Занятие с элементами тренинга: Планета толерантность

Занятие с элементами тренинга «Планета толерантности»

Актуальность.
В последние годы, благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерика Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Вот некоторые из них:
воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели, которые содержат:
воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.




В связи с актуальностью данной проблемы разработан урок психологии для учащихся начальной и средней школы «Планета толерантности».
Практическая значимость урока состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся лицея толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать различия разных народностей проживающих в Поволжье и быть терпимыми друг к другу. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель урока: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, понимание культуры и обычай разных народностей. Приобретение опыта терпимости и уважения.

Задачи:
Воспитательные:
Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:
Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в Поволжье;
Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
Диагностика различий среди участников тренинга.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыкотерапии, работа в командах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: учащиеся 7-11 лет (ученики начальной или средней школы)
Материалы и оборудование:
помещение с расставленными стульями в круг;
мультимедийное оборудование, презентация;
CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - «Дружба», «Улыбка», «Ходит песенка по кругу», «Дети Земли», «Мир», «Подари улыбку миру», музыка для релаксации;
тексты стихов для участников тренинга –И.А.Федорова «Русский язык»
карточки с проблемными ситуациями для каждой команды;
Структура занятия:
1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;
3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.

При реализации урока психологии мы ждём от учащихся следующих результатов:
понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям, в людях разной национальности проживающим в Поволжье;
развития терпимости и уважения к разным религиям и вероисповеданиям, распространенным в Поволжье;
формирования эмоциональной отзывчивости среди учащихся лицея разной национальности;
умения взаимодействовать в парах, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
развития творческого потенциала


Для успешного и результативного проведения урока психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.












Ход проведения урока:

Первый этап
На экране презентация
1 СЛАЙД
Дети заходят в класс(зал) под музыку (песня «Мир» 002) и становятся в круг.
- здороваются друг с другом.
(садятся)
Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.

2 СЛАЙД
16 ноября – мы с вами отмечали Международный день толерантности. И говорили, что такое толерантность? Давайте еще раз вспомним, что такое толерантность?
(ответы детей)

3 СЛАЙД
Толерантность для Ульяновской области и вообще для России - нечто чрезвычайно важное, потому–что мы многонациональная, мультикультурная, многоконфессиональная страна. Народов в России насчитывается около 150 сотен. Они относятся почти к 20 языковым группам и исповедуют различные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм и т.д. Можно говорить о существовании в культуре нашей страны нескольких этнографических миров. К концу 19 - началу 20 века население края преимущественно было русским, проживало в сельской местности, было верующим и неукоснительно соблюдало православную (или мусульманскую) семейную и календарную обрядность.
И в нашем классе учатся ребята разной национальности. Мы все разные. Но для того, чтобы понять различия, надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?..
Дети: - С приветствия.

4 СЛАЙД
Игра «Давайте поздороваемся».
Мы с вами уже поприветствовали друг друга. Но сейчас мы поприветствуем по особенному. Я сейчас раздам вам приветствия на разных языках, чью речь можно услышать у нас в Поволжье. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля, и предлагаю всем вам под звучащую музыку поздороваться друг с другом на таком языке, который вам достался.
- Задание понятно?
Итак, начали
(звучит песня «Ходит песенка по кругу» в исп. Э.Хиля 003)
- У всех получилось? Интересно было?... Спасибо.

Второй этап

-В нашем родном крае мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.
- Ребята, а есть среди вас татары? А чуваши? А есть кто мордовской национальности? Может ли кто-то из вас произнести любую фразу на родном языке? Вы поняли друг-друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.
А теперь давайте послушаем ваших товарищей.

7 СЛАЙД

Есть слово такое хорошее - «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном!
Если хочешь судьбу переспорить,
8 СЛАЙДЫ
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он - переводчик. Он - проводник.
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык.
9 СЛАЙД
Тех, кто живут
в городах и селах...
Весь этот шумный,
задорный народ
Пусть соберется
в один хоровод.
Север планеты
пусть встретится с Югом,
Запад с Востоком,
а дети друг с другом!
- О ком это стихотворение?
Дети: - о людях разных национальностей проживающих у нас в Поволжье. И их объединяет русский язык.
- Да, действительно в нашем регионе проживает многонациональный народ. И у каждой национальности есть свои традиции и обычаи. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным культурам и вероисповеданиям. Быть терпимыми и толерантными к различиям.


10 СЛАЙД
Но обстановка в мире не всегда столь дружелюбная
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней.
11 СЛАЙД
Эти люди называются беженцами. Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. 12 12СЛАЙД
Друзья, вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде! Сегодня непростая обстановка в Украине. Где проживают люди разной национальности. Страдают и русские и татары, и чуваши и другие национальности. Жители Поволжья не стоят в стороне, потому что там проживают близкие, родственники, соратники, друзья. Жителям многонациональной Украине оказывается гуманитарная помощь. Мы должны приветствовать мир, и спокойствие всем людям разной национальности. Поддерживать и помогать другим. Сочувствовать друг другу и поддерживать мир среди людей разной национальности .

13 СЛАЙД
(звучит тихая спокойная музыка 004)
Давайте попробуем почувствовать друг друга, не смотря на то, что мы все разной национальности и вероисповедания Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла почувствуйте это постарайтесь запомнить это ощущение надолго, а теперь мысленно мы считаем до пяти и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.(конец музыки)

- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде?
Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности.



14 СЛАЙД
И если в нашей республике все народности, которые её населяют, будут жить дружно. То наш регион будет процветать и жить в нем будет очень комфортно и хорошо, будь ты немец, украинец или татарин. В Поволжье переплелись разные культуры, обычаи и традиции. Люди не смотря на то что они разной национальности отмечают совместно национальные праздники. Ну например «Масленица», «Сабантуй», «Кайрам байрам» и другие. И мы сегодня не нарушим традицию и тоже поиграем в игру, которая имеет аналоги и в русской культуре и в чувашской культуре, только называется по разному. Игра «БИП», на установление дружеских контактов, снятие барьеров.
14 СЛАЙД
- Ну что ж, давайте поиграем.
- Я приглашаю всех встать. Выбираю водящего. Завязываю ему глаза. Задача водящего на ощупь узнать всех своих товарищей, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Как только водящий справится с задачей, участник произносит «Бип»,на роль ведущего выбирается следующий участник. команды и так до тех пор, пока все не узнают друг друга. При нарушении (подглядывании и подсказках) участники удаляются.
Итак.начали
(звучит песня «Дружба» в исп. гр.Барбарики 001)

15СЛАЙД
Посмотрите на картинку, что вы видите? Какие они?

16 СЛАЙД
- Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

17-18 СЛАЙД
- Толерантность – это уважение к другому!

19 СЛАЙД
- А теперь давайте посмотрим на себя, сегодня мы узнали, что мы разной национальности, а какие мы в психологическом аспекте? Разные ли мы?

20 СЛАЙД
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится. Теперь все встаньте. Выйдите в центр. А сейчас присядьте те. Кто выбрал круг, затем квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг – вы доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все в одной республике, учимся в одной русской школе... и поэтому

21 СЛАЙД
- Не оценивайте людей на национальному признаку, а что? как вы думаете?

22 СЛАЙДЫ
Мы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разной национальности и у вас разные увлечения, кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Мы Россияне!


23 СЛАЙД
Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других

24 СЛАЙД
Практическое задание.
- Прошу участников тренинга разбиться на 4 команды. Каждой команде я даю задание, ваша задача обсудить в парах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант и озвучить его.
Даётся 4 минуты на выполнение этого задания.
(звучит музыка из к/ф «Усатый нянь»006)

25 СЛАЙД
Какой ты в школе?
1.В классе появился новенький, который говорить плохо по русски?
Для тебя это не важно
Ты будешь смеяться над его речевыми ошибками
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?

26 СЛАЙД
2. Ваш одноклассник одет на праздник в национальную одежду
Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
27 СЛАЙД
На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, оскорбляли друг друга из-за разной национальности. Началась драка...
Ты пытаешься разнять и примирить их.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ваш вариант ответа
Как вы поступите?

28 СЛАЙД
4.Как вы поступите в такой ситуации: звучит национальная музыка, а вам нужно под неё станцевать, но она вам не нравиться
Ты все-таки танцуешь под неё
Ты отказываешься танцевать, мотивируя тем. Что это музыка тебе не подходит, потому. Что ты не (напр. Грузин)
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?

Третий этап

29 -30 СЛАЙД
-Вы поняли, что такое толерантность?
Давайте, повторим все слова, которые составляют понятие толерантность. Я сейчас вам раздам чистые пазлы, а вы на них напишите слова, которые по вашему мнению означают понятие толерантность.

31 СЛАЙД
Уважение Доброта Сопереживание Дружба
Понимание Поддержка Терпимость

(звучит музыка песня «Дети Земли» в исп. Ансамбля002)

32 СЛАЙД
Проявлять толерантность это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

33 СЛАЙД
- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.
Будьте толерантны!
Спасибо всем! До новых встреч! (музыка001)




















13PAGE 15


13PAGE 14115




15