Урок для 2 класса «Приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел»

Тема урока: Приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, основанные на знании десятичного состава чисел.
Цель: продолжить работу над устными приемами вычислений в пределах 1000, решением задач
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с устным приемом сложения и вычитания, основанным на знании десятичного состава числа, продолжить работу над решением задач.
Развивающие:
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к уроку, дисциплинированность, аккуратность.
Оборудование: иллюстрация корабля, карта путешествия, иллюстрация ковра с отверстиями, мешки из картона с числами( 200, 30, 6), музыка к кинофильму «Дети капитана Гранта», музыка для релаксации.
Ход урока.
1.ОНУ.
На слайде появляется запись: Математика- гимнастика для ума. Математика – царица всех наук.
-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на такой вопрос: « Зачем же нам нужно изучать математику? Где в дальнейшем могут пригодиться знания этого предмета?»
2.Минутка чистописания. Звучит музыка к кинофильму «Дети капитана Гранта»
-На уроке мы отправимся в путешествие на старинном парусном корабле- каравелле по безбрежному океану. Нас ждут приключения, а также новая тема. (Слайд презентации, на котором изображение корабля, карта путешествия)
-Мы стоим в бухте «Чистописание» (слайд)
-Я думаю, вы сможете назвать тему урока, если разгадаете эту запись в бортовом журнале.
На доске написаны числа: 200 204 220 224
-Что могут означать эти числа? (глубина, координаты)
-Единицы какого разряда отсутствуют в 1, во 2, в 3 числе? Как изменяются числа?
-Итак, какая же тема урока? (Приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава числа)
-Запишите в свои бортовые журналы (тетради) эти числа. Заполняем свой журнал аккуратно, красиво.
-А ниже запишите дату (число) нашего путешествия.
3. Устный счет.
А)Чтобы попасть на корабль, мы должны узнать, сколько капитану лет.
-Из наибольшего двузначного числа вычтите 90, результат умножьте на 3, прибавьте 33 и разделите на 2. Результат покажите на веере цифр.
Б) Мы на корабле. Но что это? Вредные мыши прогрызли ковер, давайте починим его. Для этого нам надо решить примеры. (слайд)
48+12 36:9 81:9 67-38 90-27 20*3
4. Новый материал.
_Итак, в путь. Но капитан снова просит помощи у своей команды.
_Корабль старинный, на нем давно не совершали плавание, и в трюме оказалась пробоина. Нужно закрыть её и убрать течь.
На корабле есть 236 кг песка. Разложен песок в 3 мешка: 200кг, 30 кг, 6 кг. (показ на доске )
-Возьмем самый маленький мешок.
-Запишем в тетрадях наши действия:
-Какой пример получится?
236-6
-Как найти результат? (Дети , опираясь на показ учителя, объясняют решение этого примера)
-А теперь составим обратный пример.
230+6=236
-Этот мешок оказался для этого маленьким. Возьмем мешок, в котором 30 кг. Запишем пример. Ученик диктует пример и показывает на мешках, сколько осталось кг песка.
236-30=206. 206+36=236
-Но и этот мешок оказался маленьким для этой пробоины.
Возьмем 200 кг песка. Запишем пример:236-200
- Сделайте вывод. Как же мы находили результат записанных примеров? На что мы опирались?
5. Залив «Закрепление» (слайд)
- А теперь, давайте покажем капитану, что мы можем справиться с любыми испытаниями.
Дети решают примеры в учебнике.
1 и 2 столбик фронтально.
3 и 4 столбик самостоятельно.
Проверка.
-Сколько цифр понадобилось для записи 1 ответа? Какие?
Увеличьте на 1 результат 2-го примера.
- Какой ответ получился в следующем примере? Назовите предыдущее число.
-Единицы какого разряда отсутствуют в следующем примере?
6.Физкультминутка.
-Что можно сделать за 1 минуту?
-А мы постараемся хорошо отдохнуть. Сядьте на край стула, руки свободно положите на колени, закройте глаза и представьте , что вы на берегу моря. Звучит музыка для релаксации.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье
И становится понятно- расслабление приятно!
7.Мы продолжаем путешествие и на пути у нас «Мыс ошибок».
Странный листок я обнаружила в судовом журнале. На нем записаны таблицы. Но соленая океанская вода размыла чернила.(слайд)

А 46 68 57
В 34 32 18
А+В 80 92

- Как вы думаете, как восстановить запись?
- Как называется А? Как называется В? Как найти неизвестное слагаемое? Как найти сумму?
Дети заполняют таблицу, записывают в тетради примеры.
8. «Неизвестный остров» (слайд)
На пути у нас остров. На нем живут индейцы. Они предлагают нам решить задачу, в противном случае вождь индейцев Меткий глаз угрожает нам расправой. Но я думаю, до этого не дойдет.
-Прочитайте задачу.
-Что известно в задаче?
-Сколько времени мама едет на поезде? Сколько времени идет пешком?
-Что нужно узнать в задаче?
-Как вы предлагаете записать краткую запись? (Один ученик у доски)
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
-Запишите решение задачи самостоятельно.
-Проверка
-Как можно было записать решение выражением? А по-другому?
9. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
Мы подплываем к последнему пункту не нашей карте- острову «Земля Поэзии» (слайд)
-Что же нам необходимо было знать, чему научиться, чтобы совершить это путешествие?
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь!...

Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что вы заметьте -ка,
Капитанам помогает Арифметика!

-Чем запомниться вам это путешествие? Выставление оценок.
-Вы были хорошими помощниками капитану. Спасибо за урок.
10. Домашнее задание.
15