Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».









Конспект урока
изобразительное искусство в 5-м классе по программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
под руководством Б.М. Неменского,
тема
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
























Урок 6.Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Создание узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
Идея: Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов.
Цель: знакомство учащихся вышивкой на полотенце  в традициях народных мастеров, создание узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
Задачи:  воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении полотенец, умение передавать единство пользы и красоты, тканых вещей, развивать умение работать в группе, умение самостоятельно находить необходимый материал для решения проблемного вопроса.
Понятия: прялка, кудель, типы прялок в традициях народных мастеров.
Оборудование для учителя: примеры интерьеров крестьянского жилища, иллюстративный материал, презентация, звёзды.
Оборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, альбом.
Структура урока:
Фаза 1. Инициация. АМО Игра «Поздороваемся»
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Объяснение правил игры «Инфо-карусель»
Фаза 4.  Интерактивная лекция. Самостоятельное добывание информации.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель».
Фаза 6. Подведение итогов. Рефлексия «Смайлики».
Ход урока:
Фаза 1. Инициация.  Дети стоят в кругу. Поздоровайтесь друг с другом, сначала с соседом налево, улыбнитесь, затем направо, улыбнитесь.  
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей урока.
-Как вы понимаете выражение: Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов.
На что должны обратить внимание, чтобы выполнить цель урока.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Сегодня у нас  самостоятельная работа. Играем в игру «Инфо-карусель». Задание на листе ватмана,   каждая  группа  отвечает на вопрос и передает лист следующей группе, вторая группа читает материал и дописывает свои суждения по данному вопросу, пока лист не вернется на место. – Кто такие эксперты, вы уже знаете. Ваша задача – провести экспертизу полученных материалов и предоставить отчет о проделанной работе. В группе распределите роли: секретарь, эксперты, выступающий. Предположите, сможете ли вы справиться с заданием и какую оценку планируете получить на уроке.
 Фаза 4.  Интерактивная лекция. Лекция  заменена на самостоятельную работу учащихся по группам. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и используя иллюстративный материал (который находится на доске, у учащихся на партах, презентация)  найдите ответы на вопросы: 
1 задание на листе ватмана: В чем секрет красоты народной вышивки?  
2 задание: почему на протяжении  многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?
3 задание: Вспомните и опишите знаки- символы, которые использовались в русском народном искусстве (можно пользоваться таблицей, которую заполняли на предыдущих уроках и найти ответы на страницах учебника)
4 задание: какую роль играл цвет в народных вышивках?
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель» 
а) Отчет групп о проделанной работе.
б) Практическая работа. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Пример деления на группы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два). А теперь работая в группах выполните своё вышитое полотенце. Работать будем в технике аппликации.
Давайте вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося или симметричного узора (презентация)
Фаза 6. Подведение итогов.  Размещение работ в макете русской избы.
-Оправдались ли ваши ожидания?  Бонусную оценку  получают ребята за наиболее оригинальные идеи. Заполнение оценочных листов.  
Рефлексия.  У каждого ученика на столе смайлик без ротика. Необходимо дорисовать улыбку, если всё у ученика получилось, грусть - если остались вопросы и что-то на уроке не устраивало.
Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
(Можно провести перед практической работой).
Домашнее задание: Подобрать иллюстративный  материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.  

Приложение (оценочный лист)

1 четверть. Древние корни народного искусства







Моя планируемая оценка
Моя оценка в конце урока
Оценка группы
Оценка учителя
Бонусная оценка

1 урок






2 урок






3 урок






4 урок






5 урок






6 урок






7 урок






8 урок






9 урок






Итоговая отметка






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








Іђ Заголовок 1Іђ Заголовок 315