дальтон-технологии
На первый взгляд, Дальтон-план в большей степени применим к дисциплинам, связанным с точными, а не гуманитарными науками, так как для него характерна определенная запрограммированность. Однако надо отметить, что идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике реализуется в едином государственном экзамене, который в современных образовательных условиях приобрел всероссийский масштаб.
На наш взгляд, обращение к Дальтон-плану, интерпретируемому как инновационная технология, обусловлено:
а) переходом к новой образовательной парадигме;
б) необходимостью повышения качества образования через индивидуализацию обучения и формирование самостоятельности мышления учащихся;
в) его адаптируемостью к русскому языку как учебному предмету в средней школе;
г) актуальностью формы в подготовке к единому государственному экзамену.
Цель Дальтон-технологии — научить обучающихся самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон-заданий, в которых дан обзор определенного раздела, требующего усвоения. Поэтому учитель с самого начала не должен требовать слишком много от ученика. Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задания соответствуют умственным силам ученика. Хуже всего, если предлагаемые задания выше понимания обучающегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением. Только работа, доступная пониманию, будит интерес и заставляет расти творческие силы.
Реализация поставленной цели связана с решением следующих методических задач:
1) уточнить понятие «Дальтон-план»;
2) проанализировать теоретические и исторические основы Дальтон-плана;
3) адаптировать Дальтон-план к урокам русского языка;
4)выявить особенности реализации Дальтон-плана, способствующие индивидуализации обучения по русскому языку и формированию самостоятельности мышления и познавательной деятельности учащихся;
5) проверить путем экспериментальной работы качество обучения русскому языку и развития личности школьников в условиях использования Дальтон-плана.
     Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.
 
1. Этапы реализации проекта:
Подготовительный -Изучение теоретических основ проблемы;
Поисково-экспериментальный -Апробирование технологии на уроках русского языка и литературы;
-корректировка дальнейшей работы.
Заключительный - Оценка эффективности применения технологии;
анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Дальтонская школа основывается на трёх принципах:
1. Свобода — это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в классе организуется таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важная роль сохраняется за учителем, который руководит, стимулирует, охраняет свободу, контролирует и обучает.
2. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учениками и учителями. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. Важными аспектами сотрудничества являются умения:
• прислушиваться друг к другу;
• принимать совместные решения;
• ясно выражать свои желания и намерения;
• разрешать конфликты;
• доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;
• ощущать свою ответственность за выполнение задания. Учитель обеспечивает руководство и помощь.
3. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий учитель и ученики рационально распределяют свое время так, что каждый может получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Здесь необходимо отметить, что для организации самостоятельной работы нужно:
— создавать соответствующие учебные пособия, основанные на принципах самопроверки;
— формулировать задания ясно и четко;
— устанавливать реальные сроки для выполнения заданий;
— определить условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;
— дифференцировать задания для "быстрых" и "медленных" учеников;
—указывать вспомогательные источники информации и где ими можно воспользоваться (в библиотеке, в кабинете и т.д.);
— определить четкие правила поведения, представляющие возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.
Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать придется самому.
Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.
Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.
Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.
Основными признаками коллективного урока являются: наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; учитель – организатор и участник процесса обсуждения; ученик – участник и субъект организационной деятельности; результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.
На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.
К признакам лабораторного занятия относятся: наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов. Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.
Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п. Основные признаки конференции: необходимость подготовительного этапа; выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.
Такова классификация форм учебных занятиях в условиях Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России классификациями она ближе всего подходит к группировке учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Нам представляется, что наша школьная практика не требует в этом плане больших изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы занятий предполагают прежде всего участие каждого ученика в активной познавательной деятельности (прежде всего, речь идет о лаборатории).
Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня. Дальтон-недели.
Дальтон-час может проводиться один раз в неделю. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Задания могут быть по разным предметам. Например, школа только начинает осваивать данную технологию и переводит все 5-е – 6-е классы на эту систему по 2-3 предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Обязательно работает библиотека. В рекреациях коридоров создаются уголки, где группы учащихся могут заниматься. Мебель в классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или, может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.
Другой формой проведения занятий является Дальтон-день. В этот день ставятся учебные занятия по предметам, на которых используется Дальтон-технология. Содержательной основой их проведения также являются задания, которые заранее даются учащимся. Непосредственно в Дальтон – день учащиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед учителем.
Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее используют. Поэтому необходим учет результатов работы и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя. Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель имеет специальный журнал по классу, где записываются все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляются итоговые отметки.
Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие: познавательная самостоятельность ученика; стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими; уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
Следует отметить и интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Обоснуем применение Дальтон-плана на предметном уровне – а именно на уроках русского языка и литературы.
Дальтон-технологии – реальный процесс в обучении, представляющий собой систему уроков: объяснение нового материала; урок-консультация по теории и практике; лабораторный план. При этом первый и второй этапы мы предлагаем реализовывать в рамках традиционной классно-урочной системы, а третий этап считать инновационным. Мы считаем, что логичнее третий этап назвать Дальтон-планом, потому что название непосредственно связано с пратехнологией, разработанной в городе Дальтон, в то же время такое название подчеркивает самостоятельность работы учащихся в рамках именно последнего этапа. Его применение наиболее эффективно при повторении, обобщении.
При разработке конкретного занятия учителю необходимо продумать дидактическую цель, составить план занятия, подготовить банк справочной литературы и строго следовать структуре лабораторного плана: активизация знаний (теоретический опрос); входной контроль (диктант или тест повышенной сложности, на выполнение дается 7-10 минут); квалификация ошибок; их отработка по учебным блокам; после коррекции ошибок возможен переход к заданиям повышенной сложности, выполнив которые, учащийся становится помощником учителя; рефлексия; домашнее задание.
Технология  опыта.
Приведем пример занятия по Дальтон-плану на тему «Правописание --нн- и –н- в различных частях речи».
I. Входной контроль
*Напишите диктант, выделите суффиксы в словах с Н и НН.
*Диктовать диктант.
II. Работа по плану
1.Проверьте диктант по ключу.
2. Квалифицируйте свои ошибки!
3. Обратитесь к нужному вам учебному блоку!
УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 «НН И Н В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
№1 Повторите теоретический материал по учебнику, составьте алгоритм употребления правила (правильность составленного алгоритма можно проверить по ключу)
№2 Примените алгоритм для выполнения упражнения.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя производящую основу, от которой образовано данное слово
Батальо…ый, ю…ый, зеле…ый, серебр…ый, кож…ый, полотн…ый, дерев…ый,
Конопл…ый, песча…ый, утр…ий, родств…ый, клюкв…ый, авиаци…ый, лебед…ый, дерев…ый, коллекци…ый, ветр…ый.
№3 Проверьте работу по эталону. Если есть ошибки, еще раз повторите теорию и исправьте их.
№4 Для закрепления навыка перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, обозначая суффиксы прилагательных
(Стар….ный) гравюра, (листв…ый) дерево, (традици…ый) встречи, (лебед…ый) стая, (рум….ый) лица, (олов…ый) солдатик, (серебр…ый) украшения, (ветр…ый) человек, (ветр…ый) мельница.
№5 Проверьте работу по эталону.
Учебный блок №2 «НН и Н В ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
№1 Повторите теоретический материал по учебнику, составьте или повторите алгоритм (если он уже составлен) употребления правила
№2 Примените алгоритм для выполнения упражнения
1) Скоше…ыетравы,коше…ые травы, коше…ые утром травы, нескоше…ые утром травы;
2) Тка…ая скатерть, вытка…ый ковер;
3)Стриж…ые волосы, подстриж..ые волосы, коротко стриж…ые волосы, коротко остриж…на;
4) Рва…ое пальто, изорва…ая обувь;
5) Писа…ая в течение года работа, неписа..ые законы;
6) Непроше…ые посетители, опроше…ые свидетели, данные запрош…ны;
7) Вымоще…ая дорога, моще…ая улица, улица вымощ…а;
8) Асфальтирова…ая площадка, иллюстрирова…ый журнал, балова…ые дети,
избалова…ый ребенок, дочка избалова…а родителями, фасова…ые продукты, кова…ая лошадь.
9) Воспита…ая,образова…ая девушка, девушка воспита…а, образова…а.
№3 Проверьте работу по эталону. Если есть ошибки, еще раз повторите теорию и исправьте их.
№4 Для закрепления навыка выполните следующее задание
Окраш…ый, вооруже…ый, Взволнов…ый, овея…ый, кова…ый, пересече…ый, вяза…ый, жаре…ый, законче…ый, нечая…ый, реше..а, увлече…а, мороже…ый, замороже…ый, нечита…ый, взволнов…ы (выпускники), образова…а (группа)
№5 Проверьте работу по эталону
УЧЕБНЫЙ БЛОК №3 «ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ,ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
№1Повторите правило правописания Н и НН в суффиксах наречий, образованных от прилагательных.
№2Определите порядок действий при применении правила, запишите данные слова, объясняя их написание с помощью словообразовательного разбора
Немедле…о, легкомысле..о, чест…о, власт…о, неожида…о, вдохнове…о,
сокрове…о, осозна…о, явстве…о, круп…о, неуста…о
№3 Проверьте работу по эталону. Внесите коррективы, если есть необходимость.
№4 Для закрепления навыка выполните следующее задание.
А) Конференция проходила организова…о;
Б) Выступление каждого было всесторо…е обдума…о;
В) На улице ветр…о;
Г) Девушка одета роскош…о;
Д) Она это сделала нечая…о.
№5 Проверьте задание по эталону.
УЧЕБНЫЙ БЛОК №4 «ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
№1 Повторите правила правописания Н и НН в существительных, образованных от прилагательных, по учебнику
№2 Образуйте имена существительные от прилагательных с помощью суффиксов –ник-, -иц-, -ость-
Организованный, смышленый, согласованный, таможенный, ветреный, вареный, изгнанный, избалованный, нефтяной, дружинный, рябинный, гостиничный.
№3 Проверьте работу по эталону. Внесите коррективы, если есть необходимость
УЧЕБНЫЙ БЛОК №5
1.Если вы не допустили ошибок в диктанте или прошли по всему маршруту, то выполните следующие задания:
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки
А)
В какой (благосл…в…ый) уголок земли перенес нас сон Обломова?
В кажд… дому подкровлей в (нит…ой) клетке в…сит перепел.
Сосновка и Вавиловка были (наследств….ый) вотчиной Обломовых.
Забота о пищ… была (первый и главный жизн…ый) заботой в Обломовке.
Все жило такой (полный, мурав..ый), такой (замет…ый) жизнью.
Наступил час (всеобщий послеобед…ый) сна. Это был какой-то всепогл..щающий, ничем непобедимый сон, (исти…ный) подобие смерти.
Они никогда не смущали себя ( тума…ный, умств…ый или нравств…ый) вопросами.
Снится еще Илье Ильичу большая темная гости..ая в родительском доме, с (ясеневый, стар…ый) креслами. (И.А. Гончаров)
Б)
Понош…ый костюм, нош…ые вещи, растеря…ый вид, отвлеч…ое рассуждение, смышл…ый ученик, стрел…ый воробей, подстрел…ая утка, пуг…ая ворона, непуг…ый зверь, кож…ыйтисн…ый переплет, тисн…ый золотом переплет, краш….ые перила, некраш…ая мебель,
неслых…ое явление, невид…ое бедствие, нежда…ый гость, дубл…ыйполушубок,погаш…ыйсвет,гаш…ая и негаш…ая известь, туш…ое в печке мясо.
В)
Пута…ый ответ, запута….ое дело, большой пута..ик, запута…ость мыслей, воспита….ицы детдома, труж…ники полей, избра…ики народа.
Г)
Войска были сосредоточ….ны у переправы. Бойцы были молчаливы и сосредоточ…ны. Аудитория была взволнова…а выступлением докладчицы.. Девушка была весела и взволнова….а. Дети воспита…ы в уважении к труду. Они аккуратны и воспита…ы. Сегодня учащиеся были довольно рассея…ы. ответы их весьма сбивчивы и пута…ы
2. Проверьте правильность выполнения по ключу
Если все верно, вы готовы к контрольной работе и можете быть консультантом. Возникли затруднения – обратитесь к учителю и получите индивидуальную консультацию и задание.
КЛЮЧИ
Диктант
Через десять минут въехал он (Дубровский) на двор. Он смотрел вокруг с неожиданным волнением. Двенадцать лет не видел он своей родины. Зеленые березки, которые при нем только что были посажены у деревянного забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, всегда выметенная, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Смышленые собаки было залаяли на непрошеных гостей, но, мгновенно узнав румяного Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Взволнованная дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина, известного своей избалованностью, с шумными и путаными изъявлениями радости.
Насилу мог он продраться сквозь их растерянную толпу и вбежал на ветхое , но крашеное крыльцо.
№1.2
Батальонный, юный, зеленый, серебряный, кожаный, полотняный, деревянный, конопляный, песчаный, утренний, родственный, клюквенный, авиационный, лебединый, деревянный, коллекционный, ветреный.
№1.4
Старинная гравюра, лиственное дерево, традиционная встреча, лебединая стая, румяное лицо, оловянный солдатик, серебряные украшения, ветреный человек, ветряная мельница
№2.2
1)Скошенные травы, кошеные травы, кошенные утром травы, нескошенные утром травы;
2) Тканая скатерть, вытканный ковер;
3) Стриженые волосы, подстриженные волосы, коротко стриженные волосы, коротко острижена;
4) Рваное пальто, изорванная обувь;
5) Писанная в течение года работа, неписаные законы;
6) Непрошеные посетители, опрошенные свидетели, данные запрошены;
7) Вымощенная дорога, мощеная дорога, улица вымощена;
8) Асфальтированная площадка, иллюстрированный журнал, балованные дети, избалованный ребенок, дочка избалована родителями, фасованные продукты, кованая лошадь;
9) Воспитанная, образованная девушка; девушка воспитана, образованна.
№2.4
Окрашенный, вооруженный, взволнованный, овеянный, кованый, пересеченный, вязаный, жареный, законченный, нечаянный, решена, увлечена, мороженый, замороженный, нечитаный, взволнованны (выпускники) образована (группа)
№3.2
Немедленно---немедленный; легкомысленно-----легкомысленный;
властно---властный; неожиданно---неожиданный; вдохновенно--вдохновенный; сокровенно---сокровенный; осознанно--осознанный;
явственно---явственный; крупно--крупный; неустанно---неустанный.
№3.4
А) Конференция проходила организованно;
Б) Выступление каждого было всесторонне обдуманно;
В) На улице ветрено;
Г) Девушка одета роскошно;
Д) Она это сделала нечаянно.
№4.4
Организованный----организованность,
смышленый ----смышленость,
согласованный----согласованность,
таможенный----таможенник,
ветреный----ветреник,
вареный----вареник,
изгнанный----изгнанник,
избалованный----избалованность,
нефтяной----нефтяник,
дружинный----дружинник,
рябинный---- рябинник,
гостиничный----гостиница
Учебный блок №5
А)
1. В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
2.В каждом дому под кровлей в нитяной клетке висит перепел.
3. Сосновка и Вавиловка были наследственной вотчиной Обломовых.
4. Забота о пище была первой и главной жизненной заботой в Обломовке.
5. Все жило такой полной, муравьиной, такой заметной жизнью.
6. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти.
7. Они никогда не смущали себя туманными, умственными или нравственными вопросами.
8. Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами. ( И. А. Гончаров)
Б)
Поношенный костюм, ношеные вещи, растерянный вид, отвлеченное рассуждение, смышленый ученик, стреляный воробей, подстреленная утка, пуганая ворона, непуганый зверь, кожаный тисненый переплет, тисненный золотом переплет, крашеные перила, некрашеная мебель, неслыханное явление, невиданное бедствие, нежданный гость, дубленый полушубок, погашенный свет, гашеная и негашеная известь, тушенное в печке мясо.
В)
Путаный ответ, запутанное дело, большой путаник, запутанность мыслей.
воспитанницы детдома, труженики полей, избранники народа.
Г)
Войска были сосредоточены у переправы. Бойцы были молчаливы и сосредоточены. Аудитория была взволнована выступлением докладчицы.
Девушка была весела и взволнованна. Дети воспитаны в уважении к труду.
Они аккуратны и воспитанны. Сегодня учащиеся были довольно рассеянны.
Ответы их весьма сбивчивы и путаны.
III.Рефлексия
Считаете ли себя подготовленными к контрольной работе?
Какой этап работы вызывает наибольшие затруднения?
Дает ли какие-либо преимущества данный вид работы?
Мы считаем, что Дальтон-план способствует развитию индивидуальности учащегося, успешному выполнению учебной программы, предупреждению неуспеваемости, развитию самостоятельности мышления, формированию личностных качеств, познавательных УУД.
Следует отметить ограничения в использовании Дальтон-технологии:
1) материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя – стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытых кабинеты с наглядными пособия;
2) организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода их класса и т.п.;
3) готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы :создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как гомогенных, так и гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное – часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика;
4) недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;
5) большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
Переход к новой образовательной парадигме является стратегическим направлением в модернизации образования. Одной из доминирующих тенденций в методике преподавания русского языка является внедрение инновационных личностно-ориентированных технологий, к ним относится и Дальтон-план. Данная технология постоянно изменяется в зависимости от требований общества, но главной остается идея индивидуализации и самоконтроля учащихся. Трансформация Дальтон-плана предусматривает все большее внимание к процессу креативного планирования учебной деятельности и учителем, и самими учащимися.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что обучение русскому языку и литературе в условиях применения Дальтон-технологии содействует наиболее эффективному усвоению учебного материала по русскому языку, литературе, успешному выполнению учебных программ; повышению учебной мотивации и развитию познавательных интересов в области русского языка и литературы, развитию самостоятельности лингвистического мышления, формированию личных качеств учащихся. В целом использование Дальтон-плана способствует повышению качества обучения русскому языку и литературе,развитию личности учащихся.
Использованная литература
Гусева Е.Ю. Дальтон-план как инновационный подход к преподаванию русского языка // «Наука и школа», 2014. - №6. – С. 38-39.
Жигалова, М. П. Современные педагогические технологии. // Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе. Ч. 1 - Брест, 2002.
Захарова, С. Н. Инновационные технологии и активные методы обучения //«Наука и школа», № 1, 2005.
Ефимова, Г. К. Исследовательский метод на уроках русской литературы // Русский язык и литература № 3, 2000.
Интернет-ресурсы.