Изучение частей речи с помощью методического пособия Острова


Автор: Галимова Эльвира Фоатовна, 43года
учитель начальных классов, дефектолог 3 класс
место работы: «Набережночелнинская школа №88 для детей с ОВЗ»
ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ОСТРОВА»
Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. Согласно программам к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать главные части речи.
При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление.
Поэтому необходимо найти условия, при которых изучение морфологии в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Одним из условий, обеспечивающим эффективное усвоение этих понятий является:
Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.
Более эффективным, как убеждает обобщение школьного опыта и специальные исследования Л.В. Занкова, Ю.Н. Бабанского и др., являются поисковые методы; в начальных классах - частично-поисковый.
Методическое пособие «Острова» позволяет организовать работу по подготовке детей к изучению частей речи через ситуацию поиска, помогает детям самостоятельно вывести правила, определения, что исключает механического запоминания.
Методическое пособие «Острова» делается из 4-6 листов ватмана или клеёнки соответствующих размеров. На ней гуашью разного цвета рисуются острова, между ними вода. Наверху, ближе к левому краю, пишется только слово КАРТА, чтобы потом, позже можно было дописать её название « Карта частей речи». Самые крупные – это Жёлтый остров, Зелёный и Голубой остров, остальные поменьше – это Светло-зелёный остров, Фиолетовый, Розовый, Коричневый остров, Светло-коричневый, Синий, Оранжевый остров, Красный и Серый остров. Каждый остров обозначает одну из частей речи. (ФОТОГРАФИЯ)

Первый этап работы. Урок 1. Знакомство с Картой Островов
Сначала учитель с детьми рассматривает глобус: океаны, моря, реки, землю (проговаривая, что большая территория – это материки, а небольшая территория земли, окруженная водой, это ОСТРОВ). Затем. Рассматривание разных карт мира: политической, физической, зоологической. Дети находят океаны, моря и острова. При рассматривании зоологической карты обсуждается, какие животные живут на островах. Знакомятся с названиями некоторых островов.
А потом рассматривание карты частей речи. Сначала слово КАРТА прикрыто листом бумаги. Педагог беседует с детьми.
- Как вы думаете, что это такое? (вопрос задается о новой карте)
- Что вы тут видите?
- Острова одинаковые или разные? А как они называются?- Каждый остров имеет свое имя. Я вам скажу. Это Жёлтый остров, это Зелёный остров.
Затем дети понимают ситуацию и начинают называть острова сами по указанию на них взрослого.
- Значит, у нас карта, на которой изображены море и острова.
(Взрослый открывает слово КАРТА)
Сопоставление разных карт.
Проводится беседа по разным картам. В ходе беседы выясняется кто живет на этих картах и кто будет жить на их новой карте.
- Какие слова вы знаете?
Каждый ребёнок называет хотя бы одно слово, и некоторые из них записываются на доске.
- А цифры вы знаете? Запишите на доске.
- А какие буквы вы знаете? Запишите на доске.
- На этих островах цифры и буквы не живут, а живут только слова.
«Заселение» островов.
А) «Заселение» взрослым.
- Все острова у нас разные и слова на них живут тоже разные.
- На Жёлтом острове живёт слово …ОКНО (слово записывается на остров). А ещё - слово ДЕЛЬФИН. И ещё много-много слов живёт на Жёлтом острове, их вы потом назовёте сами.
(Таким образом, в качестве образца сразу предлагаются одушевленные и неодушевленные существительные. Позже нужно включить и имена собственные).- На Зелёном острове живёт слово ЧИТАЕТ. Ещё слова ЕСТ, СТРОИТ. Другие слова вы скажете потом.
- На Синем острове живёт слово СЕМЬ и другие слова.
- На Светло-зелёном острове живут слова НАВЕРХУ, БЫСТРО, ХОРОШО и другие.
- На Голубом острове живут слова ДОБРАЯ, СЛАДКОЕ, ВЫСОКИЙ и другие.
- На Оранжевом острове живут слова МОЙ, ОНА и другие.
- На Фиолетовом острове живут слова И, А и другие.
- На Сером острове живут слова ПОД, ОКОЛО и другие.
- На Красном острове живёт слово АУ и другие.
- На Розовом острове живёт слово НЕ и другие слова.
Б) «Заселение» островов детьми.
Детям предлагается выбрать понравившийся остров и самостоятельно «заселить» на него слово. Ученики по одному выходят к карте и дают полное высказывание, например: «Я думаю, на Зелёном острове живёт слово ...» Остальные учащиеся слушают каждого и выражают своё отношение – согласие или несогласие. Педагог одобряет мысль ребенка или исправляет его, но при этом не употребляет слова «НЕТ» и «неправильно». Педагог просто говорит: «Слово … живёт на Голубом острове». Дети записывают слова на острова.
Подводится итог урока.
Ситуация поиска обусловливает заинтересованность детей в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Учитель не дает готового решения вопроса, а включает детей в активную учебную деятельность, предлагая последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения. Такая работа, с помощью методического пособия «Острова» позволяет конкретизировать, осознать и наполнять смыслом определения для каждой отдельной части речи.