Разработка тренинга с родителями на тему Методы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями развития


ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Тема: «Методы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями».
Дата проведения:
Время проведения: 10.00 ч.
Место проведения: КГУ КППК Глубоковского района управления образования ВКО
Литература по теме:
1. «Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями в развитии» методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей сост. Болонина В.В., г.о. Новокуйбышевск,, 2009 г.
2. Мулюкина Е. Игры с прищепками, или как организовать домашние занятия с ребенком по методике Монтессори? // http://igrushka.kz/vip68 igrpri.php.
3. Педагогика Монтессори: Монтессори материал, школа для малышей
4. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. статья «Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», журнал «Дефектология» №2, 2010 г.
План-конспект тренинга
Цель: обучить родителей приемам и методам коррекционного обучения детей с различными нарушениями в развитии в домашних условиях.
Задачи:
Создание доброжелательных, дружеских отношений в команде между родителями и педагогами.
Создать условия для самообразования, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах.
Ознакомить родителей с различными методами и приемами коррекционного обучения.
Учить анализировать собственные успехи и недостатки, делать выводы.
Наглядные пособия: презентация «Методы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями, книжки-буклеты «Методика Монтессори»
Оборудование: солнце и его лучики с положительными качествами человека, покрывало, ящик с различными кусочками ткани, 6 стаканчиков с различными шумовыми шкалами.
Структура тренинга:
1.Упражнение «Солнышко» - на лучиках солнца написаны хорошие качества личности человека: добрый, трудолюбивый, умный, терпеливый, отзывчивый, внимательный, доброжелательный, ласковый, любящий, гуманный, толерантный, обаятельный, справедливый, общительный, добропорядочный, понимающий, открытый, бескорыстный, оптимистичный, уравновешенный При входе ведущие каждому участнику вручают лучик солнца со словами «Я дарю вам этот лучик солнца».
Участники рассаживаются на стулья, расставленные по кругу. В центре садятся ведущие.
Ведущие: Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге по теме «Методы коррекционно-развивающего обучения детей». Сегодня мы ознакомимся с методикой Монтессори, научимся организовывать игры с нашими детьми и немного отдохнем, отвлечемся от забот.
Хотелось бы, чтобы мы сейчас поделились теплом друг с другом и создали в нашей команде дружественную и добрую обстановку. Здесь в центре на голубом, чистом небосводе поселилось наше солнышко. Как Вы думаете, чего ему не хватает? Да, верно, не хватает золотых добрых лучей. Давайте украсим наше солнце своими лучами.
Одна из ведущих дарит свой лучик, украшая солнце, читая качество человека, написанное на его лучике: «я ИМЯ…. (добрая, отзывчивая и т.п) и делюсь с вами своей (добротой, отзывчивостью ….). Остальные по кругу продолжают.
Ведущие: Полюбуйтесь, как преобразилось наше солнце! Нравится оно вам сейчас? Пусть это солнце согревает наши души, наши сердца всегда!!!нимательная, доброжелательная, ласковая, любящая, гуманная, толерантная, обоятельная,
Упражнение «Плот».
Под лучами нашего нежного, пригревающего солнышка мы отправимся в путешествие на плоту. Для успеха команды необходимо что? (поддержка, взаимовыручка).
Описание игры: все участники становятся на покрывало. Задача: необходимо перевернуть покрывало на обратную сторону, не сходя с него, договариваясь между собой о совершаемых действиях.
- Что испытывали во время игры?
- Как Вы считаете, на что направлена эта игра, что развивает в нас и детях?
- Можно ли в эту игру поиграть дома всей семьей? (если нет, почему?)
Спасибо всем участникам команды!!!
3. Ознакомление с теорией.
3.1. Презентация.
Определение «коррекционно-развивающее обучение».
Определение «методы коррекционно-развивающего обучения».
Методы КРО.Методика Монтессори.
3.2. Беседа «Привлечение внимания».
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотимчувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.
Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. А ведь и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя.
Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? Когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет!
Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!" - вот что усвоил ребенок. "Сердитое" внимание лучше никакого.
Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой форме, когда он в этом нуждается.
Внимание - базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?Вопрос к участникам: "Как вы думаете, можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания?" (Ответ: после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку).
4. Практическая работа с родителями.
А теперь давайте проверим - какие мы внимательные.
4.1. Игра на внимание «Опиши внешность» - два человека садятся спиной ко всем, участники называют любого человека. Задача игроков: описать внешность названных людей.
Выводы по упражнению:
- Понравилось вам упражнение?
- Легко ли вы справились с ним?
- Что вызвало затруднения?
Часто, общаясь с людьми и даже родными, у нас не хватает времени заметить изменения в их внешности, поведении. Давайте будем внимательны друг к другу, говорить комплименты, замечать даже очень мелкую победу наших родных и детей в особенности!
4.2. Работа с упражнениями по методике Монтессори.
Для того, чтобы количество «маленьких побед» ваших детей увеличивалось, разработано множество методик по развитию внимания, мыслительных процессов, восприятия, памяти. С одной из них мы сегодня уже немного ознакомились – методика Монтессори. А теперь мы предлагаем вам «проиграть» самим некоторые упражнения из данной методики.
Для этого мы разделимся на две группы. Каждая получает карточку с названием упражнения, необходимое оборудование для его проведения.
Задание: нужно подготовить и провести данное группе упражнение с участником из другой команды. Можно подготовить несколько вариантов проведения данного упражнения.
1 группа: «Ящик с кусочками ткани»: в ящике находится некоторое количество кусочков тканей, одинаковых попарно. Они отличаются по качеству ткани, по цвету или по рисунку. Повязка на глаза.
2 группа: «Шумящие баночки»: 6 баночек с разными шумовыми шкалами: Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. 3 коробочки имеют красные и 3 – голубые крышки. Каждая баночка с красной крышкой идентична некоторой баночке с голубой крышкой.
Время на подготовку: 7-10 минут.
4.3. Проведение упражнений, обсуждение.
- Какие еще варианты проведения данного упражнения Вы можете предложить?
- Что развивает данное упражнение?
- Как можно закрепить выработанные умения и навыки в быту?
При необходимости ведущие знакомят с другими вариантами проведения упражнений.
Вместе: «Ящик с кусочками ткани»:
Прямая цель: развитие осязания.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель берет кусочки тканей из ящика и кладет их на стол, попарно упорядочивая. Он кладет перед ребенком две пары сильно отличных друг от друга тканей, берет поочередно кусочки в руку и ощупывает их большим и указательным пальцами. Предлагает ребенку поступить так же. Теперь он перемешивает кусочки, дает один из них в руки ребенку, ребенок должен его ощупать и выбрать такой же среди остальных кусочков. Постепенно одна за другой выводятся другие пары. Ткани также можно отличить визуально. Ребенок должен быстро выполнить упражнение с закрытыми глазами. Это приводит к лучшей концентрации на осязании.
Контроль над ошибками: через повторное сравнение кусочков тканей с помощью осязания и визуально.
Дальнейшие упражнения:
- ребенку предлагают сложить вместе пары тканей, похожих на ощупь;
- ребенок упорядочивает ткани по типу их тканья.
Устный урок: гладкая ткань - шершавая ткань, жесткая ткань - мягкая ткань, толстая ткань - тонкая ткань, грубой тканье - нежное тканье, рыхлое тканье - прочное тканье. Эти понятия сообщают на трехступенчатом уроке. Различение материалов, таких, как шелк, шерсть, хлопок и искусственное волокно.
Применение:
- ребенок исследует свойства тканей, из которых сшита его одежда (гладкая - шершавая, толстая - тонкая и т. д.);
- ребенок проверяет, из какого материала сшита его одежда;
- ребенок пытается определить свойства других текстильных вещей в комнате.
«Шумящие коробочки».
Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.
Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.
Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.
Дальнейшие упражнения:
- отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом;
- ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их.
Эту игру можно также провести как игру партнеров друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
Трехступенчатый урок.
1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"
2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"
3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче - самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громкостью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот".
Контроль над ошибками:
-построение ряда от громкого к тихому шуму;
-построение ряда от тихого к громкому шуму;
-построение ряда, начиная со среднего шума;
-в ряду две коробочки меняются местами друг с другом.
Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок.
Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате. Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; - коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд.
Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, трясет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!"
Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; - игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также через подражание. Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот шум или звук.
Буклеты с материалами по методике Монтессори. Мы подготовили для Вас книжки-буклеты с описанием упражнений из методики Монтессори для развития способностей вашего ребенка. Данные задания вы можете проигрывать с детьми в домашних условиях.
Заключительный этап тренинга:
Упражнение "Аплодисменты" по кругу. Мы хорошо поработали сегодня. Хотелось бы узнать Ваше мнение о проведенной работе.
- Узнали ли Вы сегодня что-то новое и интересное для себя и будете ли применять? (по желанию родители делятся своим мнением).
А теперь давайте поблагодарим друг друга за время, которое мы подарили сегодня нашей команде. Мне хочется вам предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее".
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д.