Урок литературы Чужого горя не бывает (9 класс)



Урок – раздумье
«Чужого горя не бывает»
(По повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»)

Цель: рассмотреть проблему взаимоотношения людей на примере героев повести; Задачи: - знакомство с писателем А. Приставкиным и его произведениям
-формирование навыков литературного анализа
- воспитание толерантности, интернационализма и гуманизма
учащихся;

Оборудование: - портрет А.И.Приставкина
- выставка книг писателя
- музыкальное сопровождение
- иллюстрации детей к произведению
- мультимедийный проектор


«Плохих народов не бывает. Бывают лишь
плохие люди»

Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Лицо войны. Оно знакомо нам по книгам. Трагическое, героическое, самоотверженное А сиротское лицо войны знакомо ли нам? Вроде бы и не так мало написано в литературе о сиротах войны. Многие писатели не раз касались этой тягостной темы. Вот и Анатолий Приставкин, написав свою повесть “Ночевала тучка золотая”, высказал свое, выстраданное, наболевшее. Детская память о войне, не унимающаяся уже в нескольких поколениях боль Зачем касаться этой темы? Зачем тревожить больные раны? В истории не может быть событий, которые лучше предать забвению, нежели осмыслить. Сегодня на уроке мы будем работать над книгой известного русского писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина – «Ночевала тучка золотая»
Творчество Приставкина пронизано болью воспоминаний о детдомовском детстве.
Война – трагедия любого века, любого поколения. И всегда эта трагедия отражается на детях. Война ломает судьбы, убивает детские мечты. Война – это общее горе на всех, когда чужого горя не бывает.
А.Приставкин знает об этом не понаслышке. Он испытал все это на себе. «Написать такое произведение – это еще раз всё пережить» - говорит автор.

Познакомимся с личностью писателя. (Слайд №1)
Сообщение ученика.
А.И.Приставкин – современный русский писатель, который большинство своих произведений посвятил военной детдомовской теме.
Родился в 1931 году. 17 октября ему исполнилось 75 лет.
Судьба писателя сложилась непросто. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, сменил десятки детских домов, интернатов, колоний. С 12 лет Приставкин начал работать. В 23 года поступил в Ленинградский институт имени М.Горького, после окончания которого публикует свои первые рассказы.
В повести «Ночевала тучка золотая..», написанной в 1981 году, он рассказывает о себе, о своем нищем детстве, бродяжничестве, о том, что ему пришлось пережить. Длинная цепь трагических событий пройдет перед нами, пока мы дочитаем повесть до конца. Мотив голодного сиротства проходит через все произведение: главные герои потеряли семью, оторваны от родных мест.
Автор говорит не только о Великой Отечественной войне, но и о той, которая шла тайно и была направлена против своего же народа. В результате её тоже гибли люди, калечились человеческие судьбы, судьбы людей разных национальностей.
За повесть в1988 году автор был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. С 1992 по 2001г. Приставкин возглавляет комиссию по помилованию при президенте России.
В августе 2005 года вышла в свет новая книга А.И.Приставкина «Вагончик мой дальний». Она во многом автобиографична, отчасти является продолжением повести «Ночевала тучка золотая..»

Учитель: В мире и сейчас неспокойно, много раздоров на
межнациональной основе. Больно все это осознавать. Ведь
народы нашей страны всегда протягивали руку помощи
друг другу, не спрашивая о национальности.
Люди разных национальностей сражались и погибали
под Москвой, у стен Сталинграда и их хоронили в братских
могилах.
Что же случилось сейчас? Мы то и дело слышим о
вооруженных конфликтах, о горячих точках: Афганистан,
Чечня, Грузия, Украина И, как правило, причины возникновения
таких войн в нашем прошлом.

Ученик дает историческую справку.

Во время Великой Отечественной войны люди разных национальностей защищали свою Родину, в том числе и чеченцы. Но среди них были и такие, кто перешел на сторону врага. В пособничестве фашизму был обвинен весь чеченский народ.
20 февраля 1944 года по указу Сталина в специальном поезде в Грозный прибыли солдаты для руководства «операцией» по переселению чеченцев. Это была трагическая страница в истории Кавказских народов. В течение суток всё коренное население 459 486 человек автономной республики без теплой одежды, без еды было посажено в товарные вагоны для перевозки скота и отправлено в Северо-восточный Казахстан и Киргизию.
Более трети населения погибло от голода и болезней. Половина из них – дети. В опустевшие села и аулы Чечни и Ингуши так же насильственно были переселены представители других народов. Это называлось депортацией.

( Слайд №2)

Депортация – изгнание, выселка из страны, насильственное
переселение отдельных народов.

Учитель: Как все это отразилось на судьбах детей, мы узнаем из
повести «Ночевала тучка золотая»
- Какие чувства вы испытали, когда читали произведение?

Учитель обращает внимание на эпиграф, который записан на доске.
- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Работа с текстом произведения
- Кто главные герои повести? Расскажите о них.
(Братья Кузьмины –Сашка и Колька –(Кузьменыши), им по 11 лет. Потеряли родителей, жили в Томилинском детском доме. Очень похожи внешне, все их воспринимают как единое целое. Даже характеристику дали одну на двоих. Но по характеру –разные. Сашка – мечтатель, фантазер, сообразительный, нетерпеливый. Колька – реалист, деловитый, запасливый, великодушный)

-Как жилось мальчикам в детдоме?
(Жилось очень трудно. Постоянное чувство голода. За корочку хлеба
продавались в рабство. Но это не мешало им оставаться добрыми,
человечными)

-Какое чувство вызывает у вас директор Томилинского детдома?
(Обкрадывал детей. Кормил не только всех своих родственников, но и собак. Лично не знал ни одного воспитанника)

-Как он наказывал детей?
(Бить не бил, но лишил их и без того скудных пайков)
-О чем мечтали Кузьменыши, пока жили в детдоме?
(Мечтали попасть в хлеборезку. А еще мечтали о разном: Сашка – увидеть весь мир своими глазами, а не на картинках в книжках; Колька –«постоянно» чувствовать свой желудок полным)

-Почему Кузьменыши решили ехать на Кавказ?
(Братья сделали подкоп на хлеборезку, он рухнул. Боясь наказания, они решают ехать на Кавказ) (Слайд №3)
-Каким представлялся им Кавказ?
(Чудесным местом. С величественными горами, утесами. Там тепло и сыто)
Учитель – Когда впервые прозвучало слово «Кавказ», у детей зародилась
искра надежды на сытую жизнь. С мечтами о прекрасной жизни
Кузьменыши отправляются в дорогу.
Звучит песня «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего)на экране прекрасные виды кавказских гор, пейзажи) Слайд №4
Учитель –Несколько суток тяжелого пути позади: голодные мучения
(директор не выдал паек), воровство на базаре, погоня, тяжелая
болезнь Сашки – все пережили дети, ведь впереди их ждал
«благословенный край»
Итак, Кавказ. Вот оно «прекрасное далеко», о котором мечтали дети.

- Как встретил их Кавказ? Оправдались ли их надежды? (зачитайте)
( Для них все в диковинку: и горы, и поля с кукурузу ,и яблоки, которые мечтал попробовать Колька. Но они постоянно испытывают чувство тревоги. Урожай собран. Людей не видно)

- Отчего так сильно заболело в груди? Как на этот вопрос отвечает сам автор? (зачитайте)

- Какой художественный прием помогает понять суть кавказской трагедии?
( Прием контраста. С одной стороны красота, величие гор, богатые плодородные земли, мечта детей о сытой жизни – с другой – выселение местных жителей чеченцев с родной земли, трагедия людей)

-Как сказывается обстановка страха на жизни станицы Березовской?
(Из Березовской было выселено коренное чеченское население. Оставшиеся чеченцы ушли в горы. И оттуда вели свою войну с приехавшими из центра страны и заселившимися в их дома людьми. Поэтому живут переселенцы, не выходя за ворота, не зажигая света)

- Как автор готовит читателей к мысли о том, что впереди мальчиков ждет трагедия?
( 1- через художественную деталь
Колония разорена. Стоит мертвая тишина. Стук дверки, как колокольный звон, точно на похоронах.
Пропал директор, нашли только портфель, с которым он никогда не расставался. Значит, случилось что-то страшное.
2 – через прием контраста
Мирное небо, чистое, голубое – и зло, которое свершилось)

Учитель- Одна из самых жестоких сцен в повести –сцена смерти Сашки.
Мальчика убили чеченцы, спустившиеся с гор мстить
«пришлым» за оставленные земли, за поруганное кладбище
предков.
Ученик читает наизусть сцену смерти
Учитель – Такова месть жестоких людей. Собственно их за людей не
считали, выселяли, не давали спокойно жить.
Мы видим, жестокость порождает жестокость.
-А как ведет себя Колька?
(От увиденного помутнился рассудок. Погрузив труп брата на тележку, увозит его с этого проклятого места. Он как-то сразу повзрослел, с горечью рассуждает:»Неужто мы с тобой через всю страну проволоклись лишь для того, чтобы нам тут кишки вырезали и вместо них совали кукурузу? Мол, жрите, обжирайтесь нашим добром, чтоб изо рта торчало»
Колька смотрит вниз на долину и вдруг вспоминает стихи.)

Ученик читает стихотворение «Утес»

- Почему именно это стихотворение?
(Утес –это Колька. Он плачет. Он стал от горя каменным, одиноким, старым, как Кавказ. А Сашка превратился в тучку)

-Кто вернул Кольку к жизни?
-Почему они подружились?
(Алхузур проявил сострадание к Кольке, он не испытывал ненависти. Они стали единым целым, породнились)

Учитель – Они стали братьями не по крови, а по духу, по человечности. Дети ставят точку в цепи насилия и жестокости. Двое сирот жертвы одних и тех же обстоятельств противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура. Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным основам. Повесть Приставкина это страстный призыв к Правде, Добру, Справедливости, который должен услышать каждый.
- Чем актуальна повесть в наши дни?
(Автор призывает людей опомниться, терпимее относиться друг к другу, быть толерантными.)
( Слайд №5 ) Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям.

Учитель – Мудрые слова произносит воспитательница Регина Петровна:
( Слайд №6 ) «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди»

5.Итог беседы.

-Так что же нужно сделать, чтоб никто никому не мешал, и все были живыми?
(Люди должны решать конфликты мирным путем, научиться понимать друг друга, быть терпимее,)
“Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они одни на север, другие на юг. Мы были связаны одной судьбой”. Эту связь сам писатель осознал и понял не сразу. И до сих пор мы связаны со страшными деяниями, которые привели к горю и гибели тысяч и тысяч людей. Человек, открывший существование народов-изменников, слыл специалистом по национальному вопросу. Им был разработан план борьбы с этими народами, правда, до конца превратить теорию в практику даже ему не удалось не удалось покарать целиком все народы за то, что и среди них попадались предатели, перебежчики. Однако теория осела в головах и в памяти людей оскорбительными кличками, “теориями” о “национальной вине”, “национальных болезнях” и так далее.

Учитель – Приставкин говорит, что спасение в детях, которые добрее и
дружнее, независимо от национальности.

6.Обзор книг А.Приставкина. (Проводит библиотекарь)

Домашнее задание: Написать отзыв на повесть «Ночевала тучка золотая..»








15