Конспект урока по литературе для 11 класса «Война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»


Литература, 11 класс
Тема. Война в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

Сорокина Лариса Денисовна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34
с углубленным изучением отдельных предметов»
Цель: 1. Раскрыть трагическую судьбу юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом;
2. Помочь учащимся понять, какой ценой досталась победа нашей стране;
3. Воспитание патриотических чувств у учащихся.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Война! – жесточей нету слова,
Война! – печальней нету слова,
Война! – святее нету слова,
В тоске и горе этих лет.
Сегодня на уроке войну представляет Борис Львович Васильев, который сам ушел на фронт в 19 лет.
Презентация о Б.Васильеве и истории создания повести «А зори здесь тихие» (подготовили учащиеся, заранее получившие задание)
«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так , чтобы они сами словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками 30 –х годов»
Учитель: в основе повести – небольшой по масштабам войны эпизод. Но автор так рассказал об этом, что за маленьким эпизодом встает вся минувшая война – в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека.
Работа по содержанию повести.
- Где же происходит действие повести?
(Ответ словами из текста)
- Обратимся к названию. На первый взгляд так и кажется, что речь пойдет о чем-то безмятежном, спокойном. Однако название и содержание повести подчеркивают контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. В самом названии и в тех строках, где описывается неброская северная природа, - это уже протест против войны.
Одна из особенностей повести состоит в том, что автор показал переход от будничного к бессмертному.
- Что же привело девушек на фронт? Что мы узнаем об их прошлом? Почему об этом рассказано подробно?
Соня Гурвич – на войну попала из института.
(Рассказ ученицы о прошлом Сони )Галя Четвертак- бывшая детдомовка, маленькая, «замухрышка», которая не подходила « под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом». (Рассказ о прошлом Гали)
Лиза Бричкина (рассказ о Лизе)
В нее «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». «…Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня…»
- Постепенно дорогими и близкими для Васкова становятся девчата, в его душе возникает трепещущая тревога за своих подчиненных. Но схватка с врагом складывается трагически, ему приходится одну за другой хоронить своих девчат, порой так и не сделавших ни одного выстрела.
- После первых потерь Васков винит себя: «Хватит тех, что погибли,по горло хватит, до конца жизни».
- Оставшиеся в живых после первых схваток Женя Комелькова и Рита Осянина опытнее других.
История Жени (Рассказывает ученица). Женя – одна из ярких личностей в повести.
- Она могла затаиться, не стрелять. Почему она стреляет?
(ответы учащихся)
История Риты. Она самая опытная, хладнокровная, человечная.
(Почему она стреляет в себя? Права ли она?) Ответы учащихся.
«Родина ведь не с каналов начинается… А мы ее защищали».
- Васков остался один. Ранен. Устал. Почти без оружия.
И он берет в плен оставшихся фашистов.
- Каким же показан этот герой в повести? Сначала? А потом.
(Сначала это человек внешне суровый, неразговорчивый, постепенно мы видим, что это добрый, скромный , человечный старшина). Б. Васильев вспоминал старшину, с которым он служил в начале войны: был он с нами всегда суров, мы сначала его невзлюбили. Но он готовил из нас солдат, поэтому нужна была дисциплина и строгость.
- Какие мысли мучили Васкова после гибели девушек?
- Какие черты его раскрываются в схватке с врагом?
В чем сила и человеческая красота старшины Васкова?
Просмотр фрагментов из одноименного фильма С. Ростоцкого, поставленного по повести.
Подведение итогов.
- Чем заканчивается повесть? (в эпилоге в письме одного юноши к своему другу мы узнаем о дальнейшей судьбе Федота Евграфовича Васкова и сына Риты, которого он вырастил).
- Почему же гибнут девушки?
Литература:
Б.Васильев «А зори здесь тихие». Комсомольская правда. М- С.-Пет., 2011г.