Коучинг по теме Критическое мышление в действии. 6 шляп де Боно: план коучинга + рефлексивный отчет + раздаточный материал


Тема: «Критическое мышление в действии. 6 шляп де Боно».Раздел 1. Обоснование фокуса.
В нашей школе педагогический состав уже ранее был ознакомлен с теорией по критическому мышлению. Многие учителя на практике применяют и стараются применять в обучении учащихся приемы критического мышления. В основном педагоги школы применяют мозговой штурм, атаку, задания по принципу «Верно-неверно» и т.д., т.е. самое простое.
Посетив ранее коучинги по критическому мышлению, учителя, узнав о том, что можно предложить темы для будущих коучингов, попросили меня провести коучинги непосредственно связанные с практикой, чтобы познакомиться с интересными и незнакомыми приемами критического мышления. В нашей школе работает всего 8 учителей 3 и 2 уровня. Эти учителя, конечно, знакомы с «6 шляпами де Боно», но вот остальные или только слышали, или вообще не имели представление о таком приеме. Обучаясь на уровневых курсах в г.Алматы в 2014 году, наш тренер познакомила нас, слушателей курсов, с приемом «6 шляп де Боно». Мы с коллегами в процессе обучения опробовали шляпы в действии, работая в группах. Сразу, конечно, не до конца было понятно, на каких уроках можно использовать 6 шляп. Постепенно меня заинтересовал этот прием, который был придуман для бизнеса.
На выбор темы коучинга меня сподвигли коллеги, за что я им благодарна, т.к., поддержка для молодого (с малым опытом) учителя –коуча очень важна. Особенно, если в школе работает небольшое количество учителей, обучившихся на уровневых курсах.
.
Раздел 2. Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.
Цель проведения коучинга: ознакомить учителей с теорией и на практике показать, что прием «6 шляп де Боно» можно применять на уроках любому учителю, вне зависимости от стажа работы и категории.
На коучинг пришло 13 учителей. В их числе были учителя-уровневики; учителя, которые проявили интерес на других занятиях, и попросившие провести коучинг по данной теме, и завучи, директор школы. Т.к. коучинг проводился между сменами я начала сессию с музыкальной разминки, чтобы настроить коллег на интересную работу. Деление на группы я решила сделать с помощью строчек из детских песен. Я предложила найти коллег с такими же строчками, сесть за один стол и исполнить первый куплет песни. Учителя с удовольствием разделились на 3 группы и спели детские песенки.

Раздаю строчки из песен. Учителя делают разминку.
Затем предложила посмотреть видео-ролик «Интервью с богом». Останавливала ролик в том месте, где задавался вопрос, и предлагала коллегам ответить на него, т.е. применила просмотр с остановками. Учителям понравился и прием, и ролик.
Для того, чтобы выяснить, знакомы ли коллеги о приеме «6 шляп» я раздала рефлексивные листы с таблицей ЗХУ, в которой попросила заполнить 1-й столбец.
После этого учителям был представлен теоретический материал:
просмотр презентации о 6 шляпах мышления де Боно, в которой раскрывалась сущность данного приема. Я задала вопрос: «Как изменилось Ваше понимание критического мышления?»

Знакомлю с теорией. Раздаю рефлексивные листы.
Познакомившись с теорией, учителя перешли к практике. Групповая работа была направлена на применение данного приема непосредственно в действии. Так как групп образовалось 3, а шляп -6, я подготовила каждой группе по 3 разных текста, чтобы каждая группа смогла применить все 6 шляп поочередно.
Первый текст: сказка «Бабка – шептуха», второй – текст о Декларации прав ребенка, третий – текст о косметике. Тексты я подобрала специально разные, чтобы учителя смогли применить свои знания не только к школьной тематике, но и к любой другой.
Учителя очень бурно обсуждали и предлагали свои идеи, спорили. Очень интересно прошла защита работ. Учителя в разноцветных шляпах презентовали свои работы. После защиты я задала вопрос: «Как Вы можете применить данный прием на уроках?» Все группы приняли участие в обсуждении вопроса. Высказали свое мнение о том, что данный прием интересно применить на уроках-обобщения по разделу практически на любом предмете.


Работа в группах. Обсуждение сказки в группе.
Раздел 3. Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня.
Цели процесса коучинга и ожидаемые результаты были достигнуты. Задачи, которые я поставила перед занятием были решены.
Я увидела, что мои коллеги поняли, что означает в данном приеме каждая шляпа, как можно интересно применить метод 6 шляп в действии. Каждому учителю я предложила в начале и конце занятия заполнить рефлексивный лист с таблицей ЗХУ, который помог мне определить, что знали они раньше о 6 шляпах, и с какими знаниями и даже умениями уходят с коучинга. Рефлексивные листы меня очень порадовали и воодушевили.

Рефлексивный лист. «Синяя шляпа».
Учителя написали в рефлексивных листах в столбце «хочу узнать»: «Думаю, что необходимо провести еще коучинги по данной технологии», «Хочу узнать о других методах критического мышления», «Хочу узнать, как применять данный метод при других обстоятельствах?».

Все 6 шляп в сборе. Защита «белой» шляпы.

Завуч в роли «черной» шляпы. Директор в роли «красной» шляпы.
Проведя самый первый коучинг в моей школе еще на практике в прошлом году, и сравнивая с коучингами в данное время, могу с уверенностью сказать, что мои коллеги не только с интересом приходят на коучинги, но и используют в своей практике то, с чем работают на сессиях, учатся работать по-новому. Проявляют интерес учителя со стажем, хотя такие учителя имеют огромный опыт работы, свои методики. Если в начале занятия чувствуется неуловимое внутреннее сопротивление коллег, то чаще в конце коучинга мои коллеги довольны проведенной сессией, говорят слова благодарности. Такие слова являются огромной поддержкой для меня.
В конце коучинга я предложила коллегам свою помощь в организации личной коучинг-сессии по приему 6 шляп де Боно, если это будет необходимо.
Я рада, что смогла провести данный коучинг, и что учителя взяли в свою копилку новый метод критического мышления.
Использованная литература:
«Руководство для учителя. второй (основной) уровень», Астана, 2014г.
«Настольная книга учителя-коуча», Алматы, 2014.
Приложение1
План коучинг- занятия №1
Тема Критическое мышление в действии. 6 шляп де Боно.
Цель Научить применять приемы обучения критическому мышлению.
Результаты обучения *учителя будут ознакомлены с понятием критическое мышление и его отличительными сторонами от мышления вообще;
*учителя смогут найти более продуктивные способы применения критического мышления для повышения мотивации и развития учащихся;
* в коллективе создаётся благоприятная атмосфера (психологический настрой) для работы в группах;
* планировать дальнейшие практические занятия для развития критического мышления детей, учитывая возрастные различия.
Ключевые идеи Критическое мышление – тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может послужить основаниям к действиям.
Ссылки, ресурсы Презентация, видеоролик, компьютер, «Руководство для учителя. 2 уровень», листы А3, 6 шляп, маркеры, листы с информацией о 6 шляпах, листы рефлексии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы проведения занятия и время Действия коуча Действия учителей Вопросы коуча
1.Психологический настрой.
Разминка «Қызыл өрiк»
5 мин Танцуют под песню. Деление на группы по строчкам детских песен «Улыбка», «Кузнечик», «Голубой вагон». Танцуют под песню. Делятся на группы: поют первую строчку продолжают песенку и находят свою группу. Какое у вас сегодня настроение?
2. Мозговой штурм
10 мин
Заполнение 1 столбца рефлексивного листа с таблицей ЗХУ (знаю) Показ видеоролика «Интервью с богом». Остановка после вопроса.
Продолжение показа ролика.
Мы только что на примере показа видеоролика продемонстрировали один из приемов обучения критическому мышлению «Чтение с остановками»
Предлагаю заполнить. Обсуждение в группах.
Заполняют столбец «знаю» о 6 шляпах де Боно. Как бы вы ответили на вопрос человека?
Что больше всего удивляет тебя в человеке?
Как родитель, какие уроки жизни Ты бы хотел, чтобы твои дети выучили?
3. Теоретический материал
Просмотр презентации о 6 шляпах мышления де Боно.
5 мин Демонстрирует презентацию, задает вопросы Просматривают презентацию. Как изменилось Ваше понимание критического мышления?
4.Практическая часть. Групповая работа.
20 мин Работа проводится в 3 этапа.
Каждая группа выбирает по 2 шляпы 3 раза (группы поочередно меняются шляпами) и по данным текстам готовят выступления и свой ответ на бумаге. Презентуют свои работы. Как Вы можете применить данный прием на уроках?
5.Рефлексия «З.У.Х.»
2 мин Раздает листы рефлексии. Заполняют листы рефлексии «З.У.Х.» Спасибо за работу!
Как вы узнаете, что учителя достигли результата обучения? По листам рефлексии
Приложение2
Текст №1
Сказка «Бабка – шептуха»
Жила в одном сельце старенькая бабка. А сельцо-то было небольшое, дворов с десять. И на самом его краю стояла бабкина хатка. Такая же старенькая, как и бабка.
Нашёлся какой-то добрый человек, поставил подпорки к бабкиной хатке и завалинкой её обложил. И стоит она, не зная, на какой ей бок повалиться. Насобирает бабка щепок, растопит печку да и греется себе у огня. Понятно, старому человеку и летом-то холодно. Коли есть что, то поест, а нету — и так обойдётся.
А проезжал раз через то сельцо пан. Увидел он знакомую бабку и удивился.
— Ты жива ещё? — спрашивает.
— Жива, паночку. Не идёт за мной смерть.
— А сколько ж тебе лет?
— Да я своим годам и счёту не ведаю.
— А как живётся тебе?
— Да какое ж моё житьё-то! Чем так жить, так уж лучше сгнить: работать не в силах, а дети и внуки все давно поумирали. Одна я теперь на свете, как во поле былинка. Некому и воды подать. А не помог бы ты, паночку, чем-нибудь старому человеку?
А пан был скупой. Не было ещё того, чтоб помог он кому-нибудь в беде. Подумал он и говорит:
— Чего ж ты, старая, не шепчешь или не ворожишь?
— Да не умею я, панок.
— Так я тебя научу.
— Что ж, научи, голубь, научи, чтоб не задаром мне на свете жить.
Наклонился пан к бабкиному уху, говорит:
— Как позовут тебя к больному, ты подуй на него немного да шепчи: “Сигала жил, сигала нет”. Пошепчи вот так маленько, дай попить из бутылочки, он и одужает. А не одужает, так сигал его забери.
Поблагодарила бабка пана да и начала шептать, как он научил её.
Пошла молва по околице, что объявилась такая, мол, бабка-шептуха, что очень хорошо лечит и людей и скот. Да не только лечит, а и всё угадывает.
И повалил к той бабке народ отовсюду. Несут и везут ей всякое добро.
Живёт теперь бабка и помирать не хочет.
А выехал однажды пан на охоту. День был холодный. Долго гонялся пан за зайцами, кричал на ветру во всю глотку, ну и случись в горле у него болячка.
Пан и к тому, и к другому доктору — никто той болячки вылечить не может. А она вот-вот задушит его.
Жена говорит, что надо, мол, шептуху позвать, а пан и слушать о том не хочет: он-то ведь знает шептуху эту!
Терпел он, терпел, наконец не выдержал да и согласился бабку позвать.
Привезли бабку, а пан уже еле дышит. Вот и принялась бабка скорей дуть да. шептать: “Сигала жил, сигала нет...”
Слышит пан, что бабка шепчет то, чему он в шутку её научил, и одолел его смех. А бабка ни на что внимания не обращает—шепчет: “Сигала жил, сигала нет...”
Слушал-слушал пан, а потом как захохочет — тут болячка в горле и лопнула...
Опамятовался пан, стал бабку благодарить, что спасла она его от смерти.
— Ты это так всё и лечишь, как я тебя научил? — спрашивает пан.
— Ага, панок, вот так и лечу.
— Ну, а как же ты угадываешь?
— Да как случится...
— Так угадай, что я сейчас думаю. Посмотрела бабка пану в глаза и говорит:
— Думаешь: заплатить ли мне за шептанье, или нет?
Пан засмеялся:— А чтоб тебе, бабка, пусто было: как же это ты угадала?
— Да это, пане, каждый ведь угадает, кто тебя знает.

Текст №2
Что такое косметика?
К косметике мы настолько привыкли, что когда кто-то начинает сомневаться в её необходимости, на такого человека сразу вешают ярлык несовременного и даже несколько странного. Но, если действительно задуматься о том, что такое косметика, продающаяся буквально на каждом углу? Экстракты растений? Молоко и мёд? Эфирные масла? Морские минералы? Эти названия каждый может прочитать на ярких этикетках, привлекающих внимание покупателей. Насыщенный аромат гелей, кремов, шампуней, бальзамов, дезодорантов настолько притягивает, что обычному покупателю невозможно устоять от соблазна, ведь так хочется тоже благоухать свежестью и сиять красотой! Именно в этот момент желательно остановиться и развернуть упаковку с косметическим средством той стороной, где написан его состав. Вот это и есть настоящее лицо косметики, которую Вы собираетесь купить.  
Текст №3
Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах ребёнка — это международный правовой документ организации объединенных наций (ООН), который определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка - основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав конвенции входит 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода и нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
На сегодняшний день конвенция ратифицирована, подписана либо в ней участвуют 193 страны. Только две страны США и Сомали не присоединились к Конвенции!