Разработка бинарного урока-диспута по литературе и истории на тему: «Не для войны рождаются женщины…» по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4» г. Рославль
Бинарный урок-диспут по литературе и истории
на тему: «Не для войны рождаются женщины…»
по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
(в рамках литературных чтений «Кардымовские зори – 2016»)
очно-заочная форма
Учитель: литературы Пудова Ольга Павловна
истории Якушева Светлана Викторовна
2016 год
Тема: «Не для войны рождаются женщины…»
Цели:
1. сформировать представление о Великой Отечественной войне на примере произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие…»;
2. ознакомить учащихся с биографией и творчеством писателя;
3. помочь ученикам понять и оценивать поступки героев;
4. сопутствовать воспитанию высоких патриотических качеств;
5. помочь учащимся вынести обвинительный приговор войне.
Задачи:
1. познакомить учащихся с положением страны во время войны;
2. проследить по карте ход военных событий в 1941г.;
3. показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий;
4. показать лучшие черты русских женщин, проявленные во время Великой Отечественной войны, на примере героев повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»;
5. формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
6. помочь ученикам понять и оценить поступки героев и выражать свое отношение к ним;
7. развивать навыки анализа текста;
8. воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование урока: проектор, презентация, тематические плакаты, исторические карты боевых действий Вов, портрет писателя, подборка книг с произведениями Б. Васильева, текст повести «А зори здесь тихие…».
Ход урока.
Воспроизведение записи Левитана о начале Великой Отечественной войны.
На фоне исполнения песни «Ах война, что ты сделала подлая…» звучит эпиграф урока - стихотворение Юлии Друниной «Качается рожь несжатая…» :Качается рожь несжатая . Шагают бойцы по ней .
Шагаем и мы - девчата , Похожие на парней . Нет , это горят не хаты - То юность моя в огне . Идут по войне девчата ,
Похожие на парней .Учитель литературы: среди весны, когда поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и погибших. И в первую очередь – тех, кому природой назначено продолжать жизнь. Поэтому тема нашего бинарного урока - «Не для войны, рождаются женщины…» на материале повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. А ведь женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей женской психологии…она труднее переносила “мужской” быт войны.
Женщинам, участницам Великой Отечественной войны, посвящается этот урок.
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово “милосердие”. Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – МАТЬ. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы.
Учитель истории: испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер растить детей, беречь домашний очаг и – ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Женщины утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками – они были солдатами. Женщина не только спасала, перевязывала раненых, но и изготавливала снаряды, вместо коня тянула за собой плуг, бомбила, подрывала мосты, брала языка, ходила в разведку.
Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, дом, детей. Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую.
Учитель литературы: Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь. Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…
Учитель истории: одним из писателей, показавшим женщин на войне, был наш земляк, Борис Васильев. Послушаем доклад ученика об истории создания повести «А зори здесь тихие…».
Выступление учащегося: Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, сразу после возвращения с фронта – военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». За эту повесть Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола. Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибших девушках. Писатель вспоминает: «…замысел повести родился от толчка памяти. На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
Учитель литературы: итак, сегодня мы остановимся на повести «А зори здесь тихие…» и поговорим о судьбе пяти молоденьких девушек. О том, как жестоко с ними обошлась война. Мы попробуем проследить, как Б. Васильев в своём произведении решает проблему – женщина на войне.
Учитель истории: события повести разворачиваются в 1942 году на севере России. 24 июня был создан Северный фронт (прозвучал  рассказ о Северном  Карельском фронте).
Учитель литературы: События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины.
Дома вы готовили рассказ о девушках по следующему плану:
1) К какой среде принадлежит героиня? 2) Как складывалась довоенная судьба героини? 3) Какие черты характера героини можно считать определяющими? 4) Что привело героиню на войну? 5) Как проявила она себя на войне?
Выступление учащихся: (идут слайды презентации)Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.
Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.
Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.
Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.
Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру
девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке
исключения» её послали в зенитную часть.
Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у
Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом.
Учитель истории: работа с повестью:
1. Какие чувства вызывает у вас подвиг девушек?
2. Зачитайте сцены гибели каждой из них.
3. Можно ли назвать их смерть героической?
Учитель литературы: подведем итог нашему уроку. Можете ли вы доказать, что у войны не женское лицо? И сделаем это в форме синквейна (составление коллективного синквейна на доске).
Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное - она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия.
Учитель истории: девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием, что у войны не женское лицо.Это им, и им подобным мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны.
Учащийся заканчивает урок стихотворением Б. Майорова:
Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И пусть не думают, Что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят.