Рабочая программа курса «Искусство» (изобразительное искусство) для 1 класса


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИСКУССТВО» (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО) ДЛЯ 1 КЛАССА
Учебно-тематическое планирование
Класс: 1 - б
Учитель: Гараева Р.Х.
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час.
Итоговая работа: тест
Учебник :Т.Я.Шпикалова; Изобразительное искусство и художественный труд . 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2013г.
Пояснительная записка
Цели и задачи
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 6 октября 2009года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования.,- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 15 августа 2013 года);
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программой Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».
Содержание курса
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч.)
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.
Живопись. Живописные материалы. Цвет — основа языка живописи.
Жанр пейзажа. Изображение природы разных географических широт.
Виды художественной деятельности в изобразительном искусстве: живопись и декоративно-прикладное искусство.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.
Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Образы природы и человека в живописи.
Композиция.
Эмоциональные возможности цвета.
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи.
Природные формы в декоративно-прикладном искусстве.
Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Форма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета.
Расположение предметов в натюрморте.
Главное и второстепенное в композиции.
Композиционный центр.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве
Элементарные приёмы композиции на плоскости.

Любуйся узорами красавицы зимы(9ч)
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человека в традиционной культуре
промыслов в России (с учётом местных условий).
Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Силуэт. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.
Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний.
Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асимметрия.
Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Образы архитектуры в декоративно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.) Традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе
Радуйся многоцветью весны и лета (16ч.)
Образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.
Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях.
Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (С учётом местных условий).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Выразительность объёмных композиций.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт.
Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.
Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов.
Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран.
При изучении курса используются материалы национально – регионального компонента
1.Восхитись красотой нарядной осени:
- красота родного края в произведениях художников;
- выставка фотографий, рисунков «Моя Родина».
- орнаменты народных мастеров.
2.Любуйся узорами красавицы зимы:
- татарский национальный орнамент;
3.Радуйся многоцветью весны и лета:
- красота весенней природы в произведениях писателей и художников Татарстана
Планирование основных разделов учебного материала.
Тема раздела
Количество часов
Восхитись красотой нарядной осени 8 ч.
Любуйся узорами красавицы зимы 9 ч.
Радуйся многоцветью весны и лета 16 ч.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств информации и коммуникативных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных средств поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение с практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Календарно-тематическое планирование

урока Тема и элементы содержания урока
Характеристика деятельности учащихся Дата
План. Факт.
Восхитись красотой нарядной осени 8 1 Какого цвета осень. Живая природа:
цвет. Пейзаж в живописи
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Живописные материалы. Цвет — основа языка живописи.
Жанр пейзажа. Изображение природы разных географических широт. 1
Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях
поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.
Объяснять смысл понятий изобразительное искусство,
живопись, пейзаж, художественный образ.
Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы.
Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения природы в отечественной пейзажной живописи и литературе, художественных средств
выразительности в создании картины природы на полотне
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать изображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и
изображать с помощью линий деревья согласно художественно-дидактической таблице.
Работать по художественно-дидактической таблице «Памятка», сверять с ней свои знания о материалах живописи при выполнении творческого задания.
Устно описывать замысел своей творческой композиции «Золотая осень» перед началом работы. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Изображать по памяти, по воображению картину «Золотая осень», используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в ней своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи
Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Готовить итоговый проект 06.09 2 Твой осенний букет. Декоративная
Композиция.
Виды художественной деятельности в изобразительном искусстве: живопись и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.
1 Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Определять, из каких простых элементов составлены их композиции.
Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.
Сравнивать декоративные и живописные изображения родной природы, находить общее и различное. Определять, какие художественные изображения составлены из природных и рукотворных материалов.
Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей декоративных композиций, посвящённых осенней природе.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать порядок и приёмы выполнения декоративного изображения осеннего букета с помощью отпечатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарников).
Устно описывать замысел композиции своего осеннего букета и выбирать материалы для её выполнения.
Сверять последовательность своих действий при выполнении творческой работы с художественно-дидактической таблицей. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы (листьев) или способом аппликации из осенних листьев и выражать в ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка декоративно-прикладного искусства.
Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 13.09 3 Осенние перемены вприроде. Пейзаж: композиция, пространство, планы
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Образы природы и человека в живописи.
Эмоциональные возможности цвета. Элементарные приёмы композиции на плоскости. 1 осеннюю природу при разных погодных условиях. Различать характерные признаки изменений в осенней природе, сопоставлять их с художественными изображениями на картинах художников и в стихотворениях поэтов и русских народных пословицах.
Сравнивать живописные произведения и выявлять цветовую гамму разных состояний природы и приёмы изображения. Находить общее и различное в изображении родной природы в разную погоду и в передаче изменчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах отечественных художников.
Участвовать в обсуждении различных средств живописи, используемых живописцем для создания выразительных образов природы, её эмоциональных состояний при разной погоде, приёмов композиции.
Анализировать изображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость характера изображения от формы (вида), размера и направления мазка. Кистью и красками наносить удлинённые и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева.
Выполнять упражнение на повтор приёма раздельного мазка. Изображать по памяти, по представлению осеннюю природу с помощью раздельного мазка и используя элементарные приёмы композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка живописи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 20.09 4 В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление
с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). 1 Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, запечатлевших образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Различать разнообразные формы в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи.
Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство.
Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия.
Участвовать в обсуждении характерных признаков ветки рябины и отличия её декоративного изображения (условность формы, цвета, расположение на поверхности художественной вещи) от живописного.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать приёмы изображения рябины, выполненного раздельным мазком и печаткой-тычком, и порядок выполнения этим приёмом изображения рябиновых листьев и ягод.
Решать, какие по виду (форме) раздельные мазки подойдут для изображения ягод и листьев (точечные, вытянутые, дугообразные). Изображать кистью и красками ягоды рябины с помощью печатки. Рисовать декоративную композицию нарядной осенней ветки рябины и выражать в творческой работе своё отношение к красоте рябиновых веток средствами декоративной композиции.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 27.09
5 Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция
Форма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета.
Расположение предметов в натюрморте.
Главное и второстепенное в композиции.
Композиционный центр. 1 Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и даров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев.
Объяснять значение понятия натюрморт.
Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них. Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него.
Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи цветом формы и фактуры осенних плодов в натюрморте.
Рисовать по памяти, по представлению натюрморт «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору). Отбирать для изображения в нём разные по размерам, форме, цветовой окраске хлебные изделия, выделять цветом главный предмет и определять его месторасположение в композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 04.10 6 В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) 1 Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева).
Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их.
Участвовать в обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.
Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 11.10
7 Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. 1 Характеризовать художественные изделия, выполненные мастерами из Хохломы, узнавать их своеобразный узор и называть его элементы. Высказывать свои впечатления от восприятия хохломских изделий.
Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.
Участвовать в обсуждении традиций хохломской росписи изделий из дерева; построения хохломского узора, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия.
Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера. Анализировать хохломской узор: цветовую гамму, порядок чередования элементов (волнистый основной стебель, упругие завитки травинок, одинаковые группы ягод), место расположения элементов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листочки» — на гребне волны). Повторять за народным мастером хохломской узор, сверять свои действия с таблицей.
Составлять свою композицию узора на основе волнистого стебля для украшения хохломской ложки, ковша и рисовать её. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях 18.10 8
Наши достижения. Что я знаю и могу.
Наш проект.
Творческое задание — проект-инсталляция с использованием работ, созданных в первой четверти. 1
Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение первой четверти и давать им оценку.
Участвовать в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами.
Выполнять творческое задание в малых группах согласно поставленной задаче:
_ составить и оформить коллективную композицию пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажистов;
_ создать композицию поляны из осенних листьев, подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в группе лесников;
_ составить коллективную композицию панно «Осенний букет» из работ одноклассников, выполненных приёмом печатания с готовых форм (листьев), украсить букет рисунками веток с гроздьями рябины в группе флористов;
_ расписывать тарелочки для фруктов и овощей по мотивам травного хохломского узора в группе народных мастеров;
_ вылепить из пластилина овощи, фрукты, которые первоклассники изображали в натюрмортах, и разместить их на узорных тарелочках в группе скульпторов.
Выполнять творческую задачу, стоящую перед каждой группой и всем коллективом.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждать и оценивать результат коллективной работы 25.10
Любуйся узорами красавицы зимы 9 9 О чём поведал каргопольский узор.
Орнамент народов России.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. 1
Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и храмовых построек в городе. Выявлять художественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки, сходство её формы с монументальностью здания храма и высказывать своё отношение к творениям народных мастеров из Каргополя.
Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой.
Участвовать в обсуждении особой монолитной объёмной формы каргопольской игрушки, древних знаков-символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи.
Повторять элементы каргопольского узора (знаки-символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Использовать палитру каргопольского узора. Выражать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 01.11
10 В гостях у народной мастерицы
У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. 1 Рассматривать каргопольские глиняные игрушки. Объяснять смысл древних образов, воплощающих представления русского народа о добре и красоте. Узнавать геометрический узор и цветовую гамму каргопольских игрушек и отличать их по этим признакам от глиняных игрушек, изготовленных народными мастерами в других регионах России.
Участвовать в обсуждении взаимосвязей духовных ценностей русского крестьянина в народном искусстве и творчестве народной мастерицы У. Бабкиной
Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера: рассматривать порядок и приёмы лепки (примазывать отдельные части, делать налепы, заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из целого куска глины (пластилина). Соблюдать последовательность в работе. Отличать приёмы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины от других видов лепки глиняной игрушки.
Придумывать сказочного героя для своей глиняной игрушки. Рассказывать сказку в рисунках о своей глиняной игрушке. Рисовать своего придуманного героя или Полкана-богатыря. Лепить сказочную игрушку по своему рисунку и расписать её. Сверять свои действия на разных этапах лепки с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к каргопольской игрушке.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 15.11
11 Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. 1 Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Сравнивать изображение зимней природы в различных видах искусства с реальной природой. Определять, какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже.
Объяснять смысл понятия графика.
Сравнивать произведения разных художников-графиков и находить сходство и различия в изображении зимней природы.
Участвовать в обсуждении содержания и художественных выразительных средств графических пейзажей.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Выбирать по ней подходящие графические приёмы для создания своего образа зимнего дерева и использовать их на практике. Различать разнообразие штрихов, линий и рассматривать превращение художественных графических приёмов в художественное изображение разных деревьев (ель, могучий дуб, берёза и т. д.).
Выполнять упражнение по созданию образа зимнего дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных или спиральных линий.
Изображать по памяти, по представлению деревья в заснеженном лесу и выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы с использованием разнообразных линий.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 22.11
12 Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний
пейзаж в графике.
Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница визображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.
характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи.
1 Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определять своими словами главное в них.
Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики.
Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи.
Участвовать в обсуждении художественных приёмов живописи и графики, с помощью которых художники по-разному передали состояния природы в дневное, вечернее, ночное время суток, их загадочность, привлекательность.
Выбирать характер линий для создания образа зимнего дня и ночи и создавать графическими средствами выразительные образы природы в это время суток. Выявлять в композиции дневное и ночное изображение зимней природы. Подбирать цвета для изображения снегопада днём и ночью.
Дорисовать по памяти, по представлению чёрной и белой линиями заданную композицию зимнего пейзажа «День и ночь». Использовать приёмы рисования белой линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью графических приёмов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 29.11
13 Белоснежные узоры. Вологодские
кружева.
Рисунок. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асимметрия. 1 Рассматривать произведения графики и кружевное изделие. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к ним и к красоте зимней природы.
Сравнивать элементы кружева с объектами реальной природы и изображением их в произведениях графики, узнавать линии, разные по виду, и называть их, находить аналогии с художественными образами в поэзии.
Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм.
Участвовать в обсуждении характера линий (плавные, округлые, резкие или мягкие), которыми выполнены контуры узора в кружеве, приёмов построения кружевного орнамента, роли ритма и симметрии, их сходства и различия с линиями в графике.
Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера. Повторить за ним элементы вологодского кружевного узора. Приводить примеры на симметричное построение предметов и их узоров.
Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге с использованием элементов (по выбору): дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная королева. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью разнообразных белых линий.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 06.12
14 Цвета радуги в новогодних игрушках.
Декоративная композиция.
Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета. 1 Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узнавать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с помощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия.
Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи настроения праздника в декоративно-прикладном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости (ближе — дальше), пояснять свой ответ.
Решать, какие предметы войдут в собственную композицию, как их расположить в композиции (ближе —дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету.
Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику известными художественными приёмами и средствами выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Группировать произведения на основе общих признаков. Распределять их по классам.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях 13.12
15 По следам зимней сказки. Декоративная композиция.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Образы архитектуры в декоративно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. 1 Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров.
Сравнивать изображение зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений.
Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства о зиме и художественных выразительных средств создания сказочного образа построек в царстве волшебницы-зимы и Мороза-воеводы.
Работа по художественно-дидактическойтаблице «Выполнение рисунка архитектурной постройки».
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать постройки по размеру (высокое или приземистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрустальное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д.).Придумывать, каким будет жилище твоего сказочного героя. Подбирать с помощью таблицы состав его архитектурных элементов. Выбирать краски (тёмные, нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приёмы работы кистью (раздельный мазок, линия штрих, цветное пятно) в соответствии с замыслом (дворец, терем,избушка, хоромы). Рисовать дом, в котором живёт один из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п.). Выражать в творческой работе своё отношение к изображению образа зимнего дома для одного из сказочных персонажей.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 20.12
16 Зимние забавы. Сюжетная композиция.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. 1 Рассказывать о забавах, играх, в которые школьникам нравится играть зимой, использовать свой жизненный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэтических произведений. Высказывать суждение о понравившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстников.
Объяснять смысл понятия сюжет.
Участвовать в обсуждении содержания, особенностей
композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях.
Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».
Изображать человека в движении согласно замыслу.
Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 10.01
17 Наши достижения. Я умею. Я могу.
Наш проект.
Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.) Традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.1 Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им.
Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами.
Выполнять творческое задание.
Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом,
оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе:
_ создать коллективное панно «Я люблю тебя, Россия» с использованием рисунков одноклассников, в которых отражена зимняя природа родной земли, в группе художников-пейзажистов;
_ вылепить фигурки сказочных персонажей и украсить их по мотивам каргопольских узоров (импровизация) в группе игрушечных дел мастеров;
_ создать коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков натюрморта;
_ выполнить украшения (вырезанки-снежинки, новогодние персонажи, сказочные деревья) для окон в группе художников-дизайнеров.
Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из бумаги, использовать при этом разнообразные приёмы обработки бумаги.
Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой и всем коллективом согласно условиям.
Подводить итоги работы совместного творчества 17.01
Радуйся многоцветью весны и лета 16 18 Защитники земли Русской. Образ богатыря.
Образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые
в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. 1 Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.
Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное.
Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изображении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д.) в боевом снаряжении и движении.
Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно-поэтического творчества.
Работа по художественно-дидактической таблице «Доспехи русского воина-богатыря».
Работать по художественно-дидактической таблице.
Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей. 24.01
19
20 Открой секреты Дымки. Русская
глиняная игрушка.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (С учётом местных условий). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Выразительность объёмных композиций. 2 Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре.
Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»), находить в них общее и различное.
Участвовать в обсуждении художественного своеобразия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской глиняной игрушки (округлость, статность фигуры барыни, стройность коня, богатство оперения хвоста и элементов декора птицы).
Работать по художественно-дидактической таблице.
Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью, тычком, соблюдать последовательность в работе.
Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 31.01
07.02
21
22 Краски природы в наряде русской
красавицы. Народный костюм.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. 2 Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма.
Участвовать в обсуждении состава традиционного народного костюма северорусского сарафанного комплекса и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отличительных особенностей в крое и декоре.
Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё
эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 14.02
28.02 23 Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет. 1
Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы.
Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку.
Аргументировать ответ.
Участвовать в обсуждении выразительности цветовых сочетаний в передаче первых признаков весны в живописных пейзажах.
Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 07.03 24
25 Птицы — вестники весны. Декоративная композиция.
Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. 2 Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели» и произведение декоративно-прикладного искусства.
Определять своими словами их композицию и колорит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сравнивать изображение птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.
Участвовать в обсуждении своеобразия художественного решения образа весеннего прилёта птиц в живописном пейзаже и декоративной композиции, общего и различного в художественном строе произведений различных видов искусства.
Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 14.03
21.03
26 «У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. 1
Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни».
Сравнивать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером.
Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево.
Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы, формы в декоративную.
Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 04.04 27 О неразлучности доброты, красоты
и фантазии. Образ сказочного героя
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. 1 Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них.
Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека.
Участвовать в обсуждении образа коня как символа и слуги солнца в декоративно-прикладном и народном искусстве, средств художественной выразительности, используемых при создании образа сказочного, фантастического образа животного и при его реалистическом изображении.
Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 11.04 28
29 В царстве радуги-дуги. Основные
и составные цвета
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. 2 Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.
Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные.Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников.
Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п.). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое — в холодной, третье — в смешанной.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 18.04
25.04 30 Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Пейзажи разных географических
широт. Жанр натюрморта. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. 1 Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки.
Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция.
Объяснять смысл понятий цвет, оттенки.
Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в изображении весенней природы в произведениях искусства, способов получения оттенков, художественных приёмов, которые используют художники в создании реалистического и декоративного образа природы.
Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Определять место расположения главных и второстепенных героев в композиции. Выбирать художественные приёмы, техники и материалы согласно замыслу. Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов красками, полученными путём смешения с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности 02.05 31
32 Какого цвета страна родная. Пейзаж
в живописи.
Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран. 2 Рассматривать произведения художников-пейзажистов, отобразивших природу разных географических широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны.
Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников.
Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи.
Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года.
Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях 16.05 33 Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты.
Демонстрация и обсуждение достигнутыхрезультатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты(кисть, тычок), средства выразительности
(линия, цветовое пятно) в создании художественных образов. 2 Характеризовать произведения живописи разных жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Определять своими словами самое главное в них.
Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.Участвовать в обсуждении содержания произведений искусства, выявлять средства художественной выразительности, которые использует каждый автор, определять характер цветовой гаммы (тёплый или холодный), настроение, которое хотели передать художники. Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение третьей и четвёртой четвертей, анализировать их.
Участвовать в коллективной работе над проектами «Город мастеров».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче:
_ создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов;
_ составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков;
_ составить композицию-панно «Весенний букет» изработ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками в группе флористов;
_ составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина;
_вылепить
из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов;
_ составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма;
_ изготовить декоративные деревья по технологической карте и украсить их дымковскими узорами в группе дизайнеров ландшафта;
_ конструировать киоски для ярмарки по технологической карте в группе архитекторов и строителей.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к работе в коллективе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. Оценивать выполненную работу 23.05 Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать• значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика; • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;• основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;• основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;• эмоциональное значение теплых и холодных цветов;• особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;• название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;уметь• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;• применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;• передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;• составлять композиции с учетом замысла;• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно - прикладного искусства, к окружающему миру;
* выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
* проявления нравственно – эстетического отношения к родной природе, К Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
* проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда – своего и других людей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство и художественный труд . 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2013г.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, А.Н.Щирова, Р.Н.Макарова « Изобразительное искусство» творческая тетрадь. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2013г.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
Методические журналы по искусству;
Учебно – наглядные пособия.
Список литературы и ИКТ
Сборник рабочих программ. М.: «Просвещение». 2011г.
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства;
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:
http://perspektiva.ru/
http://www.it-n.ru/http://festival.1september.ru/
http://www.nachalka.com/http://www.4stupeni.ru/http://www.uroki.net/docnach.htmhttp://www.pedsovet.su/load/100http://www.openclass.ru/node/324