Урок математики с элементами экономики в обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Урок математики с элементами экономики в обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Гарипова А.А., учитель математики 1 кв.к.
ГКОУ СО Криулинская СКОШИ
Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Нередко дети переносят в свою жизнь негативный опыт своих родителей. Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ОВЗ готовит обучающихся к адекватному восприятию действительности и преодолению экономических трудностей. Предмет математика является необходимой частью подготовки обучающихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека.
Каждый выпускник сталкивается со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение товара в кредит и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся, их интеграции в общество.
Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок провожу таким образом, что обучающийся не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают урок более практичным. При этом выделяются дополнительные задачи уроков: раскрывается экономическая суть вопросов быта, сельского хозяйства, сферы торговых отношений; формируются экономические понятия; обогащается и активизируется словарный запас; происходит имитация включения в самостоятельную жизнь; моделируется трудовая деятельность; происходит начальный этап социализации.
В активный словарь обучающихся ввожу такие понятия, как: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». С каждым из этих понятий составляется задача, например, определить расход электроэнергии и её стоимость по следующим показаниями счётчика (записать число, полученное при измерении двумя единицами стоимости в виде десятичной дроби). Задача формируется в соответствии с формой квитанции, заполняемой при платежах за электроэнергию.
Месяц: декабрь 2014 год - показания: 8336 Кв/ч. Месяц: январь 2015 год - показания 8390 Кв/ч. Определить сумму платежа, если в квартире зарегистрирован 1 человек, социальная норма потребления – 50 кв/ч, стоимость электроэнергии по социальной норме – 2 руб. 10 к., сверх социальной нормы – 2 руб. 80 к.
Решение:
Чему равен расход за месяц? 8390 - 8336 = 54 кв/ч
Чему равна оплата по социальной норме: 50 2,10 = 105 рублей.
Сколько потрачено сверх социальной нормы? 54 – 50 = 4 кв/ч
Чему равна оплата за электроэнергию, потраченную сверх социальной нормы? 4 2,80 = 11,20 рублей
Чему равна сумма платежа за месяц? 105 + 11,20 = 116,20
Ответ: сумма платежа равна 116 р. 20 к.
Для обучающихся с другими психофизическими и интеллектуальными возможностями подбираются задачи с меньшим количеством действий, но также имеющих характер социально-бытовых задач, например, совершение 3-4 покупок в магазине, или определение размера совокупного дохода семьи при разном количестве работающих. При решении таких задач обучающиеся с ОВЗ проявляют большую заинтересованность, появляется дополнительная мотивация к изучению предмета.
При формировании межпредметных связей я ссылаюсь на уроки домоводства и профильного труда, поскольку предмет «экономика» в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ не изучается. Интеграция расширяет сферы получаемой информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения.
Введение элементов экономики в обучение обучающихся с ОВЗ при решении задач на уроках математики помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени обеспечивает их жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. С помощью предметно-практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение.
Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят обучающихся к самостоятельной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. М.ВАКО, 2007.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. 4-е издание. М.2001.
3. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. Учебно-методическое пособие. М.2004.