У войны не женское лицо (урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»


Урок внеклассного чтения «У войны не женское лицо» (по повести
Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

Эпиграфы:
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
(Ю. Друнина)
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации о Великой Отечественной войне, презентация «Женщины на войне»
Цели:
Углубить понятие о подвиге русской женщины в годы Великой Отечественной войны в повести Бориса Васильева.
Учиться стойкости в жизни на образах главных героев повести.
Словарная работа:
Гармония -1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий.2.Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь (гармония звуков, красок; душевная гармония, гармония интересов).

Звучит прелюдия для Кет из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»
Читаю стихи Юлии Друниной:

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой наро
Это стихотворение Юлии Друниной – о женщинах-участницах войны. Сейчас так много говорят и пишут о ветеранах, участниках Великой Отечественной войны, о наших с вами дедушках, прадедушках. А много ли мы знаем о женщинах на войне. О наших бабушках?
Мы знаем, что они умели ждать своих любимых, что в тылу им было ничуть не легче, чем на фронте – все они жили, работали, отдавая последнее фронту. Вспомните хотя бы героинь повестей Анатолия Алексина. «У войны не женское лицо» - утверждает автор повести. Но, тем не менее, женщины на войне были. Они воевали бок о бок с мужчинами. Потому что так же, как у мужчин, у них не было ничего дороже своей Родины.
Итак, тема нашего урока – «У войны не женское лицо». Нам предстоит выяснить, как могло оказаться, что эти два несовместимых понятия – женщина и война, прекрасное и безобразное, красота и уродство могли оказаться рядом. Нужны ли были женщины на войне?
- Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие»?
Действие повести происходит на одном из железнодорожных разъездов. В этих местах, как отмечает автор. «зори тихие-тихие, как во время войны, так и после неё» «безмолвия здесь хватает», - заметила Гурвич во время операции. В эпилоге это тоже звучит: «Зори- то здесь тихие, и чистые- чистые, как слёзы»
В природе – как всегда, согласие и гармония, она, природа, как бы призывает людей остановиться, призадуматься, что же они делают?
-Почему Федот Евграфович Васков после того, как к нему прислали два отделения непьющих зенитчиц вместо пьющих и любивших повеселиться солдат, всё ещё думал, что непорядок всё же продолжается?
Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так. А уж о том, чтобы войти туда без стука, не могло быть и речи
Они, как в мирное время, хотели ходить по ягоды, по грибы. Устраивали постирушки, загорали в чём мать родила. Нет дисциплины. Внутри – беспорядок. И всё-то они делали не по уставу. А устав Федотыч (как называли его девчонки) любил. И выражался он всё больше уставными словами.
- Кем был Васков для девушек в начале повести? Почему они промеж себя называли его стариком?
Васков был очень молод: всего тридцать два года, хотя и жениться успел – и потерял жену и сына. Поэтому не улыбался. Всего три раза улыбнулся – генералу, что орден ему вручал, хирургу, вытащившему осколок из его плеча, да хозяйке своей Марии Никифоровне за догадливость. Ещё мальчиком ему пришлось стать главой семьи, поэтому учёбу пришлось бросить. И он теперь чувствовал себя неуютно перед девчонками из-за своей необразованности.
- А девчонки были ещё моложе. Сколько же им было?
Семнадцать, восемнадцать. Девятнадцать лет. Многие из них не успели даже полюбить. Выйти замуж и родить – в общем, девчонки- комсомолки(зелёные, как говорит Рита).
- Кто же эти молоденькие девчонки- зенитчицы, главные героини нашей повести, как они попали на войну ? Послушаем рассказы о них.
Ученики рассказывают о Жене Комельковой, Галке Четвертак, Рите Осяниной, Лизе Бричкиной, Соне
- Что объединяло этих, казалось бы, разных девушек?
- Что заставляло Риту Осянину, несмотря ни на что - ни на грязные сплетни вокруг неё, ни на то, что не высыпается, ни на страх попасться на глаза Васкову, «уходить по ночам в самоволку на свидания», как пишет автор?
Её материнская любовь и дочерняя забота о матери. Ведь Рита, хотя и была молода, уже успела быть и женой, и матерью, любить и быть любимой. И на войне женщина остаётся матерью, прежде всего.
- Думала ли Рита, опьянённая счастьем свиданий со своими близкими. Что во время этих ночных путешествий она подвергает себя большей опасности, чем опасность встретиться с разгневанным Васковым?
Вероятно. Но все страхи и опасения отступали перед опьяняющим счастьем свидания. Непредвиденное случилось: Рита наткнулась в лесу на немцев и чуть не погибла.
- Нету на войне женщин, - утверждает комендант Васков, - есть бойцы и командиры, что покуда война идёт, все в среднем роде ходить будем
Перестали ли эти пять девчонок, которые вместе с Федотовым пошли в лес ловить вражеских диверсантов, быть женщинами? Осознали ли они всю опасность задания?
Нет, конечно. Васков возмущается, что в строю у одной волосы, как грива, до пояса; у другой бумажки в голове. Обуться-то толком не сумели: «У половины сапоги на тонком чулке, а у другой половины портянки намотаны, словно шарфики. В винтовках чуть ли мокриц не развели». Хихикают над словами командира. Галка Четвертак сапог потеряла – вытащить не смогла, потому что сапог был на два размера больше. Осянина даёт команды, кажущиеся Васкову насмешкой над уставом. Они всё ещё продолжали читать стихи. Любят они смеяться, не отвыкли ещё – «пятёрка смешливых девчат».
Рита Осянина продолжает как женщина заботиться о мужчине, ставшем им за это время родным и близким. Предлагает Федотычу поспать, а самой покараулить.
Лиза Бричкина и во время этой операции продолжает думать о своей любви к Васкову. Это-то её и погубило: она была невнимательна, растревожена, оставила слеги и утонула.
Просмотр отрывка из кинофильма» "А зори здесь тихие»
- Как вы думаете, почему Женя Комелькова, несмотря ни на то, что была в страхе и ужасе, в тот момент, когда их группа встретилась лицом к лицу с фашистом, разделась и искупалась перед ними? И почему немцы не выстрелили?
В тот момент она поступила так, как могла поступить только женщина. И немцы, залюбовавшись этим высоким, гибким, белым телом, не смогли выстрелить в эту красоту. Позже эта красота всё-таки была убита, потому что фашисты – звери, раненого в затылок добили, как волка
Повесть прочитана. Но, думаю, в душе каждого она оставила свой след. Послушайте, что о ней пишут ваши одноклассники. (Чтение отрывков из сочинений)
- И всё же, нужны ли были женщины на войне?
Я согласна с вами, предназначение женщины не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы дарить жизнь. Война и в этом виновата. Но эти женщины не могли поступить иначе, «потому что имя ближе, чем «Россия», не могли сыскать.» Потому что только красота спасёт мир, и женщины победят в войне – прекрасное победит безобразное.

Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы» «Я спросил у ясеня»