План-конспект урока по информатике ««Моделирование в электронных таблицах. Решение задач


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МБОУ ЗАВЕТИНСКАЯ СОШ №1 Урок - исследование по информатике «Моделирование в электронных таблицах. Решение задач» Разработка учителя информатики Толстоноженко Ю.А. с. Заветное 2014 г Цель урока : показать применение электронных таблиц для решения задач, совершенствовать навыки составления математических моделей, проверить умение учеников выделять свойства объекта, существенные для решения задачи. Задачи урока:  Обучающие : Формирование теоретических и практических навыков построения и исследования моделей с использованием электронн ых таблиц Excel .  Развивающие : систематизация знаний, формирование творческого мышления, способности анализировать и сравнивать.  Воспитательные : формирование нравственных отношений между собой, умение слушать и уважение к старшим, дисциплине, соблюдение правил техники безопасности. Тип у рока: изучение нового материала. Форма урока: урок - исследование. Методы обучения: объяснительно - иллюстративный с применением презентации; частично поисковый, исследовательский; практический. Оборудование и материалы :  компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран;  на компьютере учителя ‬ презентации « Моделирование в электронных таблицах. Решение задач», «Опис ание задачи «Биоритмы человека»»;  карточки. План урока Организационная часть 1. Сообщение о начале урока 2. Взаимное приветствие , перекличка 3. Постановка цели на урок Основная часть 1. Активизация знаний и мотивация учащихся 2. Демонстрация и объяснение нового материала 3. Практическая работа учащихся Заключительная часть 1. Оценка работ учащихся 2. Подведение итогов 3. Домашнее задание Ход урока ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 1. Сообщение о начале урока 2. Взаимное приветствие , перекличка 3. Постановка цели на урок: На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями, как модель, моделирование, формализация. Вы уже знаете какие основные этапы моделирования существуют для построения компьютерных моделей . Сегодня мы продолжим наше знакомство с моделями и модели рованием , а именно с применением этапов моделирования к решению конкретных задач. А заниматься мы будем моделированием биологического процесса ‬ биологического ритма . Но перед тем как мы приступим к изучению нового материала, мне бы хотелось проверить, как вы усвоили предыдущий материал. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Активизация знаний и мотивация учащихся Ответьте на следующие вопросы: 1. Дайте определение понятию модель. ( ответ: Модель - это аналог или заместитель реального объекта, отражающий его некоторые характеристики .) 2. Дайте определение понятию моделирование. ( ответ: Моделирование ‬ это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.) 3. Какие бывают модели? ( ответ: Все модели можно разбить на два больших класса: модели материальные и модели ин формационные ( глобус ‬ материальная, таблица Менделеева ‬ информационная) 4. Назовите основные этапы разработки информационных моделей на компьютере. ( ответ: Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере: I. Постановка задачи 1. описание задачи 2. поста новка цели моделирования 3. формализация задачи II. Построение модели 1. разработка информационной модели 2. разработка компьютерн ой моде ли III. Компьютерный эксперимент 1. разработка плана эксперимента 2. проведение эксперимента IV. Анализ полученных результатов и корректиров ка исследуемой модели В зависимости от типа задачи и инструмента исследования некоторые этапы могут «выпадать» или объединяться. 2. Демонстрация и объяснение нового материала Итак, мы вспомнили основные понятия, связанные с моделированием и готовы к следующ ему этапу. На сегодняшнем уроке мы попытаемся создать модели биологического процесса (а именно ваших биологических ритмов), пройдя все этапы моделирования. А так же проведем исследование построенных моделей, выделив благоприятные и неблагоприятные для вас периоды. Начнем работу: I этап. Постановка задачи ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ. Внимание на экран: Запуск презентации 2 . ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ . Основываясь на данных в ваших карточках №1 ( Приложение 1 ) постарайтесь самостоятельно сформулировать и записать в карточке №2 ( Приложение 2 ) цель моделирования. ≈ На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозиро вать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для раз ного рода деятельности… ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ Ответьте на вопрос: что такое формализация? ≈ Формализация - эт о процесс построения модели на формальном языке. Как вы думаете, в какой форме лучше всего будет провести формализацию нашей модели ? ≈ В виде уточняющих вопросов и ответов на эти вопросы … Итак, приступим к формализации: Возьмите карточки №2 на ваших столах… Ответ ьте на вопросы ( Приложение 2 ) используя текст с описанием задачи на карточке №1 ( Приложение 1 ) . Проверим… (слайд № 2 в презентации №1) I I этап. Разработка модели ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ . Давайте вспомним : какие формы представление информационных моделей вы знаете ? ≈ текстовая, графическая, устная, табличная, в виде жестов и сигналов и др. В какой из перечисленных форм нам будет удобнее всего представить нашу модель ? ≈ в табличной форме представления … Заполните соответствующий пункт в карточке №2 ( Приложение 2 ) . Обратите внимание на экран ‬ давайте сверимся : Наша таблица состоит из двух полей: объект и его параметры (а именно мы определим их название и значение). В данном случае объектом является человек, а параметрами: дата рождения, день отсчета, длительность прогноза, количество прожитых дней, физический биоритм, эмоциональный биоритм и интеллектуальный биоритм. Значения параметров могут быть следующими: исходные данные, расчетные данные или результаты. 3. Практическая работа учащихся КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ. Приступим к реализации информационной модели на компьютере. Давайте определим программную среду, которая подойдет для реализации нашей модели. ≈ прикладная среда табличного процессора MS Excel … Обратите внимание на экран: В этой среде информационная и математическая модели объеди няются в таблицу, которая содержит две области: исходные данные и расчетные данные (результаты). Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходны е данные и расчетные формулы. Интуитивно понятно, что все формулы будут представлять собой некоторую синусоиду, а делителем аргумента наших синусоид будет являться периодичность каждого из биоритмов. Обратите внимание, что в формулах присутствует выражени е (A9 - $B$4) - это расчет количества прожитых чело веком дней. III этап. Компьютерный эксперимент ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА 1. ТЕСТИРОВАНИЕ Провести тестирование модели. По результатам расчетов по строить общую диаграмму для трех биоритмов. 2. ЭКСПЕРИМЕНТ Произвести расчеты для других исходных данных. Исследо вать показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дни для различных видов деятельности). ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ. Сравните результаты, полученные после ввода формул, с ре зультатами, приведе нными в примере расчета. Пример расчета: Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул. Постройте диаграмму: Сохраните выполненную работу в файле Биоритмы. ЭКСПЕРИМЕНТ. Расчет биоритмов реального человека Введите в соответствующие ячейки дату рождения конкретного человека и дату отсчета. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме. IV этап. Анализ результатов моделирования Проанализировав диаграмму, выбрать в соответствующем разделе на карточке № 2 ( Прилож ение 2 ) :  Неблагоприятные для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состоя ние).  День для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмо циональное состояние хорошее).  По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Оценка работ учащихся 2. Подведение итогов Итак, давайте подведем итоги нашего урока: Для чего прибегают к моделированию ? Назовите и опишите основные этапы, которые мы сегодня прошли для построения информационной модели. Можно ли было построить модель без конкретного плана действий (те без использования этапов моделирования) ? 3. Домашнее задание Обратите внимание на экран: Запишите домашнее задание. Спасибо за внимание, все свободны!