Разработка урока по повести Б.Васильева А зори здесь тихие


Сабақ/Урок№_____
Сабақтың жоспары - План урока
Бағдарламаныңтақырыбы/Тема программы: Литература 20 века.
Сабақтыңтақырыбы/Тема урока: «У войны не женское лицо» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
Сабақтың мақсаты/Цели урока:
1.Білімберулік /Образовательная: . Познакомить учащихся с повестью «А зори здесь тихие», творчеством Б.Васильева.
Тәрбиелік/Воспитательная:сформировать мировоззрение учащихся,показать, что понятия женщина и война - несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.
3.Дамытушылық/Развивающая:развивать умения анализировать, делать выводы, слушать и практически отрабатывать полученные знания.
Пәнаралық байланыстар/ Межпредметные связи: история
Әдебиет/Литература:литература, 11 класс
Сабақтың оқулық-материалдық жабдықталуы/Учебно-материальное оснащение урока:презентация, раздаточный материал, тесты.
Сабақтың құрылысы/Структура урока:
I.Ұйымдастыру кезеңі/Организационная часть: Приветствие и проверка учащихся.
II.Сабақ барысы/ Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне, которая оставила глубокий след в истории. Испытания, выпавшие на долю народа огромны. Война в который раз показала свою жестокость, бесчеловечность. Война- это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.
- Назовите произведения о войне, которые мы с Вами изучали.
(Шолохов «Судьба человека», А.Твардовский «Василий Теркин» и др.)
Звучит песня(КЛИП) БУЛАТА ОКУДЖАВЫ. «АХ, ВОЙНА, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ.»Тема нашего урока «У войны не женское лицо» по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие».
- Ребята, как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
(ответы учащихся)
- Правильно, сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Для вас - Великая Отечественная война –это далёкая история. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим, как Б. Васильев в своём произведении решает проблему – женщина на войне, о чём заставляет задуматься это произведение.
Мы привыкли, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово герой в нашем понимании ...
- Как вы понимаете слово «герой»?
-Каких героев Великой Отечественной войны вы можете назвать?
( ответы учащихся)
Таким образом, ГЕРОЙ в нашем понимании- это сильный, мужественный человек, одним словом, -мужчина. Но,  мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, может быть, и не было бы победы.
Если для мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли.
Вы, наверное, слышали слова, которыми я обозначила тему нашего урока: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Это выражение стало привычным. Но война, битва, как и слава, честь, совесть, победа - слова женского рода. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает. Но когда весь народ противостоит захватчикам родной земли, женщинам тоже приходится воевать. Об этом повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
2.Слово о писателе: Биография Б.Л.Васильева (Сообщение )(слайд о писателе)
Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца. Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии.
После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.
В 1954 году он ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов: «Офицеры», «А-ты, ба-ты шли солдаты», ».
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».
Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.
Замысел повести (сообщение ученика)
Борис Васильев вспоминает: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага...
Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог.
Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо.
3.Анализ произведения по вопросам.
-Где и когда происходят изображённые в повести события? (слайд)
Действие повести происходит в 1942 году, в мае, на 171 разъезде, где уцелело 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные счетверенки.
Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто посмеиваются над своим « деревенским» старшиной, и он чувствует постоянную неловкость с такими бойцами.
Однако стоит дойти до настоящего дела, Васков проявляет себя как бывалый и мужественный солдат.
Рита Осянина, тайком навещая в городе трёхлетнего сына, сообщает Васкову о двух диверсантов около разъезда.
- Какое решение принимает Васков, услышав это?
(Комендант принимает решение отправиться с пятью зенитчицами на перехват.Итак, пять девушек идут с Васковым.
Это Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак и Лиза Бричкина.
(видеоролик №1)
Задание группам: подготовить рассказ о девушках по следующему плану:
1) К какой среде принадлежит героиня?
2) Как складывалась довоенная судьба героини?
3) Какие черты характера героини можно считать определяющими?
4) Что привело героиню на войну?5) Как проявила она себя на войне?
У кого из девушек личный счет с врагами? (Сообщение о Рите, Жене).
У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.
У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».
Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.
У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».Она любит театр, поэзию.
У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.
(работа в группах)
-В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц?
- Какие черты характера героини можно считать определяющими?
У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.
Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить.
Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность.
Гали Четвертак – в ее способности преображать действительность, в неуемности фантазии.
Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?
- Ненависть к врагам, у каждой есть личные счёты с врагами.Преданность и любовь к Родине.
Война перечеркнула их судьбы, и сейчас они должны во что бы то ни стало задержать немцев, «покружить» их по лесу, пока не подоспеет помощь, т.к. выяснилось, что немцев не 2, 16 здоровенных мужиков до зубов вооружённых.
Постановка проблемного вопроса.
Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?
Рассмотрение сцен смерти девушек:
Лизу Бричкину как «лесного человека» Васков отправляет назад чрез болото за подмогой, строго приказывая не сходить с тропы. Но Лиза оступается в болоте.
(видеоролик №2) Сцена гибели Лизы Бричкиной.
Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее других?
Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».
Борис Васильев подчёркивает, что смерть на войне всегда страшна и уродлива. Героизм состоит не в красоте, а в готовности пожертвовать собой, даже если этого никто не видит.
Но о том, что Лиза погибла, Васков и девушки не знают, они надеются на помощь.
Чтобы задержать немцев, они решают ввести их в заблуждение.
КАК? ЧТО ОНИ ПРИДУМЫВАЮТ, ЧТОБЫ ЗАДЕРЖАТЬ ВРАГОВ?
Они изображают лесорубов, валят лес, громко кричат. Но от группы немцев отделились 2 человека, разведка. Что делать?
И тогда Женька Комелькова разыгрывает потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде в 10 метрах от вражеских автоматов.
Сейчас мы посмотрим эпизод из фильма, снятого по произведению Станиславом Ростоцким. ПРОСМОТР ЭПИЗОДА.
Какой смысл в повести имеет сцена купания Жени на виду у диверсантов?
Этот эпизод глубоко символичен. Сколько же надо иметь ненависти к врагам, расстрелявшим её близких, что она вдруг вышла на берег и прокричала – завела песню про Катюшу.
Именно в этот момент была одержана главная победа над врагом. Ненависть к врагам победила ужас, красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу – и победила!
Было ли страшно Жене? Откуда мы это видим?
Она « улыбается, а глаза, настежь распахнутые и ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть». В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.Это была маленькая победа. Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес.
Но с этой минуты Васков начинает терять своих бойцов.
Первой гибнет Соня Гурвич. Расскажите,как это произошло?
После гибели Сони старшина приказывает Гале Четвертак надеть сапоги Сони (свой она потеряла в болоте), но Васков и не подозревает, какой след оставила в душе Гале Сонина смерть. Она сломлена, напугана до ужаса.
Зачитайте, что происходит, когда Васков берёт её с собой в разведку?
Федот Евграфович берет немцев на себя, чтобы увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку, но он всё-таки успел добраться на острове на болоте, в воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт.
Рита, Женя и Васков готовы дать последний бой.
(видеоролик №3, смерть Жени Комельковой)
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне...
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Смертельно ранят Риту. И Женя, вызвала огонь на себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на минуту не сомневалась, что всё кончится благополучно.
Смерть Риты Осяниной. Рита знала, что рана её смертельна.
и что умирать она будет долго и мучительно. Но не о себе она думала в последнюю минуту, а о сыне, который оставался сиротой, поэтому и попросила Васкова позаботиться о нем. Чтобы не быть обузой Васкову, она стреляет себе в висок.
Васков остался в живых один, тяжелораненый, он врывается в избушку к фашистам, которые и представить себе не могут, что он на много вёрст один одинёшенек, и в руках у него разряженная граната. «Не вмещалось это понятие в фашистские мозги, и поэтому на пол легли, и связали друг друга ремнями. Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу идут свои, русские.
- Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.
а) коротко расскажите историю жизни Васкова;
б) как ведёт себя Васков с девушками.
Обобщение учителя.Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести — его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.
Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих — и не только девушек, бойцов его отряда — он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.
С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только
разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко — жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.
Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)
Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.
Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Мог ли автор оставить в живых хотя бы одну девушку? Почему, по вашему мнению, все девушки погибают? (дисскуссионная карта)
Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.
На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить , нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ СМЕРТЬ КАЖДОЙ ИЗ ДЕВУШЕК?
Подведем итог нашему уроку.
Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»
Чтение эпилога, стр. 97.Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины — пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?
Можете ли вы доказать, что у войны не женское лицо? (написать Эссе)
Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное- она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия.
- Вспомните казахстанских девушек, Героев Советского Союза. (АлияМолдагулова, Маншук Маметова) (на слайде портреты казахстанских девушек – героев Советского Союза)
Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием, что у войне не женское лицо
Это ими им подобным мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны.
Зачитывается стихотворение:
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.В мир приходит женщина, чтоб очаг беречьВ мир приходит женщина, чтоб любимой быть.В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
6. Итог. Рефлексия через прием «Обратная связь». (Студентам раздаются стикеры, на которых они должны написать свои отзывы об уроке, самооценку своей работе).
7. Выставление оценок. Домашнее задание: наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня».