Доклад на тему«Блочно-модульного преподавания математики»

Оськина Н.Н.
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ
   
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:
целевой план действий;
банк информации;
методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
    Смысл модульной технологии состоит в то, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Минимальная единица учебного процесса не урок, а цикл уроков или модуль. Простая модель процесса обучения выглядит следующим образом:
 Тема, целевые ориентиры, обоснование необходимости изучаемой темы, связь с другими предметами.

            

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них - создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.
            Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика. Опишем процесс такого планирования.
            Сначала определяются цели для учащихся, т.е. устанавливается, кто хочет знать не более того, что требуется государственным стандартом, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступить в институт или просто хочет получить высокую оценку. После того как учащиеся определились со своими целями, учитель выстраивает свое целеполагание, определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся.
            Исходя из целей, проектируется итоговая диагностика. Она создается с учетом уровненной дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходим
На основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбирается предметное содержание (объяснения и задания из учебника, из дидактических материалов и т.д.).
            На основе отобранного содержания выстраивается логика изучения темы (поурочное планирование), определяются время и место промежуточного и итоговой диагностик и учебной коррекции. Для каждого урока определяются микроцели учащихся и приемы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.
 В результате описанного процесса учитель создает:
логическую структуру уроков с промежуточной диагностикой;
разноуровневые материалы для диагностики знаний учащихся;
дидактический материал ко всем урокам.
             Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельностью, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Примером показа модульного обучения в теме «Показательная функция»
 
Тема: “ ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ”
 (6 уроков, из них 1 урок контрольная работа)
 Цели:
Познакомить учащихся с показательной функцией.
Научить решать показательные уравнения, неравенства с опорой на свойства показательной функции.
Развивать в ходе решения задач творческую и прикладную стороны мышления.
Применять уровневую дифференциацию учить детей самостоятельно выбирать уровень подготовки своих знаний.
 
ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕМЫ
Урок-лекция с опорным конспектом.
Урок решения обучающих задач на построение графиков. На этом уроке дается домашнее задание по всей теме.
Урок-зачет по проверке знаний теории.
Урок-консультация (решение задач из домашней работы, которые вызвали затруднения)
Решение ключевых задач и задач продвинутого уровня (в конце урока самостоятельная работа по домашним заданиям).
Урок-семинар по теме.
Разноуровневая контрольная работа.
 Урок первый.
 Лекция с опорным конспектом.

 Урок второй.
 Решение обучающих задач на построение графиков показательной функции. 
Цели: способствовать отработке навыков в построении графиков и применении основных свойств показательной функции у = а (где а> 0, а1).
 Урок третий.
 Зачет по теме “Показательная функция”.
 Цели: проверить знания учащихся по теме: “Показательная функция”.
 Урок четвертый.
Урок-консультация, в ходе которого учащиеся выясняют вопросы, вызвавшие затруднения, из домашнего задания.
 Цели: способствовать выработке у учащихся умению пользоваться дополнительной литературой, умению адекватно оценивать свои знания.
 Урок пятый.
 Решение ключевых задач и задач продвинутого уровня. 
Цели: отрабатывать навыки в решении более сложных уравнений и неравенств.
Урок шестой.
 Урок-семинар по теме “Показательная функция”.
 На подготовку к семинару отводится 3-4 дня. Группа разбивается на 5 групп, каждая
из которых получает одно из 5 заданий, перечисленных в плане семинара.
            Каждая группа при подготовке к семинару прорабатывает соответствующие разделы учебника и лекции, а также используют дополнительную литературу, получают консультации учителя.
Урок седьмой.
 Контрольная работа по теме: “ Показательная функция”.
 
Цели: проверить знания учащихся по данной теме.

Рисунок 1Рисунок 315