Методические рекомендации по проведению открытого урока на тему Решение прокладных задач т электронных таблицах MS Excel

ГОБПОУ
«Грязинский технический колледж»











по проведению открытого урока на тему:

«Решение прикладных задач в Excel».



Выполнил преподаватель информатики Лавровская Н.В.




Грязи, 2016
Содержание:
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc406070200" 14Содержание 13 PAGEREF _Toc406070200 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc406070201" 14Введение 13 PAGEREF _Toc406070201 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc406070202" 14Цели, задачи и вид урока 13 PAGEREF _Toc406070202 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc406070205" 14Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности 13 PAGEREF _Toc406070205 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc406070206" 141 этап «Актуализация знаний и самоопределение деятельности» 13 PAGEREF _Toc406070206 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc406070207" 142 этап - «Учебно-познавательная деятельность» 13 PAGEREF _Toc406070207 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc406070208" 143 этап - «Интеллектуально-преобразовательная деятельность». 13 PAGEREF _Toc406070208 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc406070209" 144 этап - «Рефлексивная деятельность». 13 PAGEREF _Toc406070209 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc406070210" 14Литература 13 PAGEREF _Toc406070210 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc406070211" 14Рецензия 13 PAGEREF _Toc406070211 \h 14131515
15
Введение
Основная форма проведения занятий - урок. В своей работе преподаватели используют различные типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, повторительно - обобщающие, уроки контроля знаний. Каждый из них выполняет свои функции в учебном процессе. На уроках применяются различные методы обучения: наглядные, практические, самостоятельная работа, методы информационных мультимедийных технологий, тестовые методики. Главная идея - не только дать учащимся определенную систему знаний, но и, прежде всего, выработать у них инициативу, развить умение анализировать результаты.
Для объяснения нового материала используют обучающие программы на компьютере, которые выполнены с помощью мультимедийных средств. Данные программы позволяют научить студентов самостоятельному изучению материала, развивают внимательность и собранность при выполнении работы.
Свою педагогическую работу преподаватели направляют на организацию и совершенствование самостоятельной работы студентов. Формируют навыки исследовательской и познавательной деятельности. Рассматривают все возможности самостоятельной работы студентов:
выполнение самостоятельных заданий на компьютере;
решение задач по карточкам;
подбор литературы и написание рефератов;
ответы на вопросы-тесты;
составление и разгадывание ребусов, кроссвордов;
выпуск газет на заданную тему.

Для повторения и закрепления изученного материала используют различные виды проверочных работ: тестирующие программы, выполненные как на компьютере, так и на бумаге; карточки – задания для самостоятельной работы студентов; различные кроссворды.
Цели, задачи и вид урока
Цели урока:
Обучающая - формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) через понятия и способы действий в среде Excel, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных;
Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач оптимизации;
Приобрести навыки работы с надстройками Excel;
Научить использовать инструменты Excel Поиск решения и Подбор параметра.
При этом мы с вами приобретем УУД - познавательные, которые помогут решать нам аналогичные задачи на уроках математики, физики и химии и т.д., личностные – умение совершенствовать имеющиеся знания
Воспитательная - формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике.
Развивающая - развитие на уроке аналитического мышления воли, самостоятельности, ответственности.
Задачи урока - учебно-познавательная, направленная на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоению систематических знаний использования функций Excel (Поиск решения и Подбор параметра), а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Тип и вид урока - урок изучения нового учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного.

Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности
1 этап «Актуализация знаний и самоопределение деятельности»
Учитель сообщает цель урока и рассказывает, чем будем заниматься на уроке.
Цель 1 этапа: формирование регулятивных УУД, а именно целеполагание, как постановка учебной задачи.
Давайте вспомним в какой программе мы с вами работали на предыдущих уроках.
Что это за программа? Что она позволяет делать? Для чего нужна? С какими функциями мы с вами уже работали? Вспомним домашнее задание. Я задавала посмотреть в Интернете материал, связанный с надстройками Excel, что такое надстройки, для чего они нужны?
Надстройка это устанавливаемый компонент, который добавляет пользовательские команды и новые возможности к приложениям Microsoft Office. Надстройки предназначены для реализации новых или обновленных функций, повышающих производительность труда пользователя.
Поиск решения - поиск оптимального значения в ячейке, путем изменения значений в ячейках, используемых при вычислении значения в данной ячейке.
Excel позволяет не только производить расчеты, но и решать сложные задачи из различных сфер деятельности, такие как решение уравнений, задачи прогнозирования и оптимизации и другие. Решение задач такого вида может быть осуществлено с помощью инструмента Поиск решения.
Формулировка таких задач может представлять собой систему уравнений с несколькими неизвестными и набор ограничений на решения. Поэтому решение задачи надо начинать с построения соответствующей модели.
Познакомимся с этими командами на примере.
2 этап - «Учебно-познавательная деятельность»
Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД
Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на «знание», «понимание», «умение», а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.
Задача. Предположим, что мы решили производить 2 вида полок А и В. На изготовление модели А требуется 3 м3 досок, на изготовление модели В - 4 м3 досок. За неделю можно получить не более 1800 м3 досок. На изготовление модели А требуется – 15 минут, модели В – 30 минут. Рабочая неделя для 4 сотрудников составляет 160 часов. Сколько полок А и В надо изготовить, чтобы получить максимальную прибыль, если полка А стоит 3500 рублей, полка В – 4800 рублей.
Технология работы:
Запустите табличный процессор Excel.
Заполните таблицу в соответствии с образцом:

А
В

1
Наименование


2
А


3
В


4



5
Прибыль


6



7
Затраты на материалы


8
Затраты по времени


Щелкните правой кнопкой мыши по ячейке В2 и присвойте имя x, так как сначала у нас количество полок вида А равно x. Аналогично присвойте ячейке В3 имя y.
Целевая функция, определяющая нашу прибыль, выглядит следующим образом: ПРИБЫЛЬ=3500*x+4800*y.
Затраты по материалам равны 3*x+4*y. Затраты по времени равны 0,25*x+0,5*y.
Введем эти данные в нашу таблицу и получим:


А
В

1
Наименование


2
А


3
В


4



5
Прибыль
=3500*x+4800*y

6



7
Затраты на материалы
=3*x+4*y

8
Затраты по времени
=0,25*x+0,5*y

9




Выделим ячейку В5 и выберем меню Данные, после чего активизируем команду Поиск решения. Заполним ячейки этого окна следующим образом:

и нажмем Выполнить. Если все сделано правильно, то решение будет таким.
Из решения видно, что оптимальный план выпуска полок составляет 520 штук вида А и 60 штук вида В. Полученная максимальная прибыль составит 2108000 рублей.
Покажем применение еще одной команды для решения этой задачи. Пусть мы хотим получать максимальную прибыль в размере 2500000 рублей. Используем функцию Подбор параметра для определения новых значений. Выберем эту команду и заполним ячейки окна следующим образом и нажмем ОК. Получим следующее решение:


В данном случае изменяли количество полок вида В. Заметим, что необходимо увеличить затраты по времени и затраты по материалам, т.е. надо получать не менее 2127 м3 досок в неделю.
Вывод: повторить алгоритм решения задачи, т.е. еще раз показать чему научились на этом этапе.
3 этап - «Интеллектуально-преобразовательная деятельность».
Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД
Учащимся предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия вы приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение решать разнообразные задачи через овладение навыками работы с надстройками Excel. На работу отводится фиксированное время.
Задача: Предположим, что мы решили производить несколько видов конфет. Назовем их условно «А», «В», «С». Известно, что реализация 10 килограммов конфет «А» дает прибыль 9 у.е., «В» - 10 у.е., «С» - 16 у.е. Конфеты можно производить в любых количествах (сбыт обеспечен), но запасы сырья ограничены. Необходимо определить, каких конфет и сколько десятков килограммов необходимо произвести, чтобы общая прибыль от реализации была максимальной. Нормы расхода сырья на производство 10 кг конфет каждого вида приведены ниже:

Сырье
Нормы расхода сырья
Запас сырья


А
В
С


Какао
18
15
12
360

Сахар
6
4
8
192

Накопитель
5
3
3
180

Прибыль
9
10
16



Вывод: показать на доске решение

4 этап - «Рефлексивная деятельность».
На данном этапе уч-ся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ - регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка - личностное действие).
Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)
После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.
Анализ данного примера показывает, что с помощью Excel можно решать различные экономические задачи. С подобными задачами вы можете встретиться на уроках математики, физики, химии, биологии и других. Можно найти все оптимальные решения и выбрать наиболее подходящее с точки зрения дополнительных критериев.
Д/З по группам: найти задачи по физике, химии, биологии связанные с поиском решения, с подбором параметра.

Заключение

Данные методические рекомендации способствует изучению и использованию современных информационных технологических на уроках «Математики» и «Информатики». Они являлась результатом изучения множества программ MS Office и возможностей MS Excel. Предложенный вашему вниманию урок явился гармоничным объединением этих знаний. Задачи, решаемые на уроке жизненные, связанные с изучаемыми предметами.
Литература:
1. Макарова, Н. В. Информатика. Задачник по моделированию. - 9 класс. – СПб.: Питер, 2001.
2. Чернов, А. А., Чернов, А. Ф. Информатика. Сборник элективных курсов. – 9 класс. – Волгоград: Учитель, 2007.





















Рецензия:

Методические рекомендации написаны на одну из очень важных тем, так как практические и лабораторные занятия присутствуют в каждом предмете.
Цель методических рекомендаций показать основные способы и приемы организации лабораторных и практических работ, их оформление и проведение. Важным пунктом, отраженным в методической разработке, является проверка и оценка работы.
В качестве лабораторно-практического занятия рассмотрен урок на тему: «Решение прикладных задач в Excel». Урок изучения нового учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного. Полностью приведена и рассмотрена теоретическая часть темы. Для лабораторно-практического занятия в приложениях приведены инструкционная карта с ходом занятия и его основными моментами, наглядные пособия, карточки-задания.
Данные методические рекомендации является хорошим пособием для проведения лабораторно-практических занятий, а приложение дает наглядное применение данной теории.
В приведенных методических рекомендациях просматривается связь с другими предметами.
Данную методическую разработку можно рекомендовать учителям информатики для проведения практических работ по дисциплинам «Информатика» и «Математика».






Преподаватель /О.В.Сушкова /









13PAGE 15


13PAGE 14215




Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4 Заголовок 315